ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верх - Уймонская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказом №
Протокол № от 2012г.
От _______2012г. Директор ОУ:
___________________
/Т.И.Ничкова /
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
Общие положения
Настоящее положение регламентирует работу предметного кабинета в соответствии с Законом РФ «Об образовании», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.1.3.26-30-10 от 18.05.2010г. №58
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.
Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора.
- Общие требования к учебному кабинету
- Наличие приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета).
- Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.
- Наличие правил техники безопасности при работе в кабинете.
- Наличие правил пользования учебным кабинетом учащимися.
- Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
- Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
- оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);
- наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).
- Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
- Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
- Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.
- Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
- Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.
- Обеспеченность условий для успешного выполнения
учащимися требований к образовательной подготовке
на базе учебного кабинета
- Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
- Открытое и наглядное предъявление обучающимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
- Открытое и наглядное предъявление обучающимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.
- Обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
- Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения обучающимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.
- Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для обучающихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).
- Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др..
- Образцы индивидуальных учебных планов, программ обучающихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.
- Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам
- Размещение ученических столов (парт) в кабинете.
В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в два ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться расстояние:
- от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5 м;
- от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м;
- от задней стены до последних парт (столов) – 0,65 м;
- от классной доски до первых парт (столов) – 2 м;
- от классной доски до последней парты (стола) – не более 8 м;
- между рядами – о,6 м.
В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить обучающимся со сниженным слухом. Обучающиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее одного раза за учебный год обучающихся, сидящих в 1-м и 2-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты по росту.
При оборудовании учебных помещений для обучающихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.
Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность обучающихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11-х классов – 80-90 см.
- Освещение учебных кабинетов.
Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75 – 2,0% .
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от обучающихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах биологии оптимальной является ориентация окон на юг.
Светопроемы учебных кабинетов оборудуются тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. При начале занятий в 8 часов на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение..
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы – их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
- Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
- для потолка – 0,7-0,8;
- для стен – 0,5-0,6;
- для пола – 0,3-0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам – белый.
- Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.
Длительность непрерывного применения на уроках
различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра диа- фильмов, диапо- зитивов (мин.) | Длительность просмотра кино-, видеофильмов (мин.) | Длительность просмотра учебных теле- передач (мин.) | Воспроизведение звукозаписи (мин.) |
1-2 3-4 5-7 8-11 | 7 – 15 15 – 20 20 – 25 - | 15 – 20 15 – 20 20 – 25 25 – 30 | 15 20 20 – 25 25 – 30 | до 15 до 20 |
- Воздушно-тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1\50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала занятий осуществляется сквозное проветривание.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура | Длительность проветривания помещений в малые перемены (мин.) | Длительность проветривания помещений в большие перемены (мин.) |
от +10º С до +6º С от +5º С до 0º С от 0º С до -5º С от -5º С до -10º С ниже -10º С | 4 – 10 3 – 7 2 – 5 1 – 3 1 – 1,5 | 25 – 35 20 – 30 15 – 25 10 – 15 5 – 10 |
При температуре наружного воздуха более +10º С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:
- 18-20º С при их обычном остеклении и 19-21º С - при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских – 15-17º С;
- в актовом зале, классе пения и музыки– 18-20º С;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17º С;
- в раздевалке спортивного зала – 19-23º С;
- в библиотеке – 17-21º С.
Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3º С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5º С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание – во время перемен в отсутствие обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14º С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие приспособления.
- Особенности оборудования учебных кабинетов
- Требования к кабинету русского языка
В кабинете русского языка должны быть:
- все изданные средства обучения (или большая часть из них);
- последние издания пособий, согласованные с действующими учебниками;
- брошюры с методическими рекомендациями к изданным пособиям (таблицам, грампластинкам, диапозитивам).
Книжный фонд:
- словари школьного типа;
- научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;
- сборники дидактических материалов по русскому языку;
- комплекты тестов;
- раздаточный материал;
- комплект иллюстраций для уроков развития речи;
- основные работы по методике преподавания русского языка;
- методические руководства к действующим учебникам;
- сборники упражнений, диктантов и текстов для изложений;
- рекомендации по оборудованию кабинета и использованию средств обучения.
Размещение и хранение учебного оборудования
книг:
- научно-популярная и справочная литература хранится отдельно, учащиеся могут свободно пользоваться ею;
- научно-методическая литература, расставленная в определенном порядке, хранится в шкафу;
- предусмотрена рубрикация книжного фонда (имеются разделители с названиями).
раздаточного материала:
- распределен по темам;
- каждый комплект пронумерован и хранится в специальном приспособлении (коробке, папке и т.д.);
- имеется список всех комплектов.
таблиц и демонстрационных карточек (со словами для запоминания):
- таблицы расставлены в определенной последовательности и пронумерованы;
- имеется список всех таблиц;
- демонстрационные карточки распределены по классам и хранятся в специальных укладках или коробках.
звуковых пособий:
- грампластинки и аудиокассеты с записями хранятся в специальных укладках (в вертикальном положении);
- грампластинки помещены в конверты (из целлофана или плотной бумаги);
- аудиокассеты помещены в коробки;
- звукозаписи распределены по классам и по темам, пронумерованы;
- имеется список всех звукозаписей.
экранных пособий:
- диафильмы, видеофильмы и диапозитивы хранятся в специальных укладках;
- все коробки и ячейки, в которых они хранятся, пронумерованы;
- диафильмы, видеофильмы и диапозитивы расставлены в определенной последовательности (распределены по классам);
- имеется список диафильмов, видеофильмов и диапозитивов.
Наличие в кабинете мебели, приспособлений и аппаратуры:
- столы, стулья ;
- стол учителя – для специализированных кабинетов (с отделением для электропроигрывателя, магнитофона, грампластинок) или аналогичной конструкции;
- в кабинете подготовлены комплекты дидактического материала (текстового и изобразительного), дополняющие изданные пособия и учитывающие уровень подготовки данного класса;
- в кабинете имеются приспособления, облегчающие экспонирование печатных пособий и книг: витрины и подставки для книг.
Наличие приспособлений и аппаратуры, обеспечивающих использование экранно-звуковых пособий:
- экран;
- магнитофон;
- электропроигрыватель;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- компьютер с набором обучающих программ.
В кабинете оформлены рабочие стенды (по темам программы).
- Требования к кабинету математики
В соответствии с требованиями учебный кабинет математики должен быть оснащен:
- классной доской;
- специализированной мебелью и оснащением рабочих мест учащихся;
- рабочим столом учителя;
- демонстрационным столом (при необходимости);
- комплектом учебного оборудования, выпускаемого промышленностью, в соответствии с программой тех классов, которые занимаются в данном кабинете;
- комплектом дидактических материалов и карточек с заданиями для проверки знаний и организации самостоятельной работы учащихся;
- заданиями для проведения контрольных работ;
- комплектом ТСО и приспособлениями для их использования;
- библиотечкой по предмету и библиографической картотекой к ней;
- комплектом учебно-методических пособий;
- набором лучших письменных контрольных и экзаменационных работ, выполненных учениками;
- картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы (раздела учебника);
- описью имеющегося в кабинете учебного оборудования и ТСО;
- правилами техники безопасности работы в кабинете;
- правилами пользования учебным кабинетом;
- планом работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу).
- Требования к оборудованию кабинета иностранного языка
Кабинет иностранного языка обычно рассчитан на 10-15 рабочих мест (с учетом деления класса на две группы). Кабинет иностранного языка включает следующее оборудование:
- стол преподавателя;
- тумба для проекционных аппаратов;
- подставка под магнитофон и проигрыватель;
- секционные шкафы для хранения наглядных пособий и ТСО;
- лингафонные рецептивные установки.
Кроме перечисленного оборудования кабинет иностранного языка оснащается:
- учебно-методическими комплектами и другими средствами обучения в соответствии с «Типовыми перечнями…» учебного оборудования по всем классам, темами устной речи и чтения.
- комплектом аппаратуры, необходимой для включения в учебный процесс учебно-наглядных пособий.
- комплектом учебно-методических пособий для учителя и для обучающихся, словарями и справочниками;
- фондом самодельных пособий;
- картотеками, в том числе картотекой подготовки учителя к уроку, картотекой учебного оборудования и учебно-наглядных пособий, картотекой индивидуальных заданий для осуществления индивидуализации обучения, организации самостоятельной работы учащихся, контрольных работ и пр.;
- инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий;
- специальной оргтехникой для хранения, демонстрации и экспонирования экспозиционных материалов и учебно-наглядных пособий;
- тщательно подобранным книжным фондом, включающим литературу для учащихся (книги для внеклассного чтения, газеты на иностранном языке, словари, справочники по грамматике, лексике) и учителя (специальную методическую литературу, а также литературу по вопросам психологии, дидактики средств обучения). Все пособия, учебное оборудование в кабинете иностранного языка должны быть систематизированы и храниться в соответствии с требованиями педагогической эргономики.
Все имеющееся в кабинете оборудование должно быть перечислено в специальной инвентарной книге с присвоенным ему инвентарным номером.
Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Демонстрационные пособия и раздаточный материал хранятся отдельно. Учебники, книги для внеклассного чтения хранятся в шкафах, расположенных у задней стены кабинета. В шкафу у стола учителя размещаются справочная и методическая литература для учителя, словари, картотеки.
Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления. Грампластинки должны храниться в полиэтиленовых конвертах в вертикальном положении. Магнитные записи хранятся в коробках на полках шкафа также в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящиках с ячейками.
Все пособия систематизируются по темам и классам, нумеруются. Для каждого вида пособия составляется список, где указывается название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог быстро, без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам устной речи, по классам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в кабинете.
Таблицы хранятся в специальных ящиках, которые размещаются под классной доской или вдоль боковой стены кабинета под стендами.
- Требования к кабинету истории
Оборудование кабинета истории в школе состоит из трех основных частей:
- специальной мебели и приспособлений;
- технической аппаратуры;
- учебных пособий.
В кабинете должны быть представлены:
1\ плоскостные наглядные пособия:
- настенные исторические карты;
- демонстрационные картины и таблицы;
- раздаточные наглядные пособия;
- аппликации.
2\ объемные наглядные пособия:
- модели;
- макеты.
Крайне полезна в образовательном плане работа по их изготовлению и применению в процессе обучения.
Кабинет должен иметь:
- фонотеку;
- видеофильмы.
Особая часть кабинета – дидактические раздаточные материалы:
- карточки для получения конструктивных ответов;
- карточки-тесты;
- демонстрационные карточки;
- программированные материалы.
- Требования к кабинету географии
Кабинет географии должен быть оснащен:
1\ мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столами;
2\ специальными средствами обучения:
- моделями;
- приборами;
- коллекциями;
- гербариями;
- макетами;
- картами;
- картинами;
- таблицами;
3\ экспозиционными материалами:
- отражающими события внутренней и международной жизни;
- организующими учащихся на овладение приемами учебной работы;
- уголком по изучению своего края.
4\ литературой:
- справочная;
- научно-популярная;
- учебники;
- научно-методические пособия;
- образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
- подборки олимпиадных заданий и т.д.
5\ систематизированными средствами обучения:
а\ по видам (карта, картина, таблица);
б\ по классам .
6\ раздаточными материалами:
- для организации индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной учебной работы;
- для подготовки опережающих заданий;
- карточки-задания для проверки знаний, умений обучающихся;
- атласы;
- коллекции минералов и горных пород;
- гербарии и т.д.
Кабинет географии должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
6. Требования к кабинету физики и астрономии
Требования к помещениям кабинета физики
1. Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.
В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования.
2. Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов.
3. Кабинет оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.
4. Естественный свет должен падать с левой стороны от обучающихся, наименьшая общая искусственная освещенность на уровне столов должна быть не ниже 300 лк при люминесцентных лампах.
5. Кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Запрещается подавать на рабочие столы обучающихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока. Электрооборудование кабинета с напряжением питания свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока заземляют.
6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящиком с песком, плотной мешковиной, углекислотным или порошковым огнетушителем.
7. Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом шкафу под замком, жидкие реактивы – в тонкостенных, твердые – в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд имеет четкую этикетку.
8. Пребывание обучающихся в кабинете физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя.
Оборудование кабинета физики
Оборудование, которым комплектуется кабинет физики, должно обеспечивать два вида физических демонстраций для классов, изучающих физику на базовом уровне:
- демонстрационный эксперимент (оборудование для таких экспериментов определяется из расчета одного комплекта на кабинет и предназначено для использования учителем);
- фронтальный ученический эксперимент, имеющий безусловный приоритет с точки зрения современной методики преподавания естественнонаучных предметов. Приборы и оборудование для таких экспериментов приобретаются из расчета одного комплекта на двух учащихся.
Оборудование для работ физического практикума, который традиционно был одним из наиболее интересных разделов школьного физического образования, предусматривается теперь, к сожалению, только в школах и классах с расширенным и углубленным изучением физики.
Комплект оборудования физического кабинета состоит из следующих позиций:
- Учебно-методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература).
- Учебно-методическая литература по астрономии.
- Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- телевизор;
- Приборы для демонстрационных опытов:
- общего назначения;
- по механике;
- по молекулярной физике;
- по электричеству;
- по оптике;
- по квантовой физике.
- Компьютерная измерительная система.
- Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты.
- Статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели.
- Печатные пособия:
- таблицы;
- плакаты;
- раздаточные материалы.
- Экранно-звуковые средства:
- транспаранты для графопроектора;
- диапозитивы;
- диафильмы;
- видеофильмы.
- Программное обеспечение для компьютера.
Оборудование астрономического уголка в кабинете физики
В астрономическом уголке должны быть следующие учебные пособия:
- оптические инструменты для наблюдения небесных тел (теодолиты, телескопы, бинокли);
- модели для демонстрации внешнего вида небесных тел и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной системы и т.п.);
- демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны, таблицы, портреты);
- печатные пособия для индивидуальных занятий (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари и т.д.);
- экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты).
7. Требования к кабинету химии
В кабинете химии выделяют три основных части оборудования:
1. Учебное оборудование.
2. Мебель и приспособления.
3. Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им.
Учебное оборудование:
1. Натуральные учебно-наглядные пособия:
- коллекции минералов;
- коллекции продуктов химических производств;
- коллекции полезных ископаемых;
- коллекции удобрений и др.
2. Учебные приборы:
- демонстрационные;
- лабораторные.
3. Учебно-наглядные изобразительные пособия:
- модели строения атомов, веществ;
- макеты производственных объектов.
4. Наглядные печатные пособия:
- таблицы: Менделеева, растворимости, ряда напряжения, таблицы по темам;
- дидактический материал;
- портреты ученых-химиков и др.
5. Аудиовизуальные средства обучения:
- диапозитивы;
- транспаранты;
- материалы для эпипроекции;
- диа-, кино-, видеофильмы и др.
6. Общее лабораторное оборудование:
- лабораторная химическая посуда;
- наборы химических реактивов и материалов;
- лабораторные принадлежности и инструменты.
Специализированная мебель и приспособления кабинета химии:
1. Рабочее место учителя:
- демонстрационный стол;
- классная и магнитная доски;
- экран.
2. Рабочее место ученика: лабораторный стол.
3. Вытяжной шкаф.
4. Сейф лабораторный.
Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления ими:
1. Картотеки:
- контрольных заданий;
- подготовки учебного оборудования к уроку;
- учета учебного оборудования;
- индивидуальных заданий и др.
2. Научно-методическая литература для подготовки учителя к урокам.
8. Требования к кабинету биологии
Выделяют три основных части оборудования кабинета биологии:
1. Учебное оборудование.
2. Мебель и приспособления.
3. Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им.
Основной частью оборудования кабинета считается учебное оборудование, которое, исходя из специфики школьного курса биологии, может быть разделено на ряд групп.
1. Натуральные объекты:
- живые растения и животные (живой уголок);
- натуральные объекты фиксированные (гербарии, влажные препараты, коллекции, чучела, скелеты и др.);
- приборы.
2. Изображения натуральных объектов:
- муляжи;
- модели;
- печатные пособия (таблицы, карты, дидактические материалы, портреты и др.);
- аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, материалы для эпипроекции, транспаранты, диафильмы, кино- и видеофильмы).
3. Общее лабораторное оборудование:
- приборы общего назначения (микроскопы, лупы и др.);
- принадлежности для опытов (стеклянная посуда, штативы, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла и др.);
- реактивы и материалы.
4. Экскурсионное оборудование.
5. Сельскохозяйственный инвентарь для работы на пришкольном участке.
6. Технические средства обучения (ТСО).
7. Оборудование для уголка живой природы.
Требования к мебели и приспособлениям кабинета биологии заключаются в следующем:
1. Мебель для учеников и учителя, прежде всего, должна отвечать функциональным, техническим, эргономическим и эстетическим требованиям, а также санитарно-гигиеническим нормам.
2. Специализированная мебель и приспособления для кабинета биологии включают в себя:
а\ рабочее место учителя:
- демонстрационный стол;
- классная доска;
- магнитная доска;
- экран;
б\ рабочее место ученика: лабораторный стол с горизонтальной крышкой;
в\ приспособления для установки и передвижения ТСО;
г\ шкафы секционные многоцелевые.
9. Требования к кабинету информатики
Кабинет информатики должен иметь естественное освещение. Расположение кабинета выбирается таким образом, чтобы окна были ориентированы на север или северо-восток.
Площадь кабинета информатики рассчитывается из расчета не менее 6 кв. м на одно рабочее место, высота помещения не менее 4 м.
При наличии в кабинете более 10 ПЭВМ при кабинете должна быть оборудована лаборантская площадью не менее 18 кв. м.
В лаборантской должны быть:
- радиомонтажный стол с местным нижним или боковым отсосом воздуха;
- рабочий стол;
- шкаф и стеллажи для хранения инструментов, оборудования и комплектующих изделий.
К столам с ПЭВМ подводится электропитание и кабель локальной сети с обеспечением электробезопасности.
Стол преподавателя с ПЭВМ и подставка для принтера устанавливаются на подиуме.
Длина одноместного рабочего стола для учащегося должна быть не менее 70 см, ширина должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, - наклонной (угол наклона 12-15º).
Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом обучающегося:
Рост учащегося (в см) | Высота над полом: стол не менее (в см) | Высота над полом: пространство для ног не менее (в см) | Высота над полом: стул не менее (в см) |
145 – 160 161 – 175 > 175 | 64 70 76 | 53 59 65 | 38 42 46 |
Ширина пространства для ног под столом должна быть не менее 500 мм, глубина – не менее 450 мм.
При наличии высокого стола, не соответствующего росту учащегося, необходимо пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног. Поверхность подставки должна быть рифленой, по переднему краю – бортик высотой 10 мм.
Допускается оборудовать кабинет информатики двухместными столами.
Кабинет информатики должен быть оснащен стульями с меняющимися по высоте полумягким сиденьем и профилированной спинкой, а также позволяющими осуществлять поворот сиденья и спинки стула в пределах ±180º.
Расстановка рабочих мест с ПЭВМ и ВДТ может быть трех вариантов:
- по периметру;
- в 1-3 ряда,
- центральная.
Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с ПЭВМ является периметральная.
При периметральной расстановке рабочих мест устанавливаются следующие расстояния:
а\ по ширине кабинета:
- расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м;
- расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ – не менее 0,1 м, в ряде случаев в зависимости от используемых видеотерминалов столы могут быть установлены непосредственно у стены;
б\ по длине кабинета:
- столы двухместные с ПЭВМ должны быть расставлены без разрыва;
- одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся.
При небольшом количестве рабочих мест с ПЭВМ предпочтение следует отдавать расстановке их у стены, противоположной оконным проемам.
При периметральной расстановке столов с ПЭВМ кабинет должен быть дополнительно оборудован ученическими столами со стульями для работы без ПЭВМ из расчета количества занимающихся.
В зависимости от количества рабочих мест с ПЭВМ ученические столы могут расставляться в один или два ряда. Соединять двухместные ученические столы не разрешается (расстояние между рядами должно быть не менее 0,5 м).
При расположении столов с ПЭВМ или ВДТ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны, к которой обращена тыльная часть видеомонитора.
При одно-, двух- и трехрядной расстановке одноместных столов с ПЭВМ необходимо соблюдать следующие расстояния:
а\ по длине кабинета:
- расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть не менее 1 м;
- расстояние между последними рабочими столами и стеной – не мене 0,8 м;
- при расположении двери у последних столов расстояние между ними и торцевой стеной должно быть не менее 1,2 м;
б\ по ширине кабинета:
- расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПЭВМ должно быть от 0,8 до 1,1 м;
- расстояние между третьим (от оконных проемов) рядом столов и стеной – 0,8 – 0,9 м.
При центральной расстановке столов с ПЭВМ два ряда столов ставятся без разрыва в центре кабинета. Экраны видеомониторов обращены в противоположные стороны. ПЭВМ могут располагаться в шахматном порядке или напротив друг друга тыльными сторонами мониторов. Расстояние от рабочей поверхности одного видеомонитора до экрана другого должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок обучающихся.
Состав оборудования кабинета информатики:
- Стол двухместный с ПЭВМ.
- Стол преподавателя с ПЭВМ.
- Стол-подставка под принтер.
- Телевизор.
- Шкаф пристенный.
- Доска меловая.
- Огнетушители.
- Сигнализация.
- Электрический щит.
- Шторы.
- Умывальник.
10. Требования к спортивному залу
Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены:
- снарядные, площадью 16-32 кв. м в зависимости от площади спортзала;
- раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая;
В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами.
Специальное оборудование:
- канаты и шесты для лазания;
- канаты для перетягивания;
- гимнастические стенки и скамейки;
- гимнастические снаряды («козел», параллельные брусья, перекладина, кольца, бум, гимнастическое бревно);
- мостики и маты;
- спортивный инвентарь (мячи набивные, мячи для метания, флажки, гимнастические и эстафетные палки, скакалки, мячи надувные для волейбола, баскетбола, футбола);
- пирамиды для хранения лыж и лыжных палок;
- полочки и тумбочки для хранения спортивного инвентаря.
Отделка помещений спортивного зала должна гарантировать хорошую слышимость команд преподавателя.
11. Требования к кабинету начальных классов
Учебные занятия в начальных классах по всем учебным предметам следует проводить в классных комнатах, в которых сосредоточивается необходимое учебное оборудование.
Учебное оборудование начальных классов складывается из следующих компонентов:
- комплект мебели, аппаратуры, приспособлений, необходимых для организации занятий, хранения и показа (экспозиции) пособий;
- комплект учебного оборудования (картины, таблицы, натуральные объекты и их модели, макеты; раздаточный материал);
- аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы), транспаранты к кодоскопу и фонохрестоматии к урокам чтения, музыки и физической культуры;
- самодельное учебное оборудование, изготовленное учащимися, учителями и родителями.
Планировка класса
В помещениях для 1-3 классов передняя стена оборудуется классной доской, в нескольких комнатах – экраном, щитом с подводкой электрического тока и телевизионной антенны. В классах используются распашные или створчатые доски длиной 2 м и высотой 1 м. Распашные доски имеют две двухсторонние, а створчатые – четырехсторонние створки. Площадь каждой створки равна 1 кв. м. Створки передвигаются влево и вправо в пазах. Одна створка обивается листом мягкой стали и окрашивается белой краской, что дает возможность применять ее в качестве магнитной доски и экрана. Остальные створки покрываются с двух сторон материалами, позволяющими использовать их для письма.
Коробка доски окрашивается в белый цвет, поверхность для письма – в темно-зеленый; часть доски разлиновывается для письма светло-желтыми линиями. На верхней кромке доски укрепляются приспособления для подвешивания таблиц, репродукций с картин, карт. Под доской устанавливаются ящики для пособий, подготовленных к уроку, ящики с аппликациями и принадлежностями для рисования, а также ящик с цветными мелками и губкой.
Задняя и боковая стены оборудуются поверхностями для крепления плоскостных пособий и работ учащихся (пластинчатыми, перфорированными и другими стендами и полочками), для экспозиции учебных пособий, игрушек и поделок учеников. На задней стене ставятся розетки электропитания. У задней стены располагаются один-два шкафа для хранения пособий. В одном из шкафов хранится комплект учебников, методическая литература, диафильмы, диапозитивы. В другом шкафу можно разместить оборудование для опытов по природоведению, раздаточный материал, гербарии, коллекции, макеты. Рядом со шкафом можно разместить зеленый уголок.
У задней стены класса, оборудованного техническими средствами обучения, устанавливается тележка-подставка для ТСО и хранения диапозитивов и диафильмов, подготовленных к уроку.
Рабочее место учителя находится на расстоянии не менее 80 см от классной доски. Рабочие места учащихся желательно располагать на расстоянии не менее 2,4 м от доски и так, чтобы проходы между окнами и столами учеников, между рядами столов и между столами учеников и боковой стеной были не менее 60 см.
Рабочие места обучающихся у задней стены должны быть отделены от шкафов проходом не менее 50 см.
В кабинете необходимо иметь приспособления для демонстрации лучших детских поделок. На планшетах можно представить наборы инструментов для работы с бумагой, картоном или тканью, оформить правила обращения с этими инструментами, правила работающего человека, пословицы о труде, плакаты для детей о труде родителей обучающихся. В соответствии с изучаемым материалом периодически можно устраивать выставки книг для детей, детских поделок и т.д
Приложение № 1
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № _________
1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________
зав. кабинетом
2. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________
лаборанта
3. Класс, ответственный за кабинет _________________________________________________
4. Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете _________________________________________
Урок | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
1. 2. |
1. Параллели, для которых оборудован кабинет ______________________________________
2. Площадь кабинета _____________________________________________________________
3. Число посадочных мест ________________________________________________________
ОПИСЬ
имущества и документации кабинета № _________
№ п\п | Наименование имущества | Количество |
1. | Учительский стол | |
2. | Учительский стул | |
3. | Парты одноместные | |
4. | Парты двухместные | |
5. | Стулья ученические | |
6. | Шкафы | |
7. | Доска | |
8. | Доска магнитная | |
9. | Ящик для хранения печатных пособий | |
10. | Тумбочка | |
11. | Карнизы | |
12. | Шторы | |
13. | Подставка для цветов | |
14. | Трибуна (в кабинетах гуманитарного цикла) | |
15. | Стенды | |
16. | Зеркало | |
17. | Декоративные цветы | |
18. | Термометр | |
19. | Указка | |
20. | Часы | |
21. | Подставка для книг | |
22. | Экран | |
23. |
Инвентарная ведомость на технические средства
обучения учебного кабинета № ________
№ п\п | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный номер по школе |
1. | Телевизор | |||
2. | Видеомагнитофон | |||
3. | Видеоплеер | |||
4. | Магнитофон | |||
5. | Проигрыватель | |||
6. | Музыкальный центр | |||
7. | Фильмоскоп | |||
8. | Эпидиаскоп | |||
9. | Эпипроектор | |||
10. | Диапроектор | |||
11. | Эпископ | |||
12. | Графопроектор | |||
13. | Компьютер | |||
14. |
План работы кабинета № ________ на _____\_____ учебный год
№ п\п | Что планируется | Сроки | Отметка об исполнении |
Перспективный план развития кабинета
№ п\п | Что планируется | Сроки | Ответственный | Результат |
Занятость кабинета № _______ на ___ триместр
1. Расписание уроков
Урок | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | ||||||
учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | учитель \ класс | |||||||
1 |
2. Индивидуальные занятия
Класс | Время работы | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
5 «А» 7 «Б» | 14.40-15.25 | 15.15-16.00 |
3. Факультатив
Класс | Название факультатива | Время работы | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | ||
11 «А», «Б» | «Сочинения разных жанров» | 15.30-16.30 (11 «А») | 10.00-11.00 (11 «Б») |
4. Кружки
Класс | Название кружка | Время работы | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | ||
5 - 7 | «Юный филолог» | 14.00-15.00 |
Учебно-методическая и справочная литература
1. Словари
№ п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
2. Справочники
№ п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
3. Методические пособия
№ п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
4. Журналы
№ п\п | Название | № журнала | Год издания | Количество экземпляров |
5. Газеты
№ п\п | Название | №, число, месяц | Год издания | Количество экземпляров |
6. Дидактический материал
№ п\п | Класс | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
7. Таблицы
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название таблицы | Количество экземпляров |
8. Карты, атласы
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название карты, атласа | Количество экземпляров |
9. Карточки
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название карточки | Количество экземпляров |
10. Схемы
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название схемы | Количество экземпляров |
11. Перфокарты
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название перфокарты | Количество экземпляров |
12. Иллюстрации
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Автор | Название | Количество экземпляров |
13. Портреты
№ п\п | Класс | Ф.И.О. | Автор | Количество экземпляров |
14. Репродукции
№ п\п | Класс | Автор | Название картины | Тема, произведение | Количество экземпляров |
Литература
(подписки, книги для внеклассного чтения, внеклассной работы)
№ п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Количество экземпляров |
Аудиоматериалы
1. Грампластинки по ______________________________
(предмет)
№ п\п | Класс | Раздел | Тема | Название | Количество экземпляров |
Грампластинки
№ п\п | Класс | Автор | Произведение | Название | Количество экземпляров |
2. Лазерные диски по _____________________________
(предмет)
№ п\п | Класс | Раздел | Тема | Название | Количество экземпляров |
3. Аудиокассеты
№ п\п | Класс | Автор | Произведение | Название | Количество экземпляров |
Видеоматериалы
1. Видеокассеты
№ п\п | Класс | Автор | Произведение | Название | Количество экземпляров |
2. Слайды
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название | Количество экземпляров |
3. Диафильмы
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название | Количество экземпляров |
4. Диапозитивы
№ п\п | Класс | Раздел, тема | Название | Количество экземпляров |
Оценка деятельности кабинета № _______
за ____\____ учебный год
1. Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования):
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Оценка методического объединения учителей:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Оценка методического совета:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. Аттестация учебного кабинета:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс
Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...
Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.
Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....
приказ и положение " Об утверждении положения о проведении итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году"
Положение определяет правила подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) , в том числе определяет категории участников, сроки и продолжительность, сбор исходных сведений и подготовк...
Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии
1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...
1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование – МУ ДО ЦДТ) (далее - Положение) разработано в соотве
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основании Устава МУ ДО ЦДТ (далее - Центр).1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Педагогичес...
Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
1. Цель и задачиСоревнования проводятся с целью реализации Указа Президента Российской федерации № 948 от 30 июля 2010 года.Задачи:Укрепление здоровья школьников, повышение их двигательной активности...
Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".
Урок практикум. Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...