Представление опыта работы по теме "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
статья по истории

Гаева Светлана Алексеевна

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya_na_urokah_istorii.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ДЖОГИНСКАЯ СОШ

ДОКЛАД

на тему:

«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания»

                    Подготовила:

                                                          учитель истории и обществознания

                   Гаева С. А.

с. Джогино  

     2020

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество». В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.

Предметные результаты проблемного диалога -качественные знания за счёт познавательной мотивации.

Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Познавательные действия- побуждающий диалог, развивающий творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия это работа в парах, группах, учащиеся учатся слушать, договариваться, распределять роли

Регулятивные - методы поиска решения учат планированию, контролю.

Личностные результаты проблемного диалога - становление характера, мотивов, ценностей, усиливает познавательную мотивацию учения.

Проблемный диалог – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

В словосочетании «проблемный диалог» слово «проблемный» означает, что на уроке усвоения новых знаний должны присутствовать два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы происходит на этапе формулирования темы урока или выдвижения гипотез для дальнейшего исследования. На этапе формирования нового знания происходит поиск решения.

Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения осуществляют ученики посредством специально организованного учителем диалога. Диалог может быть побуждающим (от проблемной ситуации, к гипотезам и проверке) и подводящим (к теме, от проблемы).

Рассмотрим некоторые методы постановки учебной проблемы на примере уроков обществознания и истории.

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления следующих педагогических действий:

- создание проблемной ситуации,

- побуждения к осознанию противоречия,

- побуждения к формулированию учебной проблемы,

- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

В качестве примера хотелось бы привести следующую ситуацию, которую я создаю на уроке обществознания в 6 классе.

Учащимся предлагается текст с сообщением о детях-маугли и детях- детях-вундеркиндах (создание проблемной ситуации).

Вопрос учителя: - Что заметили? Какое противоречие налицо? (побуждение к осознанию противоречия: в обоих случаях речь идет о детях, но одни ведут себя, как животные, а другие – нет).

Вопрос учителя: - Какой возникает вопрос? Каких признаков в человеке больше: биологических или социальных? (побуждение к формулированию учебной проблемы: «Человек – существо биологическое или социальное?»)

Как правило, часть учеников считает, что человек биологическое существо, а часть – что социальное (принятие формулировок учебной проблемы).

В ходе урока, рассмотрев сущность наследственности и социализации, возвращаемся к проблеме и, совместно с учениками, формулируем вывод (открываем новое знание): «Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное».

Из наиболее простых и приемлемых в курсе обществознания я использую подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом.

 

   Данный метод постановки учебной проблемы на уроках истории является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1.        создания проблемной ситуации;

2.        побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

3.        побуждения к формулированию учебной проблемы;

4.        принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами (1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован»)  и (2.«Была ли неизбежна Февральская революция в России 1917 года?»)  Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

2.Подводящий к теме диалог  представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. Данное задание способствует развитию логического мышления у школьников.

Примером  подводящего к теме диалога может послужить используемый мной фрагмент этапа мотивации на уроке обществознания в 6 классе.

Вопросы учителя: Зачем вы надеваете верхнюю одежду, выходя на улицу? (чтобы не замерзнуть, чтобы было тепло) Для чего вы обедаете? (чтобы утолить голод) Для чего вы ходите в школу? (чтобы получать знания, общаться с друзьями).

Подводящий к формулировке темы вопрос: Как мы можем назвать все то, что необходимо человеку для жизни? (потребности) Так какая будет тема урока? (Потребности человека)

3.Сообщение темы с мотивирующим приемом           

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Прием актуальность.

Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую - вы легко догадаетесь сами, потому что с этой темой мы сталкиваемся достаточно часто. Вы приходите на урок литературы и знакомитесь с творчеством А. Пушкина. Часто слышите по телевидению «Большой театр в Москве», видите картины красивых дам, всадниц К. Брюллова, «Явление Христа народу» А. Иванова. На слуху у всех имена композиторов Глинка, Даргомыжский. Какой век объединяет эти достижения? Правильно первая половина 19 века. О чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно о культуре. Это и есть тема нашего урока.

     Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Так как тема из рабочей программы зачастую звучит размыто и соответствует названию параграфа, то считаю достаточным формулировку ключевого понятия урока. В качестве «яркого пятна» возможно использование фрагмента мультфильма («Сказка для Наташи» в теме «Каким должен быть хозяин дома») в 6 классе, тележурнала «Ералаш» («Как все» при изучении темы «Человек в группе», «Новенький» - тема «Конфликты в межличностных отношениях») в 6 классе.

       Как правило, выбор методов постановки проблемы и поиска решения зависит от типа содержания урока. В курсе обществознания исходными дидактическими единицами являются простые и сложные понятия-определения. Это и определяет мой выбор наиболее простых форм построения проблемного диалога. Тем не менее, диалогическая форма позволяет развивать творческое и логическое мышление на этапах постановки проблемы и поиска путей ее решения. Система опорных сигналов позволяет сконцентрировать внимание учеников на главном и абстрагироваться от второстепенного материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации компетентностного подхода к обучению. Данная технология является: результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, формирование универсальных учебных действий; здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации, а возможность «открытия»  нового знания ускоряет процесс понимания и запоминания нового материала; носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах».

Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  -...

Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

Хочется отметить, что для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уме...

Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...