ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
методическая разработка (8 класс)

Эффективные инструменты и методические рекомендации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_otkrytyy_urok.docx73.94 КБ
Файл polnoe_rukovodstvo_po_do.docx57.11 КБ
Файл uchitsya_samomu.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

        


КАК ПОДГОТОВИТЬ

ОТКРЫТЫЙ УРОК 

Составитель:

учитель математики

МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном

Ожередова Л.Ю.

        г. Пятигорск, 2021        

Содержание

Пояснительная записка.

Планирование открытого урока.

Требование к открытому уроку

(типы и виды занятий, формы и методы, цели урока)

Подготовка открытого урока.

Методическое обеспечение открытого урока.

Проведение открытого урока.

Обсуждение и анализ открытого урока (анализ и самоанализ урока)

Приложение:

  1. Схема плана урока
  2. Схема самоанализа урока
  3. Образец титульного листа методической разработки урока

Пояснительная записка.

При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. В данном методическом пособии, предназначенном для преподавателей, разрабатывающих открытое мероприятие или урок, даны краткие сведения об организации открытого урока. Раскрыты основные требования, предъявляемые к современному уроку.

Краткий обзор форм организации учебных занятий поможет сориентироваться в их многообразии при подготовке к уроку, а схема самоанализа даст возможность преподавателю дать более объективную оценку своему уроку.

Подготовка к уроку - это творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме.

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, элементом методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытый урок, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок; создание своей системы учебно-воспитательной работы.

Для проведения открытого урока может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (40-45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых уроков (предметной недели) в каждой методическом объединении, на основании которых составляется единый график проведения открытых уроков.

Основными критериями для оценки эффективности открытого урока должны быть качество знания, умений и навыков, приобретенных обучающимися.

Открытые уроки для всех преподавателей направлены на оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Планирование открытых уроков.

На заседании методического объединения в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в данном учебном году. Как правило, открытые уроки планируются на проведение предметной недели. На основании обсуждения творческого опыта преподавателей, составляется план проведение открытых уроков.

При составлении плана проведения открытого урока целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых уроков и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки. Проведение открытого урока так же может планироваться по индивидуальному  графику аттестации преподавателя.

При планировании открытых уроков необходимо сразу определить конкретную методическую цель каждого из уроков.

Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятия. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.

Требования к открытому уроку.

Уровень уроков должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.

Методическая оптимальность уроков должна определить правильность избранного ею вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении, правильное распределение времени на структурные элементы урока.

Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели урока, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, являются основными требованиями к открытому уроку.

Открытый урок должен служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого урока целесообразно доложить на заседании методической комиссии о проделанной работе и своих наблюдениях.

В плане урока необходимо указать тип и вид урока. Тип учебного занятия определяется его содержанием и учебными целями.

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

  • индивидуальный устный опрос;
  • опрос по карточкам;
  • письменный опрос;
  • опрос у доски;
  • решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе преподавателю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (преподаватель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала преподаватель выясняет, насколько правильно обучающиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Обучающиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей урока, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих уроках.

Краткий перечень методов обучения

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

 Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

 Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение − это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

 Беседа. Беседа − диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” − нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

- активизирует мыслительную деятельность;

- развивает память и речь;

- делает открытыми знания обучающихся;

- имеет большую воспитательную силу;

- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим запас знаний.

 Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

 Лекция. Лекция − монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь ход занятия. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучающимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения позволяет значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

 Работа с учебником и книгой − важнейший метод обучения. Работа с книгой для обучающихся метод самостоятельной работы. Существует ряд приемов с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование − краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование − краткое изложение основных мыслей прочтенного.

- Цитирование − дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование − краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование − написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки − сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели − словесно-схематического изображения прочитанного.

- Составление тематического тезауруса − упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей − сравнительных характе-ристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Наглядные методы. 

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

 Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устныеписьменныеграфические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления −  воспроизводящие (репродуктивные) упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях − тренировочные упражнения;

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют  комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

 Устные упражнения  способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

 Письменные упражнения  используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

 К  графическим упражнениям  относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

 К учебно-трудовым упражнениям  относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений − сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем − на воспроизведение − применение ранее усвоенного − на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации − на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

 Лабораторные работы − это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Перечисленное выше отражает элементы традиционного ведения урока.  В настоящее время активно внедряются нетрадиционные методы и формы организации обучения. Нарушение традиционной системы должно быть обоснованным и оправданным и это возможно только при условии знания основ традиционной системы, на котором строится весь процесса обучения.  Преподаватель, совершенствуя формы работы, изобретает всё новые и новые формы и технологии обучения, что позволяет сделать процесс обучения не только продуктивным, но и интересным. И, конечно, позволит повысить уровень образования, что немаловажно в условиях современных требований к обучающемуся, готовому к изменяющимся социально-экономическим условиям и самостоятельному поиску новых знаний.

Вот несколько признаков нетрадиционного урока:

  1. Изменение временных рамок - нерегламентированный урок.
  2. Место проведения урока - не только аудитория учебная, но и цех, театр, музей и т.п.
  3. Использование внепрограммного  материала, углубленное проблемное рассмотрение взятой темы.
  4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого преподавателя.
  5. Возможность привлечения организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.
  6. Создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
  7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
  8. Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из числа учащихся при подготовке к уроку... и т. д.

Формы нестандартных уроков:

Это урок - деловая, ролевая игра.

Урок - конференция, пресс - конференция.

Урок    соревнование, состязание.

Урок - КВН.

Урок творчества.

Урок - бенефис.

Урок - конкурс.

Интегрированный урок.

Бинарный урок.

Урок - экскурсия.

Урок - путешествие.

Урок - литературная гостиная.

Урок - «Следствие ведут знатоки».

Урок - «Суд идет».

Урок - референдум.

Урок - «Спрашивай - отвечаем» и другие.

Особая трудность для преподавателей во время подготовки к уроку возникает при обозначении целей.

Цель урока - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить

Триединая цель урока - основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого занятие никогда не превратиться в целостную систему.

ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения

Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого обучающегося самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого"

РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

  1. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Речевое развитие - показатель интеллектуального и общего развития ученика

  1. Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

  • Учить анализировать,
  • учить выделять главное,
  • учить сравнивать,
  • учить строить аналогии,
  • обобщать и систематизировать,
  • доказывать и опровергать,
  • определять и объяснять понятия,
  • ставить и разрешать проблемы.

Овладение этими методами и означает умение мыслить

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

"Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Подготовка открытого урока.

Подготовка к открытому уроку проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей конкретного класса на данном уроке; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода урока в соответствии с требованиями плана учебного урока.

Выбор темы открытого урока преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности обучающихся на разных этапах урока.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого урока. Методическая цель отражает основную методику проведения урока.  Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

Методическая цель открытого урока может быть сформулирована следующим образом:

- методика использования персонального компьютера в решении практических задач;

- методика организации самостоятельной работы;

- активизация познавательной деятельности на уроках в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

- методика использования ТСО в процессе изложения нового материала, проверки знаний, межпредметных связей;

В соответствии с методической целью урока, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает преподаватель.

При подготовке к открытому уроку преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы.

Материально-техническое оснащение урока необходимо продумать и подготовить заранее. Следует подготовить и испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на уроке.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы урока должны работать на учебную цель занятия.

План открытого урока, методическая документация к нему подробно обсуждаются с заместителем директора по учебно-методической работе, если на нем решаются методические проблемы всего педагогического коллектива.

Коллеги должны оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия.

Методическое обеспечение открытого урока.

Полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение урока, включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

  •  журнал
  •  календарно-тематический план;
  •  план учебного урока;
  •  конспект урока;
  •  комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  •  дидактический, раздаточный материал;
  •  задания для самостоятельной работы;
  •  комплект видеоматериалов для ТСО;
  •  варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
  •  методическая разработка или рекомендации по проведению открытого урока.

К открытому уроку необходимо составить план урока (см. приложение №1) с четким и разумным распределением времени урока и указанием, что и как делают преподаватель и обучающиеся. План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как учащихся, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Примерная схема плана урока приведена в приложении, некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.

В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

Открытый урок, как говорилось уже выше, является демонстрацией опыта преподавателя над педагогической темой или проблемой, поэтому наличие поставленной методической цели урока, соответственно педагогической теме, желательно. Таким образом, методическая цель становится доминантой урока, его методическим стержнем.

Методическая разработка или методические рекомендации к открытому уроку должны отражать вопросы организации и методики учебно-воспитательного процесса на занятии.

Педагог, готовящий открытый урок, рассматривает в методической разработке учебно-воспитательный процесс в свете тех педагогических задач, которые положены в основу урока, чтобы используемые методы и средства воздействия на обучающихся, способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценить всю систему работы, и вызывали желание её усовершенствования.

Структура методической разработки должна содержать пояснительную записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль урока, педагогические цели, задачи, стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится урок.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого урока, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения урока, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Проведение открытого урока.

Проводится открытый урок в обычной деловой обстановке.

Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся и без помех наблюдать за действиями преподавателя и учащихся.

Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока, не выражать в присутствии учащихся, своего отношения к работе преподавателя, ведущего его.

Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий урок, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Обсуждение и анализ открытого учебного урока.

Обсуждение открытого урока проводиться в день его проведения.

Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь преподавателю увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

При обсуждении урока вопросы должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методов работы, о конкретных явлениях данного урока) не уводить обсуждения от поставленной цели. Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  1. Преподаватель, проводивший урок
  2. Приглашенные преподаватели
  3. Представитель администрации, ответственный за методическую работу

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил урок. Он должен четко раскрыть цель урока, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику уровня знаний, успеваемости, место урока в системе занятий, обосновав выбранные формы организации и тип урока (см. приложение № 2).

Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Развернутый самоанализ урока не только продемонстрирует присутствующим педагогическую и методическую грамотность педагога, но и предопределит возникшие в ходе урока вопросы.

Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, оборудования. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании урока, дать советы по совершенствованию системы работы.

Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают желание не только оценить критически работу коллег, но творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого урока в педагогическую практику.

Система открытого урока должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику прогрессивных форм и методов обучения и воспитания обучающихся.

Приложение № 1

Примерный план поурочного плана

(изучение нового учебного материала)

Урок № ______                         

Дата _________                         

Класс ________

Вид учебного урока___________________________________

Тип урока (изучение нового материала, закрепление полученных теоретических знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированный урок)

Тема: _______________________________________________

Цели урока ____________________________________________________

Межпредметные связи ____________________________________________________

Педагогическая технология (или методическая цель)

 ____________________________________________________

Форма организации

____________________________________________________

Используемые методы обучения ____________________________________________________

Обеспечение урока ____________________________________________________

План урока

I. Организационная часть 1 - 2 минуты

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

II. Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты

(объявление темы урока, постановка достижимых целей)

III. Актуализация опорных знаний учащихся 5-7 минут

(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)

IV. Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты

(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)

V. Изучение нового материала 15 - 20 минут

(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий)

VI. Обобщение и систематизация изученного материала 5 - 6 минут

(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)

VII. Итоговая часть занятия 3 - 5 минут

(подведение итогов урока, выставление комментированных оценок)

VIII. Сообщение домашнего задания 1-2 минуты

Приложение № 2

Схема самоанализа урока

Класс _______

Кол-во присутствующих ________

Кол-во по списку_______

Тема урока __________________________________________

Тип урока и его структура

____________________________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8. Психологическая атмосфера на занятии

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

                       

ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

Составитель:

учитель математики

МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном

Ожередова Л.Ю.

        

г. Пятигорск, 2021

Эффективные инструменты и методические рекомендации

Общие рекомендации

1

Определитесь с платформами, на которых будете хранить актуальную информацию для учеников (домашнее задание, расписание уроков). Не ограничивайтесь одним сервисом — для начала освойте несколько простых и удобных инструментов.

2

Обменивайтесь опытом и делитесь полезными инструментами с коллегами, проводите профессиональные онлайн-встречи на педагогические темы.

3

Общайтесь с детьми и родителями в чатах, проводите опросы, давайте обратную связь. Они тоже проходят адаптацию, испытывают трудности и нуждаются в поддержке.

Этапы перехода на дистанционный формат обучения

Этап 1
Определите цель и задачи на период дистанционного обучения

Этап 2
Выберите формат взаимодействия с учащимися

Этап 3
Выберите инструменты и полезные сервисы

Этап 4
Организуйте урок

Этап 5
Дайте обратную связь

Этап 1. Определите цель и задачи на период дистанционного обучения

Обозначьте для себя, каких учебных результатов от учеников Вы ждёте, как будете их оценивать и как можете помочь. Составьте план дистанционного обучения.

Этап 2. Выберите формат взаимодействия с учащимися

Есть несколько вариантов:

1

Синхронный формат предполагает совместное изучение и закрепление учебного материала при помощи дистанционных занятий с учителем в режиме видеоконференции.

2

Асинхронный формат предполагает изучение учебного материала в удобное для ребёнка время (просмотр видеозаписей уроков других педагогов, чтение учебника, конспектов).

3

Комбинирование форматов.

Синхронный формат
+
 Близок к очной форме обучения
+ Обеспечивает одинаковый темп обучения
+ Позволяет ученикам моментально задавать уточняющие вопросы

- Сложно удержать внимание
- Возможны технические неполадки
- Исключает возможность пройти материал в своём темпе (например, для болеющего ребёнка)

Асинхронный формат
+
 Позволяет изучать материал в индивидуальном темпе
Гармонично встраивается в режим ребёнка
Позволяет подбирать задания под уровень знаний ребёнка
+ Освобождает учителя от длительной подготовки к урокам

- Необходима чётко прописанная инструкция с последовательностью выполнения заданий
- Невозможно проконтролировать, что ребёнок выполняет задания самостоятельно

Важно! Прежде чем отдать предпочтение одной из форм, проверьте, насколько Ваши ученики подготовлены с технической точки зрения: есть ли у них планшеты/компьютеры с камерой и микрофоном, а также доступ к стабильному и быстрому интернету.

Если интернета нет, сообщайте родителям по телефону номера упражнений из учебника или главы, которые нужно прочитать. Если эпидемиологические условия позволяют, можно распечатать и передать дополнительное материалы. 

Главное — не терять связь с учениками, которые занимаются самостоятельно — им важна Ваша поддержка.

Этап 3. Выберите инструменты и полезные сервисы Чат на Учи.ру

Отправляйте дополнительные материалы, ссылки и обсуждайте с учениками вопросы по теме урока.

При синхронном формате

Виртуальный класс

Бесплатный сервис для проведения дистанционных занятий с группой до 35 учеников. Мы собрали все необходимые функции: виртуальная доска с маркером и указкой, демонстрация презентаций и экрана, видео, возможность дать слово ученику. Без ограничений по времени.

При асинхронном формате

Онлайн-уроки

Опытные педагоги Учи.ру проходят с детьми актуальные темы третьей и четвёртой четвертей в прямом эфире. Уроки с интерактивными заданиями длятся по 20−30 минут — дети сохраняют тонус за счёт постоянной смены деятельности, что положительно сказывается на их учебной мотивации.

Материалы для учителя

Чтобы сэкономить Ваше время и силы, мы составили подборки карточек в соответствии с темами календарно-тематического планирования и прикрепили к ним презентации и онлайн-уроки, которые Вы можете использовать для объяснения нового материала.

Домашнее задание

Задайте работу на дом всему классу или отдельным ученикам и укажите срок выполнения. Сервис автоматически проверит ответы и составит подробную статистику.

Проверочная работа

Более 150 готовых проверочных работ, в том числе для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Сервис автоматически проверяет ответы и рекомендует оценки, что значительно экономит время.

Внеурочная деятельность

Каталог с играми для внеклассных занятий, которые дополнят и углубят знания по основным предметам.

Чат на Учи.ру

Отправляйте дополнительные материалы, ссылки и обсуждайте с учениками вопросы по теме урока.

При синхронном формате

Виртуальный класс

Бесплатный сервис для проведения дистанционных занятий с группой до 35 учеников. Мы собрали все необходимые функции: виртуальная доска с маркером и указкой, демонстрация презентаций и экрана, видео, возможность дать слово ученику. Без ограничений по времени.

Этап 4. Организуйте урок, применяя выбранные формы взаимодействия и инструменты

Перед началом урока подготовьте необходимые материалы.

Презентация

Создайте презентацию в удобной для Вас программе и сохраните в формате PDF (или конвертируйте с помощью сервиса), чтобы загрузить её в «Виртуальный класс». Чтобы показывать ученикам файлы в других форматах, пользуйтесь функцией «Демонстрация экрана».

«Google Документы»

Если у Вас ещё нет аккаунтах в сервисах Google, зарегистрируйтесь. Создайте документ, список вопросов, таблицу, используя инструкцию. В настройках доступа выберите вариант «Доступ по приглашению», скопируйте ссылку и отправьте её детям в чат Учи.ру или другой мессенджер. Чтобы Вы могли отслеживать действия учеников, им также необходимо зарегистрироваться в «Google Документах».

Опрос в «Google Формах»

Если у Вас ещё нет аккаунтах в сервисах Google, зарегистрируйтесь. Создайте нужную форму, используя инструкцию. Когда закончите, отправьте ссылку детям в чат Учи.ру или любой другой мессенджер. Оповещения об ответах будут приходить Вам на почту.

Синхронный формат

Асинхронный формат

План урока

1

Подведение к теме урока

– Проблемное задание

– Таблица критического мышления по теме (столбцы «Знаю» и «Хочу узнать»)

2

Введение темы урока

– Совместное изучение с учителем в «Виртуальном классе»

– Самостоятельный поиск информации по вопросам

3

Закрепление нового материала (первичная отработка)

– Выполнение упражнений под руководством учителя в онлайн-режиме

– Алгоритм решения учебной задачи

4

Контроль и оценка

– Проверочная работа на Учи.ру

– Таблица критического мышления по теме (столбец «Узнал»)

– Видеообъяснение процессов, явлений

Этап 5. Дайте обратную связь
Дистанционное обучение во многом построено на самостоятельных занятиях учеников, поэтому важно давать им развернутую обратную связь и рекомендации.

Как давать обратную связь учащимся?

1

Похвала за что-то конкретное

2

Конструктивные замечания

3

Рекомендации с вариантами улучшения

Какие трудности могут возникнуть

Слабые ученики могут отстать от своих одноклассников.
Что делать?

1

Больше контроля с Вашей стороны и обратной связи.

2

Устанавливайте сроки выполнения заданий.

3

Чаще поддерживайте и поощряйте активность таких детей.

4

Подключайте родителей.

Методические советы по удержанию внимания во время онлайн-урока и профилактике утомляемости

В синхронном обучении

  1. Проводите уроки по расписанию.
  2. Каждые 5−7 минут задавайте вопросы и просите написать ответы в чат.
  3. Создавайте в чате голосование, добавьте в свою презентацию слайд с вопросом и вариантами ответов.
  4. Проводите фронтальный опрос, давая детям отвечать по руке-ладошке — такая функция есть в «Виртуальном классе». Или включите отвечающему камеру и микрофон.
  5. Делите детей на группы: давайте задания на Учи.ру одной, пока работаете с другой.
  6. Попросите детей написать ответ на «доске» в «Виртуальном классе».
  7. Создавайте опросы в «Google Формах» и присылайте ссылки на них в чат урока.
  8. Проводите физминутки.

Методические советы по удержанию внимания во время онлайн-урока и профилактике утомляемости

В асинхронном обучении

  1. Рекомендуйте дополнительную литературу и полезные сайты по теме (желательно со ссылками).
  2. Приглашайте детей на онлайн-уроки от специалистов Учи.ру.
  3. Давайте задания из карточек (функция «Начать урок» до 16:00).
  4. Проводите проверочные работы (ограничивайте срок выполнения несколькими днями).
  5. Используйте «Виртуальный класс», чтобы помочь со сложными заданиями.
  6. Присылайте опросы и тесты в «Google Формах».
  7. Инициируйте творческие задания и проекты.
  8. Используйте раздел «Внеурочная деятельность».
  9. Устанавливайте сроки на выполнение заданий и периодически напоминайте о них.

Взаимодействие с родителями

Чтобы переход к удалённому формату обучения прошёл как можно более плавно для всех участников, заручитесь поддержкой родителей.
Обсудите с ними:

1

цели и задачи на период дистанционного обучения;

2

формат взаимодействия с учениками;

3

сервисы и инструменты, которые планируете использовать;

4

критерии оценивания;

5

организацию удобного рабочего места для детей;

6

время, в которое Вам можно присылать выполненные задания и устраивать созвоны и видеоконференции.

Важно: период дистанционного обучения — отличная возможность для учащегося проявить самостоятельность и ответственность. Расскажите родителям, что, если что-то не получается с первого раза, — это совершенно нормально.

Успехов в организации дистанционного обучения!Учи.ру



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

                       

 

УЧИТСЯ САМОМУ,

ЧТОБЫ УСПЕШНЕЕ УЧИТЬ                                

 учить

        

Составитель:

учитель математики

МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном

Ожередова Л.Ю.

        

г. Пятигорск, 2021

Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток,

Но не иметь самостоятельных мыслей - ещё гораздо больший;

Самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский

 

         Какие бы формы и методы в образовательном процессе не избирал педагог, его эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы, его самообразованием. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации; предполагает развитие авторского мышления, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.  Решая проблему организации самообразования в учреждении педагогам необходимо обоснованно выбирать конкретную методическую тему и составить план индивидуальной образовательной траектории.  

Методическая тема – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы.                       

Цель работы – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.                                                                          

Задачи:

- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

- развитие в ОУ инновационных процессов.

Таким образом, работа педагога над методической темой – это специальный комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства.                                          

Выбор методической темы и составление плана работы осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. При индивидуальной работе методическую тему определяет сам педагог. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять учебный год или более длительный период от 2 до 3 лет.

Этапы работы над методической темой.

Этап

Содержание работы

Сроки

Диагностический

Анализ затруднений, постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Первый год работы над темой

Прогностический

Определение цели и задачи темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой

Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Второй год работы над темой (третий, четвертый)

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

Третий год работы над темой (четвертый, пятый)

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Личный план самообразования педагога.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

                Существуют разные варианты написания индивидуального плана     самообразования. Предлагаем ознакомиться педагогов с примерным планом работы над темой.

                     

Индивидуальный план самообразования

ФИО______________________________________________

МБОУ СОШ _______________________________________

Должность_________________________________________

Тема учреждения___________________________________

Индивидуальная тема________________________________

Когда начата работа над темой________________________

Когда предполагается закончить работу над темой_______

Цель самообразования_______________________________

Задачи самообразования_____________________________

Основные вопросы, намечаемые для изучения.                                              

Этапы обработки материала__________________________

Какой предполагается результат и форма его представления__________________________________________

Педагог                                         /подпись/

 

По проделанной работе над темой за год каждый педагог пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. 

Примерный план отчета по работе над темой самообразования за ________________ учебный год

Ф.И.О.________________________________________________

Должность____________________________________________

Индивидуальная тема___________________________________

Год работы над темой__________________________________

Деятельность по реализации темы____________________ (Изучил литературу, познакомился с опытом работы такого-то педагога, посетил открытые занятия, заседания МО, семинары, выступил с докладом, подготовил дидактический материал, методические пособия, разработал программу и т.д.).

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на МО, МС, ПС; тренинг, мастер-класс, открытое занятие, практикум, методический и практический семинар. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.   По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый отчет.

Примерный план

итогового отчета по самообразованию

Педагог______________________________________________

Тема учреждения______________________________________

Индивидуальная тема__________________________________

Срок и период работы над темой________________________

Цель самообразования по теме__________________________

Задачи самообразования_______________________________

Курсы повышения квалификации (дата, место, тема)_________________________________________________

Изучена литература___________________________________

Посещены: открытые занятия, заседания МО, семинары и др. мероприятия________________________________________

Проведены открытые занятия, мероприятия ______________________________________________________

Наработанный материал_______________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Форма представления материалов_______________________

Педагог                                        /подпись/

Методические рекомендации.

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы.

Наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
- не могут правильно сформулировать тему самообразования;                                           - при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
- не могут сформулировать цель и задачи работы.                                                       

Предлагаем решения обозначенных проблем, отражённые в таблице 1.

Таблица 1.

Возможная проблема

Пути решения

Затруднение с выбором темы.

Проанализируйте свою деятельность, деятельность детей (по наблюдениям, результатам диагностики) определите проблему, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

Обозначьте актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательно-воспитательного процесса.

Трудно сформулировать тему,

выделить

ее актуальность.

Для формулировки темы воспользуйтесь следующей схемой:

-ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
-ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.

Формулировка от указания на исследуемый, изучаемый процесс и на условия, в которых он изучается.

Например: «Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы, как средство повышения мотивации воспитанников».

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Организация

Влияние и т.д.

Познавательные:  

- способности;

- активность;

Умение в деятельности;

Любознательность Наблюдательность

Самостоятельность и т.д.

В доп. образовании;

В какой- либо деятельности;

В процессе знакомства или изучения чего – либо;

Подбор литературы.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать, когда подборка сделана?

- Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
- Изучите современные взгляды на проблему;
- Используйте опыт других педагогов и УДО.

Работа с изучаемой литературой.

- При чтении выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
- Записывайте наиболее важные моменты прочитанного -
краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;    

- Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;                         

 - Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Сформулировать цель и задачи

по

выбранной теме

Цель - это образ желаемого будущего. Это то, что необходимо получить или показать в результате какой-либо проделанной работы.                                  

Например: «Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы, как средство повышения мотивации воспитанников».                          

Цель: показать роль и значение информационных технологий в изучении дополнительной образовательной программы для повышения мотивации воспитанников.

Задачи - пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

изучить                                                                      условия исследовать                                                            факторы                     проанализировать                                             значение                                           рассмотреть                                                                   место                                                                       обосновать                                                              средства                объяснить                                                      возможности                        разработать                                       целесообразность                                                              экспериментально проверить             приёмы                      доказать                                                             технологии        апробировать                                           рекомендации

      Таким образом, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и его профессионально-квалификационный рост.

Литература:

  1. Руднева, Н. В. Единая методическая тема - эффективная форма организации методической работы педагогов / Н. В. Руднева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 11.
  2. Трофименко, Т. И. Материалы по самообразованию / Трофименко Т. И. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 3.  
  3. Смирнов, В. Единая методическая тема консолидирует коллектив / В. Смирнов // Народное образование. - 1999. - № 7/8.  
  4. Грабовский, А. От компетентности учителя - к профессиональной культуре коллектива / А. Грабовский // Народное образование. - 2009. - № 4.
  5. Алексеенко, М. Н. Работа по единой методической теме в образовательном учреждении / Алексеенко М. Н. // Методист. - 2009. - № 3. 
  6. Губанова, Н. А. План работы над методическими темами педагогов и единой методической темой школы / Н. А. Губанова // Завуч. - 2005. - № 2.   
  7. Мелина, В. Ю. Система работы над общешкольной методической темой педагогического коллектива школы / Мелина В. Ю., Сторчак Л. Н. // Завуч: управление современной школой. - 2008. - № 8.  
  8. Богославец, Л. Г. Работа по единой методической теме / Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 2. 
  9. Богуславская, И. Г. Работа педагогического коллектива над единой методической темой: [в свете повышения мастерства учителя и улучшения качества обучения в сред. шк.] / И. Г. Богуславская // Методист. - 2004. - № 5. 
  10.  Яковлев, В. В. Организация работы над методической темой по самообразованию учителя / В. В. Яковлев // Образование в современной школе. - 2011. - № 5.   
  11.  Поташник, М. М. Факультет М. М. Поташника. Лекция 1. Формы организации методической работы, не являющиеся профессиональными объединениями / М. М. Поташник // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 1.  
  12.  Янина, Н. С. Реализация научно-методической темы школы - одна из форм организации методической работы в образовательном учреждении / Н. С. Янина // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - № 3.  
  13.  Калугин, Ю.Е. Виды самообразования / Ю.Е. Калугин // Дополнительное образование. -2003.- №2.
  14. Созонова, О.П. Методическое сопровождение профессионального роста педагога / О.П. Созонова // Дополнительное образование и воспитание.-  2008.-№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство и дистанционное обучение учащихся

В этом разделе я буду размещать материалы, касающиеся  учебной деятельности моих учеников(5-11 классы), информацию для родителей, сценарии праздников и другие необходимые материалы....

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Аналитическая справка на период дистанционного обучения учителя-логопеда, учителя- дефектолога

Аналитическая справка во время дистанционного обучения  на 2020 год учителя-логопеда, учителя- дефектолога...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.

В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...

Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.

В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...

Статья: «Чему мы учились во время дистанционного обучения: опыт учителя центра образования».

В конце 2019-2020 учебного года дистанционное обучение перестало быть широко рекламируемой инновационной формой и получило статус одной из форм обучения в образовательных учреждениях РФ (наряду с очно...