Доклад на ШМО Тема: «Проблемное обучение на уроках истории».
статья

Барадулина Татьяна Александровна

Доклад на ШМО

Тема: «Проблемное обучение на уроках истории».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_problemnoe_obuchenie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

143570 Московская область,                                                             Тел., факс 8 (498) 316-24-39

Истринский район, с. Новопетровское,                                         Тел. 8 (498) 316-23-44

ул. Советская, дом 42.                                                                            Е- mail: npkosh@mail.ru

Доклад на ШМО

Тема: «Проблемное обучение на уроках истории».

                                                                    Из опыта работы  Барадулиной Т.А.

                                                                          2019 год

                                                             Две-три мысли, два-три впечатления

поглубже выжитые в детстве, собственным

усилием (а если хотите, так и страданием),

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,

чем самая облегченная школа…

Ф.М. Достоевский.

 

На протяжении многих лет в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Это обусловлено тем, что в традиционном процессе обучения учащийся  играет пассивную роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель, в результате чего знания формируются на уровне знакомства и мало развивают ученика.

          Одним из путей решения данной задачи является включение активных методов в процесс обучения, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый  характер.

         Проблема  организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей. Как подчеркиваю исследователи В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие, именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках истории тесно связана с подготовкой интеллектуально неполноценных школьников к самостоятельной жизни, в которой подрастающему поколению необходимы не только исторические знания, но и умения их практического применения в быстоменяющихся условиях социума, так как использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности учеников, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации умственно отсталых учащихся к обучению.

         Учителю специальной (коррекционной) школы необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение  проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.

         В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания и организации уроков истории, в которых бы уделялось внимание развитию познавательной активности умственно отсталых учащихся.

Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель?

Развитие личности предполагает:

• формирование творческого мышления,

• способности критически анализировать прошлое и настоящее,

• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.

Считается, что теоретическую основу современной технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. Основываясь на результатах своей деятельности в опытной школе Чикаго (США), в 1909 г. в книге «Как мы мыслим» он заявил о высокой эффективности обучения, в котором организована активная деятельность по самостоятельному решению детьми учебных проблем. Отвергая догматическое обучение, Дьюи впоследствии обосновал и психологические механизмы способности ребёнка решать проблемы.

В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем и выявляются способы организации проблемного обучения. Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.

В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности.

В. Оконь утверждает, что проблемное обучение – это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование учеников при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение характеризуется тем, что ученики под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач.

Проблема – сложный теоретический или практический материал, требующий решения, исследования.

Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

При объяснении нового материала на уроках истории могут использоваться две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковая беседа.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагается материал, а рассматриваются возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал.

Технология разработки проблемного вопроса такова:

 1 шаг. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.

 2 шаг. Поиск альтернативного решения, противопоставление его первому положению.

 3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.  

Проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учеников.         Задачей  школы  является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей.

   Цель проблемного обучения  заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает  из него новую информацию. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы.  Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением заключено  в следующих  моментах:  

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

1.Определение темы и основных вопросов изложения.

2.Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Обучающиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

3.Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

4.Рецептивное усвоение знаний.

1.Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.

2.Активный мыслительно-познавательный поиск обучающихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.

3.Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

4.Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность обучающихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

    Особенностью преподавания истории  является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  - к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

   Свои уроки истории стараюсь строить  с определения проблемы, по возможности самими учащимися. Затем предлагаю сформулировать рабочую гипотезу, т.е. то, что мы должны получить в ходе изучения темы. В ходе урока рабочая гипотеза и тема урока постоянно обращают на себя внимание, гипотеза корректируется. В конце урока, приходя к выводу, мы либо подтверждаем гипотезу, либо отрицаем её и формулируем окончательный вывод.

   Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»

(История России 9 класс.)

            Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917  г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 группа- поиск информации, доказывающий, что «Николай II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «Николай II – «Святой мученик».

    СЛАЙД 6

1 группа.

Факты:

-Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.

-«Кровавое воскресение», 1905 год.

-Людские жертвы во время русско –японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

-Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.

-Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.

-Неизлечимая болезнь долгожданного сына.

-Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

-Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;

-Многие считали его слабым правителем;

-Многие считали его идеальным семьянином;

-НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

         Например: Что произошло, если бы Дмитрий Донской проиграл Куликовскую битву?Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

Признаки проблемной ситуации:

1. Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.

2. Наличие неизвестного для учащегося.

3. Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.

Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера.

Например, «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: «Иван Грозный реформатор или тиран?»

Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

Например. На уроке истории в 11-х классах при изучении темы «СССР и Германия в 1940-41 гг.» учащиеся выяснили, что Советский Союз, предпринимая шаги по подготовке к войне, наращивал военную мощь, отодвигал границы. В начале войны немецкая армия быстро продвигалась по территории СССР. Выявляется противоречие и возникает проблемный вопрос: «Как вы считаете, был ли СССР подготовлен к войне с Германией?».

Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.

Задание может быть таким: Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.

Творческие задачи позволяют:

- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес,

абстрактное и логическое мышление;

- формировать навыки совместной работы;

Чтобы проблемное обучение было эффективным, учитель должен реализовать следующие ключевые условия:

- интерес учащихся к содержанию проблемы;

- посильность решения проблемы для учеников данного возраста и уровня подготовленности;

- значимость для ученика информации, получаемой при решении проблемы;

- диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных учащимися.

Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной деятельности учащихся с усвоением новых знаний.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).

    На данном этапе развития человечества проблемное обучение  просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемное обучение на уроках истории"

Доклад на тему:"Проблемное обучение на уроках истории"....

Выступление на тему "Проблемное обучение на уроках истории"

Выступление на семинаре учителей истории по теме "Проблемное обучение на уроках истории"...

Статья по теме :"Пиименение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...

Статья по теме :"Применение технологии проблемного обучения на уроках истории"

Данная статья может быть использована для выступления на методическом объединении учителей  истории и обществознания. В ней приводятся не только теоретические основы технологии проблемного обучен...

Доклад на ШМО Тема: «Проблемное обучение на уроках истории».

Доклад на ШМОТема: «Проблемное обучение на уроках истории»....

Представление опыта работы по теме "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...