Рабочая программа для 10- 11 классов
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Уровень образования (класс) среднее общее образование 10-11 классы
Количество часов 170 - в 10 классе 102, в 11 классе – 68
Уровень базовый
Планирование составлено на основе рабочей программы по «Физической культуре» автора Лях В.И. Сборник «Примерные программы. Физическая культура». Москва: «Просвещение», 2019 год
В соответствии с ФГОС СОО.
1.Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Федерального Государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10 и 11 классов направлена на достижение старшеклассниками личностных, метапредметных м предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты в ходе освоения предмета "Физическая культура"должны отражать:
– российской гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
– гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
– готовность к служению Отечеству, его защите;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
– принятие и реализацию ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
– бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умений оказывать первую помощь;
– осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
– сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы проявляются в следующих умениях, навыках, способностях:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
– владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты отражаются: в умениях использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; во владении современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний; во владении способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических способностей. Изучение предмета "Физическая культура" должно создать предпосылки для овладения учащимися физическими упражнениями разной направленности с целью использования их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно из самых серьезных требований в ходе изучения предмета - научение учащихся владению технико-тактическими приемами (умениями) базовых видов спорта и их применение в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты отражаются: в умениях использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; - овладении современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержанияработоспособности, профилактики предупреждения заболеваний;
- овладении способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических способностей.
Изучение предмета "Физическая культура" должно создать предпосылки для овладения учащимися физическими упражнениями разной направленности с целью использования их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно из самых серьезных требований в ходе изучения предмета - научение учащихся владению технико-тактическими приемами (умениями) базовых видов спорта и их применение в игровой и соревновательной деятельности.
На основании полученных знаний во время урочных занятий и посредством изучения материала учебника учащиеся должны уметь объяснять:
∙ роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
∙ роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
∙ индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
∙ особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
∙ особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
∙ особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
∙ особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
∙ особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристика их оздоровительной и развивающей эффективности.
Соблюдать правила:
∙ личной гигиены и закаливания организма;
∙ организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
∙ культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
∙ профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
∙ экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
∙ самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
∙ контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
∙ приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
∙ приемы массажа и самомассажа;
∙ занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
∙ судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
∙ индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
∙ планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
∙ уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
∙ эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
∙ дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м, с Бег 100 м, с | 5,0 14,3 | 5,4 17,5 |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, кол-во раз Прыжок в длину с места, см | 10 – 215 | – 14 170 |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км, мин. с Кроссовый бег на 2 км, мин. с | 13.50 – | – 10.00 |
Двигательные умения, навыки и способности
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12–15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 x 2,5 м с 10–12 м (девушки) и 15–25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 x 1 м с 10 м (девушки) и с 15–20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 1), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
Социо-культурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Представление о соревновательной и трени ровочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: "теоретическая", "физическая", "техническая", "тактическая" и "психологическая подготовка", их взаимосвязь.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Дозировка данных процедур указана в программах 1–9 классов. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.
СПОСОБЫ (УМЕНИЯ, НАВЫКИ) ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Организация и планироваание самостоятельных занятий физическими упражнениями (самостоятельной оздоровительной тренировки,утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней), приобретенных в начальной и основной школе.
Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса.
Контроль за индивидуальным здоровьем на основе: методов измерения морфо-функциональных показателей по определению массы и длины тела, весоростового соотношения, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной емкости легких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (силовых, скоростных, выносливости, гибкости и координационных способностей).
Ведение дневника самоконтроля о собственном физическом состоянии (по признакам утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, по показателям физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки в связи с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши).
Владение способами прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы.
Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с продолением полос препятствий.
Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклонному и вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные виды ходьбы и приседания с партнером, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия.
Легкая атлетика (юноши): метание утяжеленных мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересеченной местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища.
Физическое совершенствование
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол).
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов и упоров, опорных прыжков, акробатических упражнений, комбинаций из ранее изученных элементов.
Легкая атлетика: совершенствование техники спринтерского бега, эстафетного бега, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на дальность.
Плавание не проводиться из за отсутствия бассейна.
Лыжная подготовка отсутствует по причине погодных условий.
«Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет
№ п/п | Физические способ-ности | Контрольное упражнение (тест) | Воз-раст, лет | Уровень | |||||
Юноши | Девушки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скорост-ные | Бег 30 м, с | 16 17 | 5,2 и ниже 5,1 | 5,1–4,8 5,0–4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,9–5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
2 | Координа-ционные | Челночный бег 3 х 10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0–7,7 7,9–7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3–8,7 9,3–8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195–210 205–220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170–190 170–190 | 210 и выше 210 |
4 | Вынос- ливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 и ниже 1100 | 1300–1400 | 1500 и выше 1500 | 900 и ниже 900 | 1050–1200 1050–1200 | 1300 и выше 1300 |
5 | Гиб- кость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9–12 9–12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12–14 12–14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8–9 9–10 | 11 и выше 12 | 6 и ниже 6 | 13–15 13–15 | 18 и выше 18 |
3. Тематическое планирование.
№п/п | Разделы | Количество часов | |||
10 | 11 | ||||
Базовая часть | 116 | ||||
58 | 58 | ||||
I | Знания о физической культуре Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | В процессе урока | В процессе урока | ||
II | Физическое совершенствование Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | В процессе урока | В процессе урока | ||
Легкая атлетика Легкоатлетические упражнения | 14 | 14 | |||
Спортивные игры | (44) | ||||
Баскетбол. (Лыжные гонки) | 12 | 12 | |||
Волейбол, (в процессе урока футбол) | 20 | 20 | |||
Упражнения общеразвивающей направленности Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | В процессе урока | В процессе урока | |||
Гимнастика с элементами акробатики Строевые упражнения ( в процессе уроков) Акробатические упражнения и комбинации ( в процессе уроков) Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( в процессе уроков) | 12 | 12 | |||
Элементы единоборств | - | - | |||
Вариативная часть (10) | |||||
Физическое совершенствование Кроссовая подготовка | 10 | 10 | |||
Кроссовая подготовка. | 10 | 10 | |||
Итого | 68 | 68 |
Содержание | Основные действия учащихся (УУД) |
Знания о физической культуре (в процессе уроков) | |
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании. Основы здорового образа жизни. Индивидуальное здоровье человека. Особенности физического развития человека. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма. Рациональное питание. Оказание первой медицинской помощи | Сбор и воспроизведение сведений о содержании индивидуальных занятий физическими упражнениями и влиянии их на развитие функций основных систем организма. Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни. Анализировать состояние своего здоровья. Анализировать поступки, негативно влияющие на здоровье. Формировать индивидуальную систему ЗОЖ Знакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм. Осваивать правила оказания первой медицинской помощи. Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм. Отрабатывать приемы оказания первой медпомощи. |
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха. Вредные привычки | Описание способов организации и правил подвижных игр и соревнований, выполнения физических упражнений на прогулках, в семье, пеших туристических походов. |
Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие функций систем организма. Основы медицинских знаний. Оказание первой медпомощи. | Составление комплексов упражнений по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности). Отрабатывать приемы оказания первой медпомощи. Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм. Отрабатывать приемы оказания первой медпомощи. |
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. | Описание способов контроля физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). |
Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями. | Составление комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, содержания занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации, закаливания организма способом обливания. |
Правила ведение дневника самонаблюдения. | Ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия) и уровнем физического развития и физической подготовленности |
История зарождения древних и современных Олимпийских игр. Олимпийское движение в России. | Сбор и воспроизведение сведений по мифам и легендам, выяснение роли Пьера де Кубертена в становлении и развитии мирового Олимпийского движения. Сообщение сведений о выдающиеся успехах отечественных спортсменов по различным источникам информации |
Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для разнообразного эффекта воздействия на организм человека. | Отбор и описание упражнений по различным признакам и эффекту воздействия (оздоровительному, коррекционному, образовательному, тренирующему) |
Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек. | Описание способов контрольных измерений уровня проявления основных физических способностей. |
Профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи. | Определение ситуаций, требующих применения правил предупреждения травматизма, описание способов оказания первой доврачебной помощи. |
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в физкультурной деятельности. | Описание функций судьи, групповода, капитана команды помощника учителя при организации и проведении упражнений, игр, соревнований. |
Способы физкультурной деятельности. Физическое совершенствование 116 часа (58 и 58) | |
Гимнастика с элементами акробатики 24 (12 +12) Строевые упражнения ( в процессе уроков) Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; из колонны по два, по четыре, по восемь в колонну по одному в движении; строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Различение и выполнение строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Акробатические упражнения и комбинации ( в процессе уроков) Кувырок вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью. Опорные прыжки – вскок в упор присев, соскок прогнувшись; прыжок ноги врозь (козел в ширину). Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и количество до 4 элементов. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания качества действий. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Упражнения и комбинации на спортивных снарядах( в процессе уроков)Гимнастическое бревно – девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев и полушпагат; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек. Брусья разной высоты - девушки: наскок в упор прыжком на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев. Гимнастическая перекладина (низкая и высокая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; из седа на бедре соскок поворотом. Подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и количество до 4 элементов. Демонстрирование выразительности, красоты движений. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания при сочетании количественных и качественных показателей. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Легкая атлетика. (28 часов (14 и 14) Легкоатлетические упражнения Старты (высокий, с опорой на одну руку) с последующим ускорением 15-30 м. Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный. Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание»). Метание малого мяча: на дальность отскока от стены, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель. Броски набивного мяча: двумя руками с места, то же с шага, снизу вверх на заданную и максимальную высоту; ловля после броска партнера. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)». | Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций. Преодоление дистанций до 1200 м. Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и тренировочного воздействия на функции систем организма. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений. Проявление волевых качеств: настойчивости, упорства, целеустремленности. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях максимальной результативности деятельности, сдача контрольных нормативов. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Физическое совершенствование. Кроссовая подготовка 20 часов (10 и 10) | |
Кроссовая подготовка 28 часов (18 и 10) Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками). | Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций. Преодоление дистанций до 1200 м. Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и тренировочного воздействия на функции систем организма. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений. |
Спортивные игры 64 часа Баскетбол (12 и 12): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия свободного нападения; игра по правилам мини-баскетбола Волейбол (20 и 20): специальные упражнения и технические действия без мяча; нижняя прямая подача мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам. Футбол ( в процессе урока): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам мини-футбола. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Выполнение упражнений с мячом в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Выполнение правил соответствующей спортивной игры. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, командах. Применение технических приемов в простых тактических действиях. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: быстроты, скоростно-силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых и личностных качеств: настойчивости, инициативности, смелости, решительности, сообразительности, находчивости, честности и справедливости. Проявление умения управлять эмоциональным состоянием. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Физическое совершенствование ( в процессе урока) | |
Развитие координационных способностей | |
Гимнастика с элементами акробатики Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девушки); упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики. Легкоатлетические упражнения Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками). Спортивные игры Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; игра по упрощенным правилам; игры и игровые задания 2:1,3:1, 3:2, 3:3; типы бега с изменением направления и скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Применение отбора упражнений с учетом соответствия форме проявления способности и эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, тренирующему). Применение способов контрольных измерений уровня проявления координационных способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Выполнение роли проводящего упражнений, оказание помощи и страховки. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление эмоциональной сдержанности, настойчивости, смелости, аккуратности, сообразительности. Организация и проведения подвижных игр и соревнований. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие выносливости ( в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Комплексы аэробной и ритмической гимнастики. Легкоатлетические упражнения Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка Спортивные игры Эстафеты; подвижные игры с мячом; двусторонняя игра Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение заданий продолжительностью до 12–15 мин. не снижая эффективности. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Применение способов контрольных измерений уровня проявления выносливости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление волевых качеств, честности и эмоциональной устойчивости. Составление и проведение простейших комплексов ритмической и аэробной гимнастики. Организация и проведения подвижных игр и соревнований. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие быстроты (в процессе урока) | |
Легкоатлетические упражнения Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью. Спортивные игры Бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п.; ведение мяча в различных стойках с максимальной частотой движений; подвижные игры и эстафеты с мячом | Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению быстроты. Выполнение заданий за минимальное время (7-10с). Применение способов контрольных измерений уровня проявления быстроты. Определение по объективным и субъективным показателям степени восстановления работоспособности. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Организация и проведения подвижных игр, эстафет и соревнований. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие скоростно-силовых способностей ( в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Опорные прыжки; прыжки со скакалкой; броски набивного мяча. Легкоатлетические упражнения Всевозможные прыжки и многоскоки; метания и броски на дальность и в цель разных снарядов из разных и.п.; толчки и броски набивных мячей. «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Спортивные игры Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками на дальность и в цель. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение упражнений с отягощениями до 3 кг. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов контрольных измерений уровня проявления скоростно-силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие силовых способностей и силовой выносливости (в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Лазание по канату, гимнастической лестнице. Юноши: общеразвивающие упражнения с набивными мячами, гантелями; висы согнувшись, прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; комплексы атлетической гимнастики. Девушки: смешанные висы; подтягивание в висе лежа; общеразвивающие упражнения с набивными мячами; комплексы упражнений шейпинга. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя с учетом возрастных и половых особенностей. Выполнение упражнений с отягощениями до 3 кг. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Применение способов контрольных измерений уровня проявления силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Определение по объективным и субъективным показателям степени восстановления работоспособности. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Отбор и применение упражнений по эффекту локального воздействия на мышечные группы и режиму работы мышц. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Развитие гибкости ( в процессе урока) | |
Гимнастика с элементами акробатики Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке; с предметами; комплексы стретчинга. Легкоатлетические упражнения Комплексы специально-развивающих упражнения с большой амплитудой Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. «Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно – спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)». | Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению гибкости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов контрольных измерений уровня проявления гибкости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление терпеливости и настойчивости, эмоциональной устойчивости. Использование инвентаря и снарядов, помощи партнера для достижения максимального результата при выполнении упражнений, осуществление доверительного взаимодействия с партерами. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
Формирование правильной осанки и телосложения (для всех видов программного материала) | |
Упражнения на формирование навыка правильной осанки без предметов и с предметами; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих поддержание положения правильной осанки; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц, обеспечивающих профилактику плоскостопия, развития равновесия; упражнения на напряжение и расслабление мышц; игры с использование гимнастических и акробатических упражнений; комплексы стретчинга, шейпинга. | Определение индивидуальных особенностей осанки и телосложения, понимание специфики влияния упражнений на процессы, происходящие в организме. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выполнение изученных действий индивидуально и в группах. Применение способов контрольных измерений положения осанки, состояния свода стопы и особенностей телосложения. Фиксирование результатов и определение динамики изменений состояния. Составление и проведение простейших комплексов оздоровительной гимнастики и стретчинга. Организация и проведения подвижных игр. |
Совершенствование адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды (в процессе урока) | |
Упражнения с разным типом дыхания в разных положениях; упражнения в воде, на открытом воздухе, в различных погодных и температурных условиях; комплексы утренней гимнастики и физкультпауз; приемы самомассажа, закаливания способом обливания; релаксационные упражнения; игры на прогулках; пешие походы; комплексы упражнений из ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при травмах опорно- двигательного аппарата. Правила транспортировки пострадавшего. | Проведение комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, лыжной подготовкой, купание, простейшие способы и приемы самомассажа и релаксации, закаливающих водных и воздушных процедур, дыхательной гимнастики. Консультирование с врачом по содержанию и дозированию упражнений лечебного и оздоровительного воздействия. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Использование формы одежды, соответствующей индивидуальным особенностям, характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям. Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медпомощи. Накладывание повязок. |
В связи с отсутствием условий для проведения часов «Лыжной подготовки» «Плавания» часы заменены на «Кроссовую подготовку». Часы раздела «Знания о физической культуре» реализуются в процессе всех уроков.
4. Материально- техническое обеспечение учебного процесса
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Учебники. | |
2. Печатные пособия | ||
2 | Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А.Зданевича/ авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. – Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2012. – 171с. | 1 |
3 | Сборник «Рабочие программы. Физическая культура» В.И.Лях – М.: Просвещение, 2014г. | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
- | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
- | ||
5. Игры и игрушки | ||
Мячи, скакалки, ракетки | По кол-ву уч-ся | |
6. Оборудование зала | ||
Спортивные сооружения: спортивный зал с разметкой игровых площадок, пришкольная спортивная площадка или стадион, бассейн, зал для занятий ЛФК, при возможности – место для занятий в естественных условиях природы. Спортивное оборудование: баскетбольные щиты, волейбольная сетка, футбольные ворота. Спортивные и гимнастические снаряды: гимнастическое бревно, канат для лазания, гимнастический козел, конь, гимнастические скамейки (жесткие, длиной 4 м) , подкидной мостик. Спортивный и гимнастический инвентарь: волейбольные, баскетбольные, футбольные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи разного диаметра. Инвентарь для обеспечения безопасности, самоконтроля и личной гигиены: гимнастические маты, зеркала, яма с песком, душ. Инвентарь для сигнализации и регулирования параметров выполнения упражнений: стойки и планка для прыжков в высоту, фишки. Инвентарь для фиксирования результатов выполнения упражнений: секундомер, рулетка измерительная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...