Доклад "Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ"
статья (11 класс)
ПОказана работа по подготовке написания сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.1 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 520.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ 2021 г.
Здравствуйте, коллеги. Я учитель русского языка и литературы СОШ №7 города Медногорск. Меня зовут Бритвина Ирина Владимировна. Я хотела бы поделиться с вами тем, как я готовлю своих учеников к написанию сочинения по русскому языку в 11 классе. К сожалению, время моего выступления ограничено, поэтому о работе над сочинением буду говорить сжато. Я уверена, что приемы подготовки каждый из нас хорошо знает и использует в своей работе, поэтому не думаю, что открою для вас что-то существенно новое, но, тем не менее, объясню, как это делаю я.
Передо мной стоит цель:
- подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена;
Задачи:
- понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
- логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;
- научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
- аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
Небольшие элементы подготовки к написанию сочинения я начинаю уже в 5 классе на уроках литературы. Я считаю, что это необходимо делать, так как в 11 классе идет всего лишь отработка того, что ученики уже умеют. Стараюсь, чтобы мои ученики внимательно читали произведения, ведь от этого зависит правильное его восприятие. Большое внимание уделяю анализу произведений. После прочтения задаю детям вопросы по содержанию и прошу дать развернуты ответы, чтобы проверить глубину и точность восприятия произведения. Предлагаю и тексты небольшие, для экспресс- работы, после чего обязательно задаю вопросы. Например,
- Кто автор произведения? О чем говорится в тексте? Какие слова являются ключевыми? А что этим хотел сказать автор?
Обязательно обращаю внимание на то, кто является автором, так как написание сочинения в 11 классе идет с опорой на предложенный текст.
На уроках литературы в 5-9 классах использую упражнение «Название». Предлагаю прочитать небольшой текст. Затем предлагаю выбрать из предложенного перечня названий то, которое подходит именно к тексту, что мы разбираем. После этого ребята заполняют карточки такого содержания: «Название текста» - так можно было бы озаглавить отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина, предположим. Писатель размышляет о живой
связи человека с родиной, о значении родины в (становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина. Таким образом, учу находить в произведении проблему. Ведь правильно найти проблему очень важно, от этого будет зависеть, верно ли выпускники составят содержание сочинения.
Непосредственно писать сочинение по русскому языку так, чтобы оно соответствовало критериям, начинаю в 10 классе. Уже на вводных занятиях «Курса по подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку» я знакомлю детей с критериями оценивания сочинения. Обязательно разбираем каждый критерий и обращаем внимание на количество баллов, которое за это можно получить. Подчеркиваю, что это задание сложное, именно поэтому за него можно получить хорошие баллы. Конечно, убеждаю учеников, что сочинение не должно отклоняться от критериев, чтобы оно впоследствии было заслуженно высоко оценено. Таким образом, в наших тетрадях для подготовки прописаны либо вклеены критерии, согласно которым будем создавать сочинение. Обращаю внимание и на объем сочинения, настраиваю на то, что сочинения не должны быть объемом менее 150 слов. Напоминаю, что категорически запрещается просто пересказывать текст, не анализируя его и использовать в анализе большое количество цитат. Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов. Конечно, если есть изменения, то обязательно в 11 классе говорю об этом.
Далее мы рассматриваем композицию сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Записываем план сочинения в тетрадь. В 10 классе, в сентябре-ноябре, чтобы запомнить последовательность строения сочинения, предлагаю периодически такое задание:
- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.
| Проверим себя:
|
Первое сочинение-рассуждение по предложенному тексту я обычно диктую своим ученикам уже в готовом виде. То есть заранее пишу его, оно будет служить ребятам образцом для дальнейших их сочинений. Мы в тетради оставляем широкие поля, на которых в процессе написания готового сочинения делаем пометки. Пометки такого рода: как называется каждый абзац, где в комментарии аргумент, где значение аргумента, где цитата. То есть составляется каркас на полях. Первое время в 10 классе разрешаю пользоваться образцом, чтобы запомнить последовательность абзацев. Конечно, не обходится и без клише. Предлагаю определенный набор фраз для каждого абзаца сочинения.
Следующее сочинение пишем вместе. Раздаю распечатанные тексты небольшого объема. Обычно в 10 классе выбираю тексты несложные, чтобы ученики освоили сам процесс создания сочинения-рассуждения. Начинаем с того, что внимательно читаем текст, подчёркиваем в нём основные мысли, важные слова, фразы, художественные средства, которые использует автор. Ученики должны найти в нём тот материал, который будет использован при анализе.
После того, как текст внимательно прочитан, и все необходимое ребята подчеркнули, они начинают заполнять таблицу. Выделяют проблемы и к прописывают позицию автора по проблеме. Например, по тексту Елены Анатольевны Сикирич таблица будет выглядеть таким образом
Проблемы | Позиция автора |
1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?) | Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты». |
2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?) | Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим. |
3. Проблема «формальных» связей. (Почему « формальные» связи могут быть хуже одиночества?) | «Формальным» связям свойственно притворство, которое порождает пустоту. |
Можно ребятам предложить ряд проблем по тексту, а они должны выбрать те, которые действительно есть, а какие отсутствуют. Такое упражнение тоже способствует отработке навыка находить проблему.
Теперь можно выбрать ту проблемы, которая будет наиболее понятной ученикам. Позиция автора по этой проблеме у нас уже частично прописана в таблице. Я предлагаю ученикам начинать сочинение с нескольких вопросов, связанных с проблемой, чтобы плавно перейти к самой постановке проблемы.
Теперь самое сложное - написать комментарий сочинения – рассуждения. Мои ученики знают приемы смысловой связи. Я уверена, что вы тоже своих выпускников этому учите.
приём | Ключевой вопрос |
1.Приём противопоставления | Что чему противопоставлено, то есть что лежит в основе противопоставления? (через союзы А, НО) |
2. Приём сопоставления | С чем это сравнивается? ИЛИ Что с чем сопоставляется? |
3. Приём определения | Что означает это слово? |
4. Приём указания на следствие | Каковы причины явления и что из этого следует? Как это может сказаться на… ? Из чего это следует? Что с этим связано? |
5. Приём аналогии | На что это похоже? |
6. Приём выделения | Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? |
7.Приём объяснения | Почему? Чем это можно объяснить? |
8.Приём подтверждения | Как это подтверждается автором? |
9. Приём детализации | Какие детали позволяют раскрыть проблему? |
Самый лёгкий для написания приём – это приём противопоставления, то есть приём контраста или приём антитезы. Поэтому, после того как прочитаете текст, посмотрите, есть ли в нём противопоставления (поступков героев; разных точек зрения; разного отношения к одному и тому же явлению, разных временных отрезков, социальное неравенство и т.д.). Если есть, то пишем комментарий к проблеме, основываясь на приёме противопоставления. Если противопоставления нет, посмотрите приём аналогии или сопоставления: сравнивается ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления // действия? Безусловно, приём, лежащий в основе ваших примеров-иллюстраций, не должен появиться ни с того ни с сего. Указания на него вы должны сделать в комментарии к проблеме.
Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.
В качестве комментария можно использовать:
- примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
- размышления автора, связанные с проблемой;
- цитаты;
- описания;
- истории;
- точки зрения, которые приводит автор;
- средства выразительности, тропы;
- слова, выражения, важные для понимания проблемы.
Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу. В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения).
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.
По требованиям в сочинении должно быть 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую, между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
Недостаточно указать логическую связь (причина - следствие, вывод), важно также проанализировать эту связь, объяснить, что в ней примечательного, что мы можем понять, если сопоставим, противопоставим примеры из текста.
Например, примеры не просто так противопоставлены друг другу, а помогают отразить изменения, произошедшие в душе рассказчика и т.д.
Напоминаем ученикам, что НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний.
После написания комментария пишем остальные абзацы. Позиция автора у нас уже практически готова, она была прописана в связи с проблемой. Формулируем свою позицию, не забываем раскрыть ее и объяснить, почему так думаем.
Подтверждаем позицию (можно приводить как пример из литературы, так и пример из жизни, еще можно использовать логические доводы, обращение к авторитетам и т.д.). После этого пишем заключение. Я напоминаю ученикам, что заключение должно соответствовать той проблемы. По которой вы писали все сочинение- рассуждение. Когда работа над созданием сочинения закончена- проверяем ошибки.
Особое внимание следует обратить на:
- соотнесённость глагольных форм
- пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию)
- лексические повторы
- фактические ошибки
- орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов)
Теперь сочинение можно переписывать. Такая совместная работа проводится в 10 классе. Потом ученики пишут сочинение самостоятельно. Если я вижу, что какой –то этап сочинения западает, то, конечно, нахожу время, чтобы этот пробел отработать.
Такую работу я провожу со своими учениками, чтобы научить их самостоятельно и правильно писать сочинение ЕГЭ по русскому языку. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена. Задачи : - научить понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра; - логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении; - научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста; - высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
Примерные вопросы к тексту: - Кто автор произведения ? -О чем говорится в тексте? -Какие слова являются ключевыми? -А что этим хотел сказать автор ? Обязательно обращаю внимание на то, кто является автором, так как написание сочинения в 11 классе идет с опорой на предложенный текст.
Упражнение «Название» «Название текста» - так можно было бы озаглавить отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет о живой связи человека с родиной, о значении родины в (становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина.
План сочинения 1. Вступление. 2. Основная проблема - комментарий проблемы. 3. Два комментария-примера из текста к проблеме. Комментарий к каждому примеру. Смысловая связь между ними. 4. Позиция автора. 5. Собственное отношение к позиции автора с обязательным его обоснованием. 6. Заключение.
Проблема. 1.Смысловая связь. 2. Своя позиция и её обоснование. 3. Позиция автора. 4. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. 5. Заключение. 6. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. Проверим себя: 1. Проблема. 2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. 3. Смысловая связь примеров. 4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия. 5. Позиция автора. 6. Своя позиция и её обоснование. 7. Заключение.
Проблемы Позиция автора 1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?) Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты». 2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?) Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим. 3. Проблема «формальных» связей. (Почему « формальные» связи могут быть хуже одиночества?) «Формальным» связям свойственно притворство, которое порождает пустоту.
5 приём Ключевой вопрос 1.Приём противопоставления Что чему противопоставлено, то есть что лежит в основе противопоставления? (через союзы А, НО) 2. Приём сопоставления С чем это сравнивается? ИЛИ Что с чем сопоставляется? 3. Приём определения Что означает это слово? 4. Приём указания на следствие Каковы причины явления и что из этого следует? Как это может сказаться на… ? Из чего это следует? Что с этим связано? 5. Приём аналогии На что это похоже? 6. Приём выделения Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? 7.Приём объяснения 8.Приём подтверждения 9. Приём детализации Почему? Чем это можно объяснить? Как это подтверждается автором? Какие детали позволяют раскрыть проблему?
Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте . В качестве комментария можно использовать: -примеры , которые приводят авторы в своих текстах; -размышления автора, связанные с проблемой; -цитаты ; -описания ; -истории ; -точки зрения, которые приводит автор; -средства выразительности, тропы; -слова , выражения, важные для понимания проблемы.
Напоминаем ученикам, что НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование» . Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний.
Особое внимание следует обратить на : - соотнесённость глагольных форм - пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию) - лексические повторы - фактические ошибки - орфографию ( н / нн , гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С) Примерный план сочинения по прочитанному тексту. 1. Проблема (проблемы) текста Философские, социальные, политические, экологические, нравственные (эстетические).
Подготовка к EГЭ. Часть С....
Выпускное сочинение в 11 классе. Полезные ссылки при написании сочинения
Полезные ссылки...
Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"
Мной разработана система уроков по проблеме "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй. Тема урока: "Структура сочин...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.
Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.
В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....