Образовательная программа творческого объединения обучающихся «Юный инспектор движения»
рабочая программа (5 класс)
Программа направлена на получение знаний в области «Правил дорожного движения», «Дорожных знаков», «Безопасности в транспорте», освоение навыков поведения на дороге, в транспорте, на игровых площадках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_ispektor_dvizheniya_5_klass_fgos_2020g.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
творческого объединения обучающихся
«Юный инспектор движения»
Пояснительная записка
Введение
В 5 классе изучение правил дорожного движения имеет особое значение в развитии школьника. Программа «Юные инспектора дорожного движения» подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Приобретенные знания, первоначальное овладение навыками правил дорожного движения станут необходимыми для применения в жизни школьника. Программа адресована обучающимся 5-х классов общеобразовательных и кадетских классов.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Направленность программы – социально - педагогическая. Программа направлена на получение знаний в области «Правил дорожного движения», «Дорожных знаков», «Безопасности в транспорте», освоение навыков поведения на дороге, в транспорте, на игровых площадках.
Отличительные особенности программы:
Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников ГИБДД.
Ведущая идея программы - изучение ПДД с целью снижения дорожно-транспортного травматизма среди детей школьного возраста посредством повышения уровня знаний по ПДД, создание комфортной среды педагогического общения, формирование культуры общественного поведения.
Концентрическое построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний по правилам дорожного движения, совершенствование умений и навыков детей школьного возраста от одной ступени к другой.
Актуальность программы обусловлена целью профилактики в связи с особенностями контингента обучающихся, а именно воспитанников 5-х общеобразовательных классов слабо ориентирующихся в новой местности.
Педагогическая целесообразность
В соответствие с целью и задачами программы, будут использоваться словесные (рассказ-объяснение, беседа), наглядные (демонстрация наглядных пособий, презентация); практические (освоение навыков управления велосипедом) методы обучения через групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности.
Цель и задачи:
Цель программы - формирование устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у обучающихся 5 классов, путем освоения основных правил дорожного движения.
Задачи:
обучающие
- совершенствовать знания, умения и навыки, позволяющие обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- формировать культуру поведения в общественном транспорте;
- формировать мировоззрение, гражданскую и нравственную позицию на основе изучения правил дорожного движения;
-формировать навыки пропаганды изучения и соблюдения Правил дорожного движения среди обучающихся, родителей, педагогического коллектива;
развивающие:
- развивать активность и самостоятельность при использовании полученных знаний на практике в дорожных ситуациях;
- развивать логическое и знаковое мышление, пространственное воображение, обеспечивающиее безопасность на дороге;
воспитывающие:
- воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения;
- воспитывать дисциплинированность, основанную на специфических требованиях дорожно-транспортной среды и требованиях норм общественной морали и нравственности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – обучающиеся 10-11 лет, 5классы.
Сроки реализации: 9 месяцев
Формы обучения: форма обучения – очная, очная с применением дистанционно-образовательных технологий.
Формы организации образовательной деятельности
Данная образовательная программа предусматривает различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, проведение на занятиях игр и бесед с обучающимися, изготовление учебно-наглядных пособий. Групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности осуществляются через урок, практическое занятие, деловую игру, творческое задание.
Режим занятий: 1 занятие в неделю: по 40 минут.
Ожидаемые результаты
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
обучающиеся должны знать:
- роль правил дорожного движения в жизни человека;
- дорожные знаки;
- правила перехода проезжей части дороги;
- опасные места вблизи школы, дома, в районе;
- безопасные участки улиц и дорог в районе;
- типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
- правила движения индивидуально, группами и в колоннах;
- влияние соблюдения правил дорожного движения на здоровье человека;
- основные источники информации.
обучающиеся должны уметь:
- переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
- переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
- переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у обучающихся:
- устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице;
- переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;
- переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;
- кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;
- сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.
Критерии и способы определения результативности
Результативность в объединении «Юный инспектор движения» определяется при помощи педагогического наблюдения за детской деятельностью. Для педагогического анализа результатов проводятся тестирования, конкурсы «ЮИД», «Безопасное колесо».
Формы подведения итогов
Учебно-исследовательские конференции. Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого обучающегося, к ним относятся: портфолио обучающихся, грамоты.
Учебно-тематическое планирование 5 класс
№ | Название темы | Количество часов (академические часы) | ||||
Всего | теория | практика | ||||
34 | 26 | 8 | ||||
Раздел I. Знакомства с правилами дорожного движения. (9часов) | ||||||
1 | Знакомимся с дорожным движением. | 1 | ||||
2 | Транспорт и его виды. | 1 | ||||
3 | Грузовой транспорт. Спецтранспорт. Грузовые автомобили и транспортные средства специального назначения. | 1 | ||||
4 | Пассажирский транспорт. | 1 | ||||
5 | Дорога. Основные части дороги. | 1 | ||||
6 | Дорога в городе. Загородная дорога. | 1 | ||||
7 | Виды дорог. | 1 | ||||
8 | Участники дорожного движения. Пассажиры. Пешеходы. | 1 | ||||
9 | Водители. Сигналы велосипедистов и мотоциклистов. | 1 | ||||
Раздел II. Дорожные знаки (9часов) | ||||||
1 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | ||||
2 | Дорожные знаки предупреждающие. | 1 | ||||
3 | Дорожные знаки предписывающие. | 1 | ||||
4 | Дорожные знаки приоритета, запрещающие. | 1 | ||||
5 | Знаки сервиса. | 1 | ||||
6 | Информационные знаки. | 1 | ||||
7 | Тест: Дорожные знаки. | 1 | ||||
8 | Тест: Дорожные ситуации. | 1 | ||||
9 | Дорожная разметка. | 1 | ||||
Раздел III. Безопасность в транспорте (16часов) | ||||||
1 | Светофор. Сигналы транспортного и пешеходного светофоров. | 1 | 1 | |||
2 | Регулировщик. Сигналы регулировщика. | 1 | ||||
3 | Переход через дорогу. Пешеходные переходы. | 1 | ||||
4 | Виды пешеходных переходов. | 1 | ||||
5 | Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода. | 1 | ||||
6 | Перекресток дорог. | 1 | ||||
7 | Железнодорожный переезд. | 1 | ||||
8 | Дорожные ситуации на перекрестках. | 1 | ||||
9 | Правила для пешеходов. | 1 | ||||
10 | Опасные ситуации. | 1 | ||||
11 | Правила для пассажиров. | 1 | ||||
12 | Ошибки и нарушения пешеходов. | 1 | ||||
13 | Жилая зона. Правила дорожного движения в жилой зоне. | 1 | 1 | |||
14 | Загородная дорога. | 1 | ||||
15 | Советы пешеходу и велосипедисту на загородной дороге. | 1 | ||||
16 | Дорожно-транспортное происшествие. Почему происходят ДТП. | 1 |
Содержание изучаемого курса программы
Раздел I. Знакомства с правилами дорожного движения. (9часов)
Тема 1.
Знакомимся с дорожным движением.
Теория: Знакомство с историей возникновения дорог и дорожного движения.
Тема 2.
Транспорт и его виды.
Теория: Виды транспорта. Презентация: Виды транспорта.
Тема 3.
Грузовой транспорт. Спецтранспорт. Грузовые автомобили и транспортные средства специального назначения.
Теория: Грузовой транспорт. Спецтранспорт. Грузовые автомобили и транспортные средства специального назначения.
Тема 4.
Пассажирский транспорт.
Теория: Виды пассажирского транспорта.
Тема 5.
Дорога. Основные части дороги.
Теория: Дорога. Основные части дороги
Тема 6.
Дорога в городе. Загородная дорога.
Теория: Дорога в городе. Загородная дорога.
Тема 7.
Виды дорог.
Практика: Дороги и их предназначение.
Тема 8.
Участники дорожного движения. Пассажиры. Пешеходы.
Теория: Участники дорожного движения. Пассажиры. Пешеходы.
Тема 9.
Водители. Сигналы велосипедистов и мотоциклистов.
Теория: Водители. Сигналы велосипедистов и мотоциклистов.
Раздел II. Дорожные знаки (9часов)
Тема 10.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Теория: Дорожные знаки и дорожная разметка.
Тема 11.
Дорожные знаки предупреждающие.
Теория: Дорожные знаки предупреждающие.
Тема12.
Дорожные знаки предписывающие.
Теория: Дорожные знаки предписывающие.
Тема13.
Дорожные знаки приоритета, запрещающие.
Теория: Дорожные знаки приоритета, запрещающие.
Тема14.
Знаки сервиса.
Теория: Знаки сервиса.
Тема15.
Информационные знаки.
Теория: Информационные знаки.
Тема16.
Тест: Дорожные знаки.
Практика: Дорожные знаки.
Тема17.
Тест: Дорожные ситуации.
Практика: Дорожные ситуации.
Тема18.
Дорожная разметка.
Теория: Дорожная разметка.
Раздел III. Безопасность в транспорте (16часов)
Тема19.
Светофор. Сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
Теория: Светофор. Сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
Тема 20.
Регулировщик. Сигналы регулировщика.
Теория: Регулировщик. Сигналы регулировщика.
Тема 21.
Переход через дорогу. Пешеходные переходы.
Теория: Переход через дорогу. Пешеходные переходы.
Тема 22.
Виды пешеходных переходов.
Теория: Нарисовать возле рисунков знак , соответствующий пешеходному переходу и подписать его.
Тема 23.
Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода.
Практика: Переход через дорогу в отсутствии пешеходного перехода.
Тема 24.
Перекресток дорог.
Теория: Перекресток дорог.
Тема 25.
Железнодорожный переезд.
Теория: Железнодорожный переезд.
Тема 26.
Дорожные ситуации на перекрестках.
Практика: Рассмотреть рисунки и составить рассказ о всех участниках дорожного движения, записать.
Тема 27.
Правила для пешеходов.
Теория: Правила для пешеходов.
Тема 28.
Опасные ситуации.
Практика: Раскрасить картинки и ответить, как избежать опасной дорожной ситуации.
Тема 29.
Правила для пассажиров.
Теория: Правила для пассажиров.
Тема 30.
Ошибки и нарушения пешеходов.
Практика: Ошибки и нарушения пешеходов. Действия пассажиров.
Тема 31.
Жилая зона. Правила дорожного движения в жилой зоне.
Теория: Жилая зона.
Практика: Правила дорожного движения в жилой зоне.
Тема 32.
Загородная дорога.
Теория: Загородная дорога.
Тема 33.
Советы пешеходу и велосипедисту на загородной дороге.
Практика: Составить буклет «Правила для пешехода и велосипедиста».
Тема 34.
Дорожно-транспортное происшествие. Почему происходят ДТП.
Теория: Дорожно-транспортное происшествие. Почему происходят ДТП.
Список источников и литературы
- Барман А.В., Гальцева Е.А., Клюева Е.Ю, Нечаева О.П.Изучаем правила дорожного движения. 5 классы. Выпуск. тематические занятия. Классные часы и викторины.- Волгоград: Учитель,2016.
- Внеурочная деятельность школьников в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». М.: Просвещение, 2017. С.23-31.
- Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2015.
- Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2015 .
- Диагностика уровня подготовки обучающихся 5 классов. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-4230-1.html.
- Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. Москва: ВАКО, 2017.
- Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание школьника.- М.: Третий Рим,2016. С.23-58.
- Лавлинская Е.Ю.Изучаем правила дорожного движения. Разработки уроков и тематических занятий в 5 классах. – Волгоград: Учитель,2016.
- Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения /Сост. Н.А. Извекова.-М.: Просвещение, 2017. С.5-70.
- Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения. М.: Ливр, 2015. С.10-25.
- ПДД, общие положения, основные понятия и термины [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.netprav.net/pdd-obshhie-polozheniya-osnovnye-ponyatiya-i-terminy.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...
Программа Творческого объединения «Школа юного краеведа».
Программа «Школа юного краеведа» была создана на основе постановления о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016—2020 год» Государственная програ...
Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"
За период обучения учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»
Общая характеристика программы: программа «Юные инспекторы движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе. Программа составлена по трё...
Программа курса внеурочной деятельности «Юные инспектора движения»
Отряды юных инспекторов движения – добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, профессиональной ориентации, широког...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные инспектора движения» социальное направление 6 класс На 35 часов 10.07.19
Рабочая программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе приме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный инспектор движения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "юный инспектор движения"...