Выступление на тему "Проблемное обучение на уроках истории"
статья по истории на тему

Маркова Светлана Петровна

Выступление на семинаре учителей истории по теме "Проблемное обучение на уроках истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, обществе. Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.

История должна ставить обучающихся перед проблемами нравственного выбора. Школьник получает право на субъективизм и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на авторизацию и интенсификацию учебной деятельности учащихся. Во все времена педагоги мечтали об активном, мотивированном ученике, изобретали способы эффективного педагогического воздействия на него для достижения этой высокой цели. Все обучающие технологии  активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся, но в технологии проблемного обучения эти два условия рассматриваются как главная концептуальная  идея и показатель эффективности одновременно.

Проблемное обучение – технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний идет как процесс решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. ученик овладевает универсальными учебными действиями. Данная технология  пригодна для использования на всех предметах и на всех ступенях обучения, именно поэтому предметом моего проектирования является технология проблемного обучения.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания, поэтому данная работа может быть полезна и другим учителям школы, осваивающим вышеперечисленные технологии.

Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить обучающихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия, способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.

2.Проблемное обучение - активная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего происходит творческое овладение знаниями

    В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.

Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

3.Формула проблемного обучения

Проблемные ситуации

Самостоятельная  активная деятельность

Творческое  овладение знаниями

4.      Проблемное обучение это -  

  • проблемная ситуация -      состояние  интеллектуального затруднения.

  • проблемный  вопрос - противоречие,  разрешаемое посредством размышления.

  • проблемность -     противоречивость объекта , недостаточность знаний.

  • проблематизация -        способы и средства постановки  проблем.

5.  Структура проблемной ситуации

Неизвестное (новое знание, которое ученик должен  открыть его сам).

Познавательная потребность, основанная на противоречии между жизненным опытом детей и историческими фактами и законами.

Прошлый опыт, достигнутый уровень знания и развития.

6. Способы создания проблемных ситуаций

Ситуация неожиданности - проблемная ситуация «с удивлением».

Ситуация предположения.

Различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Ситуация выбора.

Предложение рассмотреть проблему с различных позиций.

«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.).

7.Выделяют четыре уровня проблемного обучения.

I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, упражнения воспроизводящего характера, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.

II уровень - полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с учащимися формулирует проблему; вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.

III уровень - самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.

IV уровень - творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения.

                                      8. Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

      9. Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

10.Ведущими методами на таких уроках становятся:

  • Диалогический метод (учащийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему);
  • Эвристический метод (учащиеся сами решают проблему, поставленную учителем);
  • Исследовательский метод (учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему).

11.  Внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы.

12.Темы уроков по истории

Распад колониальной системы - Можно ли было остановить распад колониальной системы?

Начало Великих географических открытий - Можно ли считать географические  открытия европейцев Великими?

СССР в 1945-1953 гг - Советская страна в 1945-1953 гг – апогей сталинизма или торжество победившего народа?

Превращение США в мировую державу - Гражданская война в США – путь к мировой державе?

13.Схема организации учебной деятельности  по разрешению проблем

  • Постановка и осознание проблемы
  • Выдвижение гипотез,  поиск способов  решения проблемы
  • Проверка и доказательство гипотез
  • Решение проблемы, общий вывод, рефлексия.

14.Клише для составления проблемных вопросов:

  • чем можно объяснить…
  • может ли это служить доказательством…
  • есть ли взаимосвязь между…
  • можно ли утверждать, что…
  • что изменилось, если бы…
  • какие условия необходимы, чтобы…
  • каким образом это могло повлиять на…

15.Алгоритм составления проблемных задач

1. Берётся  историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся (условие задачи)
2. Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.

3.  На основе обоих положений формулируется проблемный вопрос.

Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов:

1. Выбор исходных данных (подготовительный этап).

Учитель, готовясь к уроку, продумывает ситуацию, чтобы она содержала проблемный материал, способный вызвать интерес детей и позволяющий мотивировать всю их последующую деятельность. Исходные данные должны содержать наиболее значительные противоречия, с которыми обучающиеся могут столкнуться.

2. Представление проблемной ситуациии.

 Средствами представления могут быть: устный пересказ, письменное изложение, современные аудиозаписи и видеозаписи с элементами драматизации и театрализации.

Учащиеся могут получать исходные данные в виде полного описания проблемной ситуации, либо только "завязку" ситуации, которую затем нужно довести до "логического завершения". Также может быть представлена ситуация и уже готовые точки зрения ее участников.

Далее школьники знакомятся с фактической стороной ситуации и отвечают на ряд вопросов: обстоятельства возникновения, участники, все ли учтено. Ответы ребят на вопросы помогают учителю понять, насколько ученики разобрались с внешней стороной данного случая.

3. Выделение проблемы.

 Чтобы помочь детям понять проблему, необходимо подготовить дополнительные вопросы по выявлению круга противоречий и аспектов проблемы (общественного, человеческих ценностей, правового, практического):

Каково отношение общества к данной ситуации? Как должен человек реагировать в данной ситуации? Кто может оказать ему помощь? Как относится закон к данной ситуации?

4. Анализ ситуации.

Этот этап заключается в выделении различных точек зрения, которые формируют учащиеся, опираясь на собственные аргументы "за", "против".

5. Решение проблемы. Выводы.

Обучающиеся могут прийти к нескольким различным вариантам решения ситуации. Помогут им сделать выводы (сформулировать варианты решения) следующие вопросы:

Чем, вы думаете, завершилась рассматриваемая ситуация? Почему вы так решили? Каково значение данной ситуации для ее участников, для общества в целом?

6. Подведение итогов.

Урок «Образование Монгольской империи» - озвучивается цель урока знать о первых шагах по образованию Монгольской империи, о ее общественном строе, завоевательную политику Монгольской империи, о самоотверженной борьбе народов против завоевателей, тяжелых последствиях монгольского нашествия; и ставится задача почему монголо-татары смогли покорить казахские земли несмотря на сомоотверженную борьбу народа?

Урок           Россия в ХVІІ-ХVIII вв.

 Цели урока: Организовать учебную деятельность, направленную на изучение новой темы. В ходе урока изучить период  царствования Петра 1,  продолжить  развитие навыков самостоятельной работы на уроке, умению анализировать исторические события, делать правильные выводы, работать с историческими документами.  Продолжить воспитание интереса к  истории.  

                       

Проблемный вопрос к уроку: в ходе сегодняшнего урока ребята мы должны будем проследить начало царствования Петра 1. Выяснить, на что была направлена его политическая деятельность, и предположить к каким поворотам судьбы  для России могли привести его преобразования.

16.Ценностью проблемного урока  является то, что ученик  воспринимает материал по схеме:

ищу - и нахожу,

думаю - и узнаю,

тренируюсь - и делаю.

 В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации обучающихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

17.Притча.

Я просил сил…  А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

 Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил мудрости…  А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать.

 Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...