Доклад на заседании МО "Дистанционное обучение-большие возможности и реальный опыт
учебно-методический материал

Добровольский Анатолий Андреевич

Мой первый опыт анализа обучения учащихся школы с применением технологии дистанционного обучения в условиях пенитинциарной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ-БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ

 

 

                                      Докладчик: Добровольский А.А.

                                    Председатель МО математики,  

                                           физики, информатики,  технологии

                          Протокол заседания МО

                                  № __ от «    » декабря 2020 г.

РУБЦОВСК

 2020

  1. Большие возможности.

      Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

         Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются.

          Система дистанционного образования,  значительно расширяет возможности для общения учащихся между собой и становится  основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам, тем самым формируя и развивая коммуникативные  УУД,  которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки самостоятельной  работы с учебными пособиями, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, вырабатывая и развивая регулятивные УУД , так необходимы  для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого, тем самым формируются и развиваются познавательные УУД.

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

         Для эффективного использования дистанционного образования необходимо:

  1. наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;
  2. мотивация - для получения успешного результата в процессе «добывания знаний».

         Основная задача учителя  — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы.

  1. Реальный опыт.

        Однако, в процессе работы было выявлено, что у некоторых обучающихся  недостаточно ясное представление об условиях эффективного использования новой формы обучения, не все учащиеся готовы самостоятельно изучать предмет, не ясна их реакция о понимании материала. Ведь для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а  результат ДО напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для учащегося является мощным побудительным стимулом.

       Как оказалось, технологии дистанционного обучения для школы оказались малопригодными и часто просто отсутствовали. Учителям в первую очередь не хватало живого контакта с учениками. Его отсутствие сковывало учителей: им было сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность учащихся, сложнее выстраивать дискуссии и обсуждение проблемных вопросов. Из-за отсутствия интернета учителя были вынуждены скатываться в формат рассылки и проверки домашних работ, что сложно назвать полноценным обучением. Технологии дистанционного обучения  должны были предложить методисты, но в среде, прежде всего школьного образования, вызов времени застал министерства и органы управления образовательными учреждениями врасплох.

        В условиях реализации ФГОС основная задача – построить проблемное обучение. Но как это сделать? Как ведутся обычные уроки? Ставим проблему, и ученики сами идут, используя свои методы и приемы, к добыче этих знаний - научить детей учиться. При «дистанте» задача -  просто выдать учебный материал и задания на бумаге, и используя тесты, и обратную связь (администрацию колонии) от них получить, как они усвоили эти знания. То есть  построить какую-то проблемную ситуацию или дискуссию не было ни какой возможности.     

          Дистанционное обучение требует так же обратной связи между учителем и учащимися. Нужно отвечать на вопросы учащихся. Иное дело - когда есть возможность это делать устно, и совсем другое письменно, да еще на многие вопросы. Это требует больших временных затрат. А где их брать?

          Результаты анализа дистанционного обучения проведённого доцентами Красноярского государственного аграрного университета С.П. Плотниковой и Т.В. Киян, выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн формате. Показатели исследования подтвердили, что «живой» контакт необходим обучающемуся не только для разъяснения материала, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия «учитель – ученик», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала.

        Особое внимание следует обратить на отсутствие условий для занятий в общежитиях центров, где проживают ученики. В распорядке дня колонии не предусмотрено время для работы обучающихся над учебным материалом. Отсутствует контроль со стороны администрации колонии за учебной деятельностью учащихся школы.  

Выводы:

  1. Важнейший элемент в цепочке, который нуждается в немедленном улучшении — это методисты. Им необходимо адаптировать свои методы к формату дистанционного обучения.
  2. Обратится с ходатайством к руководству исправительной колонии:
  • Выделить место в общежитиях центров для самоподготовки  учеников;
  • Предусмотреть в распорядке дня колонии время для работы обучающихся над учебным материалом;
  • Осуществлять систематический контроль со стороны администрации колонии за учебной деятельностью учащихся школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании ПЦК: "О лингводидактическом потенциале речи преподавателя английского языка на уроке".

О лингводидактическом потенциале речи преподавателя английского языка на уроке  Современныйпреподаватель английского языка призван выполнять на уроке многочисленные функции и решать б...

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Доклад на заседании районного методического объединения по теме "Анализ результатов единого государственного экзамена по химии в Республике Хакасия"

В докладе показано процентное соотношение результатов сдачи ЕГЭ по химии в 2010-2012 годах. Указан средний балл, общие результаты экзамена, динамика по максимальным тестовым баллам. Указаны лучшие обр...

Презентация к докладу на заседании МО

Презентация к докладу на заседании МО "Применение новых информационных технологий на уроках"...

доклад на заседании методического объединения

тема доклада: "Здоровый студент - успешный человек"...

Дистанционное обучение большие возможности и реальный опыт

Дистанционное обучение это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоян...