Рабочая программа для 10- 11 классов
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Уровень образования (класс) среднее общее образование 10-11 классы
Количество часов 170 - в 10 классе 102, в 11 классе – 68
Уровень базовый
Планирование составлено на основе рабочей программы по «Физической культуре» автора Лях В.И. Сборник «Примерные программы. Физическая культура». Москва: «Просвещение», 2019 год
В соответствии с ФГОС СОО.
1.Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Федерального Государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10 и 11 классов направлена на достижение старшеклассниками личностных, метапредметных м предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты в ходе освоения предмета "Физическая культура"должны отражать:
– российской гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
– гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
– готовность к служению Отечеству, его защите;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
– принятие и реализацию ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
– бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умений оказывать первую помощь;
– осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
– сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы проявляются в следующих умениях, навыках, способностях:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
– владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты отражаются: в умениях использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; во владении современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний; во владении способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических способностей. Изучение предмета "Физическая культура" должно создать предпосылки для овладения учащимися физическими упражнениями разной направленности с целью использования их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно из самых серьезных требований в ходе изучения предмета - научение учащихся владению технико-тактическими приемами (умениями) базовых видов спорта и их применение в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты отражаются: в умениях использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; - овладении современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержанияработоспособности, профилактики предупреждения заболеваний;
- овладении способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических способностей.
Изучение предмета "Физическая культура" должно создать предпосылки для овладения учащимися физическими упражнениями разной направленности с целью использования их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно из самых серьезных требований в ходе изучения предмета - научение учащихся владению технико-тактическими приемами (умениями) базовых видов спорта и их применение в игровой и соревновательной деятельности.
На основании полученных знаний во время урочных занятий и посредством изучения материала учебника учащиеся должны уметь объяснять:
∙ роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
∙ роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
∙ индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
∙ особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
∙ особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
∙ особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
∙ особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
∙ особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристика их оздоровительной и развивающей эффективности.
Соблюдать правила:
∙ личной гигиены и закаливания организма;
∙ организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
∙ культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
∙ профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
∙ экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
∙ самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
∙ контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
∙ приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
∙ приемы массажа и самомассажа;
∙ занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
∙ судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
∙ индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
∙ планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
∙ уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
∙ эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
∙ дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м, с Бег 100 м, с | 5,0 14,3 | 5,4 17,5 |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, кол-во раз Прыжок в длину с места, см | 10 – 215 | – 14 170 |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км, мин. с Кроссовый бег на 2 км, мин. с | 13.50 – | – 10.00 |
Двигательные умения, навыки и способности
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12–15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 x 2,5 м с 10–12 м (девушки) и 15–25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 x 1 м с 10 м (девушки) и с 15–20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 1), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
Социо-культурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Представление о соревновательной и трени ровочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: "теоретическая", "физическая", "техническая", "тактическая" и "психологическая подготовка", их взаимосвязь.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур указана в программах 1–9 классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.
СПОСОБЫ (УМЕНИЯ, НАВЫКИ) ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Организация и планироваание самостоятельных занятий физическими упражнениями (самостоятельной оздоровительной тренировки,утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней), приобретенных в начальной и основной школе.
Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса.
Контроль за индивидуальным здоровьем на основе: методов измерения морфо-функциональных показателей по определению массы и длины тела, весоростового соотношения, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной емкости легких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (силовых, скоростных, выносливости, гибкости и координационных способностей).
Ведение дневника самоконтроля о собственном физическом состоянии (по признакам утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, по показателям физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки в связи с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши).
Владение способами прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы.
Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с продолением полос препятствий.
Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклонному и вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные виды ходьбы и приседания с партнером, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия.
Легкая атлетика (юноши): метание утяжеленных мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересеченной местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища.
Физическое совершенствование
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол).
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов и упоров, опорных прыжков, акробатических упражнений, комбинаций из ранее изученных элементов.
Легкая атлетика: совершенствование техники спринтерского бега, эстафетного бега, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на дальность.
Плавание не проводиться из за отсутствия бассейна.
Лыжная подготовка отсутствует по причине погодных условий.
«Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет
№ п/п | Физические способ-ности | Контрольное упражнение (тест) | Воз-раст, лет | Уровень | |||||
Юноши | Девушки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скорост-ные | Бег 30 м, с | 16 17 | 5,2 и ниже 5,1 | 5,1–4,8 5,0–4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,9–5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
2 | Координа-ционные | Челночный бег 3 х 10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0–7,7 7,9–7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3–8,7 9,3–8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195–210 205–220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170–190 170–190 | 210 и выше 210 |
4 | Вынос- ливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 и ниже 1100 | 1300–1400 | 1500 и выше 1500 | 900 и ниже 900 | 1050–1200 1050–1200 | 1300 и выше 1300 |
5 | Гиб- кость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9–12 9–12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12–14 12–14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8–9 9–10 | 11 и выше 12 | 6 и ниже 6 | 13–15 13–15 | 18 и выше 18 |
3. Тематическое планирование.
№п/п | Разделы | Количество часов | |||
10 | 11 | ||||
Базовая часть | 116 | ||||
58 | 58 | ||||
I | Знания о физической культуре Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | В процессе урока | В процессе урока | ||
II | Физическое совершенствование Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | В процессе урока | В процессе урока | ||
Легкая атлетика Легкоатлетические упражнения | 14 | 14 | |||
Спортивные игры | (44) | ||||
Баскетбол. (Лыжные гонки) | 12 | 12 | |||
Волейбол, (в процессе урока футбол) | 20 | 20 | |||
Упражнения общеразвивающей направленности Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | В процессе урока | В процессе урока | |||
Гимнастика с элементами акробатики Строевые упражнения ( в процессе уроков) Акробатические упражнения и комбинации ( в процессе уроков) Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( в процессе уроков) | 12 | 12 | |||
Элементы единоборств | - | - | |||
Вариативная часть (10) | |||||
Физическое совершенствование Кроссовая подготовка | 10 | 10 | |||
Кроссовая подготовка. | 10 | 10 | |||
Итого | 68 | 68 |
Содержание | Основные действия учащихся (УУД) |
Знания о физической культуре (в процессе уроков) | |
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании. Основы здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека. Особенности физического развития человека. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма. Рациональное питание. Оказание первой медицинской помощи | Сбор и воспроизведение сведений о содержании индивидуальных занятий физическими упражнениями и влиянии их на развитие функций основных систем организма. Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни. Анализировать состояние своего здоровья. Анализировать поступки, негативно влияющие на здоровье. Формировать индивидуальную систему ЗОЖ Знакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм. Осваивать правила оказания первой медицинской помощи. Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм. Отрабатывать приемы оказания первой медпомощи. |
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха. Вредные привычки | Описание способов организации и правил подвижных игр и соревнований, выполнения физических упражнений на прогулках, в семье, пеших туристических походов. |
Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие функций систем организма. Основы медицинских знаний. Оказание первой медпомощи. | Составление комплексов упражнений по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности). Отрабатывать приемы оказания первой медпомощи. Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм. Отрабатывать приемы оказания первой медпомощи. |
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. | Описание способов контроля физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). |
Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями. | Составление комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, содержания занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации, закаливания организма способом обливания. |
Правила ведение дневника самонаблюдения. | Ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия) и уровнем физического развития и физической подготовленности |
История зарождения древних и современных Олимпийских игр. Олимпийское движение в России. | Сбор и воспроизведение сведений по мифам и легендам, выяснение роли Пьера де Кубертена в становлении и развитии мирового Олимпийского движения. Сообщение сведений о выдающиеся успехах отечественных спортсменов по различным источникам информации |
Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для разнообразного эффекта воздействия на организм человека. | Отбор и описание упражнений по различным признакам и эффекту воздействия (оздоровительному, коррекционному, образовательному, тренирующему) |
Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек. | Описание способов контрольных измерений уровня проявления основных физических способностей. |
Профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи. | Определение ситуаций, требующих применения правил предупреждения травматизма, описание способов оказания первой доврачебной помощи. |
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в физкультурной деятельности. | Описание функций судьи, групповода, капитана команды помощника учителя при организации и проведении упражнений, игр, соревнований. |
Способы физкультурной деятельности. Физическое совершенствование 116 часа (58 и 58) | |
Гимнастика с элементами акробатики 24 (12 +12) Строевые упражнения ( в процессе уроков) Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; из колонны по два, по четыре, по восемь в колонну по одному в движении; строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Различение и выполнение строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Акробатические упражнения и комбинации ( в процессе уроков) Кувырок вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью. Опорные прыжки – вскок в упор присев, соскок прогнувшись; прыжок ноги врозь (козел в ширину). Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и количество до 4 элементов. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания качества действий. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( в процессе уроков)Гимнастическое бревно – девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев и полушпагат; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек. Брусья разной высоты - девушки: наскок в упор прыжком на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев. Гимнастическая перекладина (низкая и высокая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; из седа на бедре соскок поворотом. Подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и количество до 4 элементов. Демонстрирование выразительности, красоты движений. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания при сочетании количественных и качественных показателей. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Легкая атлетика. (28 часов (14 и 14) Легкоатлетические упражнения Старты (высокий, с опорой на одну руку) с последующим ускорением 15-30 м. Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный. Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание»). Метание малого мяча: на дальность отскока от стены, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель. Броски набивного мяча: двумя руками с места, то же с шага, снизу вверх на заданную и максимальную высоту; ловля после броска партнера. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)». | Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций. Преодоление дистанций до 1200 м. Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и тренировочного воздействия на функции систем организма. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений. Проявление волевых качеств: настойчивости, упорства, целеустремленности. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях максимальной результативности деятельности, сдача контрольных нормативов. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Физическое совершенствование. Кроссовая подготовка 20 часов (10 и 10) | |
Кроссовая подготовка 28 часов (18 и 10) Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками). | Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций. Преодоление дистанций до 1200 м. Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и тренировочного воздействия на функции систем организма. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений. |
Спортивные игры 64 часа Баскетбол (12 и 12): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия свободного нападения; игра по правилам мини-баскетбола Волейбол (20 и 20): специальные упражнения и технические действия без мяча; нижняя прямая подача мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам. Футбол ( в процессе урока): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам мини-футбола. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Выполнение упражнений с мячом в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Выполнение правил соответствующей спортивной игры. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, командах. Применение технических приемов в простых тактических действиях. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: быстроты, скоростно-силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых и личностных качеств: настойчивости, инициативности, смелости, решительности, сообразительности, находчивости, честности и справедливости. Проявление умения управлять эмоциональным состоянием. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Физическое совершенствование ( в процессе урока) | |
Развитие координационных способностей | |
Гимнастика с элементами акробатики Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девушки); упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики. Легкоатлетические упражнения Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками). Спортивные игры Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; игра по упрощенным правилам; игры и игровые задания 2:1,3:1, 3:2, 3:3; типы бега с изменением направления и скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Применение отбора упражнений с учетом соответствия форме проявления способности и эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, тренирующему). Применение способов контрольных измерений уровня проявления координационных способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Выполнение роли проводящего упражнений, оказание помощи и страховки. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление эмоциональной сдержанности, настойчивости, смелости, аккуратности, сообразительности. Организация и проведения подвижных игр и соревнований. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие выносливости ( в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Комплексы аэробной и ритмической гимнастики. Легкоатлетические упражнения Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка Спортивные игры Эстафеты; подвижные игры с мячом; двусторонняя игра Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение заданий продолжительностью до 12–15 мин. не снижая эффективности. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Применение способов контрольных измерений уровня проявления выносливости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление волевых качеств, честности и эмоциональной устойчивости. Составление и проведение простейших комплексов ритмической и аэробной гимнастики. Организация и проведения подвижных игр и соревнований. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие быстроты (в процессе урока) | |
Легкоатлетические упражнения Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью. Спортивные игры Бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п.; ведение мяча в различных стойках с максимальной частотой движений; подвижные игры и эстафеты с мячом | Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению быстроты. Выполнение заданий за минимальное время (7-10с). Применение способов контрольных измерений уровня проявления быстроты. Определение по объективным и субъективным показателям степени восстановления работоспособности. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Организация и проведения подвижных игр, эстафет и соревнований. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие скоростно-силовых способностей ( в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Опорные прыжки; прыжки со скакалкой; броски набивного мяча. Легкоатлетические упражнения Всевозможные прыжки и многоскоки; метания и броски на дальность и в цель разных снарядов из разных и.п.; толчки и броски набивных мячей. «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Спортивные игры Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками на дальность и в цель. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение упражнений с отягощениями до 3 кг. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов контрольных измерений уровня проявления скоростно-силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие силовых способностей и силовой выносливости (в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Лазание по канату, гимнастической лестнице. Юноши: общеразвивающие упражнения с набивными мячами, гантелями; висы согнувшись, прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; комплексы атлетической гимнастики. Девушки: смешанные висы; подтягивание в висе лежа; общеразвивающие упражнения с набивными мячами; комплексы упражнений шейпинга. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя с учетом возрастных и половых особенностей. Выполнение упражнений с отягощениями до 3 кг. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Применение способов контрольных измерений уровня проявления силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Определение по объективным и субъективным показателям степени восстановления работоспособности. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Отбор и применение упражнений по эффекту локального воздействия на мышечные группы и режиму работы мышц. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие гибкости ( в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке; с предметами; комплексы стретчинга. Легкоатлетические упражнения Комплексы специально-развивающих упражнения с большой амплитудой Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)». | Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению гибкости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов контрольных измерений уровня проявления гибкости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление терпеливости и настойчивости, эмоциональной устойчивости. Использование инвентаря и снарядов, помощи партнера для достижения максимального результата при выполнении упражнений, осуществление доверительного взаимодействия с партерами. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Формирование правильной осанки и телосложения (для всех видов программного материала) | |
Упражнения на формирование навыка правильной осанки без предметов и с предметами; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих поддержание положения правильной осанки; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц, обеспечивающих профилактику плоскостопия, развития равновесия; упражнения на напряжение и расслабление мышц; игры с использование гимнастических и акробатических упражнений; комплексы стретчинга, шейпинга. | Определение индивидуальных особенностей осанки и телосложения, понимание специфики влияния упражнений на процессы, происходящие в организме. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выполнение изученных действий индивидуально и в группах. Применение способов контрольных измерений положения осанки, состояния свода стопы и особенностей телосложения. Фиксирование результатов и определение динамики изменений состояния. Составление и проведение простейших комплексов оздоровительной гимнастики и стретчинга. Организация и проведения подвижных игр. |
Совершенствование адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды (в процессе урока) | |
Упражнения с разным типом дыхания в разных положениях; упражнения в воде, на открытом воздухе, в различных погодных и температурных условиях; комплексы утренней гимнастики и физкультпауз; приемы самомассажа, закаливания способом обливания; релаксационные упражнения; игры на прогулках; пешие походы; комплексы упражнений из ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Проведение комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, лыжной подготовкой, купание, простейшие способы и приемы самомассажа и релаксации, закаливающих водных и воздушных процедур, дыхательной гимнастики. Консультирование с врачом по содержанию и дозированию упражнений лечебного и оздоровительного воздействия. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Использование формы одежды, соответствующей индивидуальным особенностям, характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
В связи с отсутствием условий для проведения часов «Лыжной подготовки» «Плавания» часы заменены на «Кроссовую подготовку». Часы раздела «Знания о физической культуре» реализуются в процессе всех уроков.
4. Материально- техническое обеспечение учебного процесса
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Учебники. | |
2. Печатные пособия | ||
2 | Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А.Зданевича/ авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. – Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2012. – 171с. | 1 |
3 | Сборник «Рабочие программы. Физическая культура» В.И.Лях – М.: Просвещение, 2014г. | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
- | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
- | ||
5. Игры и игрушки | ||
Мячи, скакалки, ракетки | По кол-ву уч-ся | |
6. Оборудование зала | ||
Спортивные сооружения: спортивный зал с разметкой игровых площадок, пришкольная спортивная площадка или стадион, бассейн, зал для занятий ЛФК, при возможности – место для занятий в естественных условиях природы. Спортивное оборудование: баскетбольные щиты, волейбольная сетка, футбольные ворота. Спортивные и гимнастические снаряды: гимнастическое бревно, канат для лазания, гимнастический козел, конь, гимнастические скамейки (жесткие, длиной 4 м) , подкидной мостик. Спортивный и гимнастический инвентарь: волейбольные, баскетбольные, футбольные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи разного диаметра. Инвентарь для обеспечения безопасности, самоконтроля и личной гигиены: гимнастические маты, зеркала, яма с песком, душ. Инвентарь для сигнализации и регулирования параметров выполнения упражнений: стойки и планка для прыжков в высоту, фишки. Инвентарь для фиксирования результатов выполнения упражнений: секундомер, рулетка измерительная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...