РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_vospitatelya_detskogo_doma-shkoly_s_detmi_s_ovz.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Егоров Н. А. воспитатель семейной группы «Успех»
ГБУСО РБ Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Звёздный»
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны в основном дети, имеющие также физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В настоящее время начала разрабатываться замечательная идея инклюзивного образования.
Инклюзивное – (от лат. include – заключаю, включаю, от фран. inclusive –включающий в себя) или включённое образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.
Основная идея инклюзивного образования: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь . Цель – дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Принципы инклюзивного образования:
- принимать детей с инвалидностью как любых других детей;
- включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
- вовлекать воспитанников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
- использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Для каждого ребёнка нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.
Обратимся к опыту практической работы в детском доме. В нашей группе воспитывается 4 ребенка с ОВЗ, диагноз – ЗПР. Проблем в воспитании таких детей возникает много: проблемы адаптации с момента прибытия воспитанниц в группу; особенности познавательной сферы; трудности, связанные с физиологическими особенностями (речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата). Кроме того, все перечисленные проблемы усугублялись сиротством, наличием психологических травм, связанных с неудачным опытом устройства в приемную семью. В результате – перед нами портрет ребенка, «перегруженного» психологическими нарушениями в развитии.
В такой, казалось бы, непростой ситуации воспитателю необходимо было в кратчайшие сроки определиться с проблемами, принять непростое решение по выбору приоритетов в социально-педагогической работе с этими детьми. Первое, что необходимо было сделать, это провести качественную комплексную диагностику детей.
Диагностика включала 3 основных направления: анализ социальной ситуации ребенка и определение его статуса (совместно с социальным педагогом); консультация с медицинскими работниками с целью выявления состояния физического и психического здоровья ребенка, а также наличия противопоказаний в работе с ним; оценить уровень социальной адаптации ребенка, составить психологический портрет ребенка, прогнозировать перспективы его дальнейшего развития (совместно с психологом).
Таким образом, работа с ребенком с ОВЗ практически с самого начала потребовала тесного сотрудничества воспитателя с другими специалистами: с социальным педагогом, медработниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов.
За основу в нашей работе были взяты следующие критерии и показатели:
- Уровень развития познавательных способностей ребенка, который был определен при помощи специальных методик, разработанных центром «Адалин».
- Навыки самообслуживания, труда и гигиены – здесь мы использовали разработанные нами оценочные карты.
- Уровень воспитанности, коммуникативных навыков – на основе карт воспитанности, педагогического наблюдения.
- Мониторинг показателей здоровья, который проводит медицинский работник.
Динамику развития детей нами решено было отслеживать при помощи контрольных срезов, которые проводятся нами не реже 1 раза в полугодие. В конце учебной четверти специалисты проводят совещание с целью анализа изменений показателей в развитии ребенка с ОВЗ.
В результате диагностического обследования у воспитанниц была выявлена значительная задержка психоречевого развития, низкий уровень развития социально-бытовых компетенций. В связи с этим возник вопрос о разработке индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с детьми, объединяющих усилия специалистов всех служб детского дома.
Примерный план работы с ребенком с ОВЗ:
- Организация обучения (развитие речи, занятия с логопедом, с психологом);
- Воспитательная деятельность (обучение в быту в личной и совместной с воспитателем деятельности социально-бытовым навыкам; нравственное воспитание; развитие познавательной сферы; развитие творческих способностей, музыкальные, ритмические игры; духовное развитие, беседа по православной культуре; экологическое воспитание, экскурсии на природу, беседы о животных; тренинги общения; занятия для развития мелкой моторики; привитие трудовых навыков, совместная деятельность по уходу за комнатными растениями; проведение бесед на природе по Вальдорфской педагогике; воспитание заботы друг о друге, уважения к старшим).
- Специальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, беседы с медицинскими работниками.
Так как длительность активного внимания у детей младшего школьного возраста ограничена в большинстве случаев по времени и требует переключения на другой вид деятельности, длительность каждого занятия, кроме экскурсий и прогулок, составляет 15-20 минут. В структуру занятия нами в обязательном порядке включаются физкультминутки. На занятиях поддерживается настроение ребенка, стараемся создать ситуацию успеха, ребенок получает положительное подкрепление своим успешным действиям, обязательно организуем тактильный контакт. Каждое занятие заканчиваем рефлексией: что удалось, что не получилось, над чем необходимо еще поработать.
Результаты исследования познавательных способностей представлены в таблице 1.
Таб.1
№, п/п | Название методики | Норма | Рез Результаты исследования | Вывод, уровень. | |
Исследуемая «А» | Исследуемая «Б» | ||||
1. | Оценка устойчивости внимания | должен выполнить | выполнил | выполнил | средний |
2. | Оценка цветовосприятия | должен выполнить | выполнил | выполнил | средний |
3. | Оценка словесно- логического мышления | должен выполнить, но со второго раза | выполнил, но со второго раза | выполнил, но с третьего раза | средний |
4. | Оценка зрительной памяти | 3-4 предмета | 4 предмета | 4 предмета | средний |
5. | Оценка смысловой памяти | 4-5 слов | 5 слов | 4 слова | средний |
6. | Оценка слуховой памяти | 3-4 фразы со второго раза | 4 фразы со второго раза | 4 фразы со второго раза | средний |
Рис.1 Диаграмма результатов умственных способностей в начале и в конце учебного года.
При оценке "Культуры общения" были выявлены положительные изменения в общении со взрослыми. Девочки более раскрепощены и доброжелательны при общении со взрослыми и детьми разного возраста. Повысился уровень эстетического образования и этикет поведения.
"Оценка эмоционально-волевой сферы" позволила выявить, что у детей появился интерес к учёбе и познаванию чего-то нового. Появился интерес к животным, в частности, излюбленным занятием стала игра с кошкой. Обучение быту в личной и совместной деятельности помогло приучить девочек к ответственности и собранности. Дети стали более адекватны на похвалу и замечания. Девочки научились радоваться и чаще стали находиться в весёлом настроении.
Таким образом, разработанная программа положительно повлияла на общее психическое состояние ребёнка и частично решила проблемы, выявленные на начальном этапе воспитательной и коррекционно-развивающей работы. Таким образом, с уверенностью мы можем констатировать наличие положительной динамики в работе с детьми с ОВЗ и считаем целесообразным в дальнейшем продолжать вести работу по индивидуальным коррекционно-развивающим планам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...
Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....