"Творческий потенциал учителя в условиях реализации ФГОС НОО"
статья

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Творческий потенциал учителя в условиях реализации ФГОС НОО».

Выполнила: учитель начальных классов Путкова Е.А.

Инжавино 2020г.

Творческий учитель – « это тот, кто открывает,

умудряет и ободряет»

( Н. Рерих) 

Педагог – личность творческая!

Педагог – это:

-свеча, которая светит другим, сгорая сама;

-человек, который может делать трудные вещи лёгкими;

- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу

Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного и самобытного.  Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте. Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального.

Что же такое творческий потенциал и почему его нужно развивать?

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним « творческая личность », « одаренная личность ». Под потенциалом  в широком словоупотреблении понимаются средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Кроме того - это способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Это возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти  и  развиваться.

Какие факторы наиболее актуальны? Какие условия необходимы для творческого развития учителя? Что нужно, чтобы коллектив развивался творчески? Факторы развития творческого потенциала педагогов делят на внутренние и внешние.

Внешние – это влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, система стимулирования педагогического труда, коллективная работа над научно-методической проблемой.

Внутренние – это потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, самообразование, духовно-ценностная сфера его личности.

Главными  признаками творчества являются: создание нового или существенное усовершенствование известного, оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов, взаимосвязь творчества и сотворчества. Процесс развития творческого потенциала у каждого учителя строго индивидуален. Своеобразие развития определяется различными природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера, уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самопознания, саморазвития, самооценки, ценностными ориентациями личности. Поэтому процесс развития творческого потенциала учителя отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.

Результаты реализации творческой деятельности так же делятся на внешние и внутренние.

Внешние результаты : составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников,  методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога, креативно организованные учебные или воспитательные процессы, собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете.

 Внутренние результаты являются источником внешнего творчества – это уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога

Качествами  творческого педагога являются:  уметь формулировать и решать педагогические задачи,  уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников, владеть формами и методами эвристической деятельности, заниматься самообразованием, стремиться к личностному творческому росту, осознанию творческих изменений 

К критериям  формирования творческой активности педагога относятся:

• постановка цели деятельности и ее анализ;

 • ориентирование в различных ситуациях с целью принятия правильного решения;

 • реализация определённых программ и планов исполнения;

 • проверка результатов своей деятельности и корректировка её с учётом изменяющихся ситуаций.

Законом  творчества является то, что творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся.

Существуют следующие подходы к творческой реализации учителя.

1 Углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета; ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

2 методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

3 личностно-гуманистический. Обучение идёт не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету»

4 коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер;

5 философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Индивидуальный стиль деятельности. • Система предпочитаемых учителем приёмов, склад его мысли, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов представляют собой индивидуальный стиль деятельности.  Индивидуальный стиль деятельности учителя, который работает по ФГОС НОО должен быть творческим. И одним из критериев творческого стиля деятельности учителя является артистизм. Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне.

Целью  педагога, работающего по ФГОС НОО является стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка.

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого - педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. 
С другой стороны, опыт работы в школе убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремиться к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. 
Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента. 
Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.  

Творчески работающие педагоги, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:
– поддержка и развитие интереса к предмету;
– формирование навыков исследовательской работы;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Профессор Поль Вайнцвайг выделял следующие Заповеди Творческой личности:

1.Будь хозяином своей судьбы.

2.Достигни успеха в том, что любишь.

3. Внеси свой вклад в общее дело.

4. Развивай свои творческие способности.

5.Старайся мыслить позитивно.

Закончить своё выступление я бы хотела притчей о двух плугах:

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Старайтесь быть творческими, стремитесь к совершенству! Лучший способ воспитывать творчество в учащихся – это самому быть творческой личностью.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Тест « Каков ваш творческий потенциал?»

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

за ответ "а" - 3 очка;

за ответ "б" - 1 очко;

за ответ "в" - 2 очка.

 

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

 

2. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

 

3. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

 

4. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

 

5. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

 

6. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

 

7. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

8. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

 

9. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

 

10. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

 

11. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

 

12. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

 

13. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

 

14. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

 

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

39 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 20 до 38 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

19 и менее очков. Ваш творческий потенциал, невелик, Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.

Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Текст с изм. И доп.| М-во образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2011.- (Стандарт второго поколения).
  3. Юзбеккова Е.А. Ступеньки творчества.-М.: Линка-Пресс, 2011 г.
  4. Интернет – ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Развитие управленческих компетенций учителя в условиях реализации ФГОС ООО

В данной презентации рассматрииваются приоритеты современного образования, роль учителя на современном этапе развития образования.Особое внимание уделяется тому, какие условия и факторы в реализации э...

"Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС"

Из опыта работы "Достижение метапредметных результатов на уроках дисциплин естественнонаучного цикла"...

Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».

Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...