Положение об учебном кабинете
проект
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы «школа №5»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
Общие положения
Настоящее положение регламентирует работу предметного кабинета в соответствии с Законом РФ «Об образовании», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.1.3.26-30-10 от 18.05.2010г. №58. Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная, внеурочная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.
Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора.
- Общие требования к учебному кабинету
- Наличие приказа о назначении зав. кабинетом, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета).
- Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.
- Наличие правил техники безопасности при работе в кабинете.
- Наличие правил пользования учебным кабинетом учащимися.
- Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
- Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
- оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);
- наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).
- Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
- Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
- Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательной программы.
- Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
- Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.
- Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета
- Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
- Открытое и наглядное предъявление обучающимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
- Открытое и наглядное предъявление обучающимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.
- Обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
- Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для обучающихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).
- Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др..
- Образцы индивидуальных учебных планов, программ обучающихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.
- Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам
- Размещение ученических столов (парт) в кабинете.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по (в мм) |
1. | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2. | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3. | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4. | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5. | 16001750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм - 750 мм, 1300-1450 мм - 850 мм и 1450-1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7-10 мин., а для обучающихся основного общего-среднего общего образования - 15 минут.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70:
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70. от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70-90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего-среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.
- Освещение учебных кабинетов.
Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75 – 2,0% .
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от обучающихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах биологии оптимальной является ориентация окон на юг.
Светопроемы учебных кабинетов оборудуются тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. При начале занятий в 8 часов на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы – их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
- Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
- для потолка – 0,7-0,8;
- для стен – 0,5-0,6;
- для пола – 0,3-0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам – белый.
4.4. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
4.5. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.
Длительность непрерывного применения на уроках
различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра презентаций (мин.) | Длительность просмотра кино-, видеофильмов (мин.) | Длительность просмотра учебных теле- передач (мин.) | Воспроизведение звукозаписи (мин.) |
1-2 3-4 5-7 8-11 | 7 – 15 15 – 20 20 – 25 20 – 25 | 15 – 20 15 – 20 20 – 25 25 – 30 | 15 20 20 – 25 25 – 30 | до 15 до 15 до 15 до 20 |
- Воздушно-тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1\50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала занятий осуществляется сквозное проветривание.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура | Длительность проветривания помещений в малые перемены (мин.) | Длительность проветривания помещений в большие перемены (мин.) |
от +10º С до +6º С от +5º С до 0º С от 0º С до -5º С от -5º С до -10º С ниже -10º С | 4 – 10 3 – 7 2 – 5 1 – 3 1 – 1,5 | 25 – 35 20 – 30 15 – 25 10 – 15 5 – 10 |
При температуре наружного воздуха более +10º С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:
- 18-20º С при их обычном остеклении и 19-21º С - при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских – 15-17º С;
- в актовом зале, классе пения и музыки– 18-20º С;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17º С;
- в раздевалке спортивного зала – 19-23º С;
- в библиотеке – 17-21º С.
Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3º С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5º С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание – во время перемен в отсутствие обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14º С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие приспособления.
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № _________
1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________
зав. кабинетом
2. Класс, ответственный за кабинет _________________________________________________
3.Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
1. Параллели, для которых оборудован кабинет ______________________________________
2. Площадь кабинета _____________________________________________________________
3. Число посадочных мест ________________________________________________________
ОПИСЬ
имущества и документации кабинета № _________
№ п\п | Наименование имущества | Количество |
1. | Учительский стол | |
2. | Учительский стул | |
3. | Парты одноместные | |
4. | Парты двухместные | |
5. | Стулья ученические | |
6. | Шкафы | |
7. | Доска | |
8. | Доска магнитная | |
9. | Ящик для хранения печатных пособий | |
10. | Тумбочка | |
11. | Карнизы | |
12. | Шторы | |
13. | Подставка для цветов | |
14. | Трибуна (в кабинетах гуманитарного цикла) | |
15. | Стенды | |
16. | Зеркало | |
17. | Декоративные цветы | |
18. | Термометр | |
19. | Указка | |
20. | Часы | |
21. | Подставка для книг | |
22. | Экран |
Инвентарная ведомость на технические средства
обучения учебного кабинета № ________
№ п\п | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный номер по школе |
1. | Телевизор | |||
2. | Видеомагнитофон | |||
3. | Видеоплеер | |||
4. | Магнитофон | |||
5. | Музыкальный центр | |||
6. | Интерактивная доска | |||
7. | Проектор | |||
8. | Компьютер |
План работы кабинета № ________ на _____\_____ учебный год
№ п\п | Что планируется | Сроки | Отметка об исполнении |
Перспективный план развития кабинета
№ п\п | Что планируется | Сроки | Ответственный | Результат |
Занятость кабинета № _______
1. Расписание уроков
Урок | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | ||||||
учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | |||||||
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Учебно-методическая и справочная литература
№ п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
Готовность кабинета к учебному году
Дата | Замечания | Подпись проверяющего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год
Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...
положение о смотре учебных кабинетов
Смотр учебных кабинетов и мастерских проводится с целью подготовки училища к реализации ФГОС нового поколения, совершенствование инновационного электронного учебно-методического обеспечения дисциплин ...
положение о учебном кабинете
на примере нашей школы приведено положение и форма по которой заместитель директора отслеживает работу учебного кабинета, на основании которой ходатайствует перед комиссией о стимулировании за высокие...
Положение о конкурсе учебных кабинетов и лабораторий
Целью конкурсной работы является укрепление и развитие учебно-материальной базы (пополнение кабинетов и лабораторий новыми наглядными пособиями, техническими средствами, приборами, образцами, ин...
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ...
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внекла...
Положение о конкурсе учебных кабинетов "САМОЕ НОВОГОДНЕЕ НАСТРОЕНИЕ"
Как провести новогодний конкурс кабинетов....