Программа внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»
методическая разработка (6 класс)
Программа научно-методической работы
по теме «Разработка программы внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_programma_nauchno-metodicheskoi_raboty_.docx | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа научно-методической работы
по теме «Разработка программы внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Средней общеобразовательной школы №174
Центрального района Санкт-Петербурга
- Основная идея
Обучение в школе – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Систематическое духовно-нравственное образование обучающихся обеспечивает их адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного образования детей, поскольку оно способствует профилактике правонарушений, позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества ребенка, раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора.
К сожалению, многие современные школьники не знают ценного опыта своего Отечества, так как многие поколения воспитывались вне традиций, на основе идеологии времени. В современной многонациональной России идёт возрождение культуры и традиций, что важно для сохранения самобытности народов, их национального языка, культуры, традиций и обычаев, а также для передачи богатого национального опыта будущим поколениям. Каждый человек должен знать историю, культуру и традиции своего народа, ведь именно эти знания формируют духовно богатую личность.
На формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, направлен учебный курс ОРКСЭ, модули которого реализуются в 4 (5) классах.
Разработка и реализация программы духовно-нравственного образования детей «Православный Петербург» с использованием дистанционных технологий обучения поможет продолжить образование в 5-6-х классах по направлению «Основы православной культуры». Дистанционная форма обучения логична для организации внеурочной деятельности. С ее помощью можно организовать не только более углублённое изучение той области знания, которую ученик и его родители выбрали для себя, но и дать возможность изучать курс удаленно.
Внедрение дистанционной программы духовно-нравственного образования как инновационной технологии на наш имеет ряд достоинств: доступ детей к образовательным и иным информационным ресурсам; учет индивидуальных особенностей детей; интерактивность обучения; пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование (например, использование робототехники);
Использование дистанционных технологий позволят создать в образовательном учреждении виртуальное образовательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
- Цель:
Обеспечение непрерывного духовно-нравственного образования детей с применением дистанционных технологий.
- Задачи:
- Разработка с учетом требований ФГОС ОО программы духовно-нравственного образования школьников.
- Разработка и апробация дистанционной программы духовно-нравственного образования на платформе moodle.
- Разработка сопутствующей документации для внедрения данной программы в у ОУ. Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации деятельности образовательного учреждения в рамках представленной программы.
- Разработка методических рекомендаций для преподавателей. Методические материалы для организации деятельности в соответствии с предложенной программой.
- Дидактическое, учебно-методическое, психологическое сопровождение обучения в системе ДО.
- Научная и практическая ценность ожидаемых результатов научно- методической работы для развития системы образования Центрального района Санкт-Петербурга.
Среди современных проблем в системе образования России наиболее актуальна сегодня проблема духовно-нравственного образования. Идеологическое, социально-экономическое и культурное переустройство общества последних десятилетий явило множество негативных явлений, вызывающих тревогу за молодое поколение страны: ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание случаев социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальная пассивность. На сегодняшний день назрела необходимость обновления и дальнейшего развития системы воспитания детей и молодежи. На реализацию этих задач и направлена данная программа.
Программа «Православный Петербург» обеспечит преемственность и непрерывность духовно-нравственного образования.
Новизной данного проекта является:
- разработка и внедрение в ГБОУ школе № 174 модели дистанционного учебно- воспитательного процесса (дистанционный курс внеурочной деятельности «православный Петербург»), способствующей созданию условий для полноценного развития и социальной адаптации детей, описание данной курса в условиях конкретной среды;
- разработка и апробация механизмов эффективной реализации данного курса;
- апробация методического обеспечения и сопровождения в условиях инновационной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта.
На 1 этапе ожидаемыми результатами являются:
- сформированность моделей (интеграции, управления, мониторинга и т.д.) в рамках проекта;
- наличие разработанных диагностических материалов для проведения исследований;
- наличие дистанционной программы по внеурочной деятельности «Православный Петербург».
- наличие нормативно – правовой базы реализации программы
- наличие механизма реализации проекта;
На 2 этапе ожидаемыми результатами являются:
- рост мотивации детей в сфере духовно-нравственного развития;
- рост количества детей, готовых к саморазвитию;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка;
На 3 этапе ожидаемыми результатами являются:
- частичный переход к системе дистанционного образования во неурочной деятельности;
- формирование базовых нравственных ценностей у обучающихся;
- увеличение числа педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность;
- профессиональный рост педагогов;
- взаимодействие образовательного учреждения и организаций разного уровня по вопросам обучения и духовно-нравственного развития детей;
- наличие апробированной модели интеграции дистанционных-технологий в процесс духовного воспитания детей в ГБОУ школе № 174;
публикации итогов проекта.
V. Прогноз спроса на результаты (продукты) научно-методической работы с обоснованием, предложения по распространению и внедрению результатов научно-методической работы в образовательную практику
Продукт, полученный в результате реализации программы проекта (дистанционный курс «Православный Петербург»), может быть использован другими ОУ для реализации программ внеурочной деятельности, для интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс школы.
VI. Программа реализации
Этапы работы | Задачи этапа | Основное содержание | Планируемый результат | Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу | Сроки выполнения |
Подготовительный | Создание условий для разработки проекта и его обеспечения. | Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме организации дистанционного учебно-процесса детей; Решение кадрового вопроса (повышение квалификации педагогов, участников проекта); Создание проблемно-творческой группы; Создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации проекта; Разработка мониторинга в рамках проекта и проведение диагностических исследований; Разработка модифицированной программы по духовно-нравственному образованию. | Банк материалов для ОЭР; выстроенная стратегия коллективной работы | Папка с подборкой материалов в электронном виде; протокол совещания | январь, 2017 г. |
Реализационный этап | апробация модели и ее описание | Задачи: 1. Написание и апробация курса; 2. вовлечение обучающихся 5-6 класса во внеурочную деятельность школы через использование дистанционных средств обучения 4. психологическая диагностика, коррекция и консультации для обучающихся и их родителей 6. корректировка локальных актов и методик в рамках проекта; 7. проведение проблемного семинара для педагогических и руководящих кадров; | Описание модели программы духовно-нравственного образования. Разработка сопутствующей документации для внедрения данной программы в образовательную среду ОУ. | Результаты диагностики | весь период |
Аналитический этап | анализ реализации проекта, обобщение и представление опыта. | 1. диагностика итогов реализации проекта; 2. соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами; 3.текущий контроль, анализ, выявление перспектив и определение путей дальнейшего развития школы по данному направлению. 4. обобщение и оформление результатов опытно-экспериментальной работы; 5. формулирование выводов и практических рекомендаций, публикация материалов, статей, распространение опыта, проведение итоговых семинаров. - консультация специалистов РГПУ им. А. И. Герцена для включения в работу лучшего российского опыта школ по этой проблеме | Достижение высокого уровня внеучебных достижений учащихся всеми субъектами образовательной среды | описание методики работы над проектом | январь 2018г. |
VII. Конечный (-ые) продукт (-ы) научно-методической работы
1. Разработана программа «Православный Петербург» с использованием дистанционных технологий.
внеурочной деятельности по духовно - нравственному образованию.
2. Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации деятельности образовательного учреждения в рамках представленной программы
3. Методические материалы для организации деятельности в соответствии
с предложенной программой.
VIII. Ресурсное обеспечение проекта.
В школе № 174 работает 24 учителя (с учётом административного состава), из них 22 имеют высшее образование, 5 высшую квалификационную категорию, 17 человек – первую квалификационную категорию, 2 педагога – соответствие занимаемой должности.
Имеют почетные звания:
- «Почетный работник общего образования РФ» 2 чел.;
- «Отличник физической культуры и спорта» «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» 2 чел.- предложение по кандидатуре научного руководителя;
3 педагога закончили курсы окончили курсы повышения квалификации "Дистанционные технологии в образовании" и разработали свои дистанционных программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на платформе moodle.
- Кадровое обеспечение проекта включает:
- руководители проекта;
- координаторы проекта;
- педагоги ГБОУ школы № 174;
- Научно-методическое обеспечение проекта.
- инновационный проект;
- модифицированные программы по внеурочной деятельности, дополнительному образованию, курсов по выбору;;
- информационно-методические материалы;
- методические рекомендации для педагогических, руководящих кадров и родителей;
- методические пособия, сборники;
- материалы методических семинаров для педагогов и руководящих работников;
- материалы из педагогического опыта.
- материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой исследовательской деятельности
Оборудование учебных кабинетов (не учитывая компьютерные классы) | ||||
Показатели | Количество | Процент от общего количества | ||
1. | Всего учебных кабинетов | 14 | ||
2. | оснащенных компьютерами | 14 | 100 | |
3. | подключенными к ЛВС | 14 | 100 | |
4. | имеющими доступ к Интернет | 14 | 100 | |
5. | имеющих презентационные комплексы | 13 | 93% |
Количество обучающихся | 297 |
Количество учителей | 30 |
Компьютеры (всего ед.) | 90 |
из них |
|
Компьютеры ученика | 61 |
Компьютеры учителя | 27 |
Компьютеры административные | 1 |
Компьютерные классы всего (количество рабочих мест) | 56 |
Компьютерные классы стационарные (количество рабочих мест) | 15 |
Компьютерные классы мобильные (количество рабочих мест) | 41 |
Скорость подключения к Интернет | 100 кбит/с |
Количество обучающихся на один компьютер | 4.87 |
Процент учителей, обеспеченных компьютерами | 90 |
- финансовое обеспечение реализации программы
ГБОУ школа №174 Центрального района Санкт-Петербурга является юридическим лицом и имеет право на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на осуществление образовательного процесса, предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, администрации района, Комитету по образованию и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГБОУ школа №174 обладает обособленным имуществом и отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет лицевой счет в органах казначейства, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности. Финансирование научно-методической деятельности осуществляется за счет средств школы.
IX. Критерии и показатели эффективности научно-методической работы, в т.ч. описание системы мониторинга хода реализации программы научно-методической работы
- повышение мотивации обучающихся к духовному образованию;
- повышение компетенции педагогических кадров – обученных в области ДО;
- оптимизация образовательных ресурсов (подбор образовательных программ, наполняемость групп внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности);
Мониторинг реализации проекта.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим показателям:
- рост мотивации обучающихся в сфере духовно-нравственного развития;
- рост числа обучающихся, готовых к саморазвитию;
- положительная динамика психического здоровья школьников;
- удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
- рост числа обучающихся, охваченных содержательно - досуговой деятельностью;
В ходе мониторинга планируется корректировка планов работы педагогов, консультации психолога для педагогов, родителей, детей. Проект предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.
Критерии и показатели эффективности проекта.
- повышение учебной мотивации и познавательной активности учащихся;
- улучшение образовательных показателей учащихся;
-активизация родителей как законных представителей ребенка в образовательном процессе
Методики изучения эффективности проекта
Контроль результативности проекта будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и педагогов. Для этого будут использованы:
Тесты для определения самооценки обучающихся: «Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина»,
«Тест самооценки», «Экспресс-диагностика уровня самооценки»,
тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек») М.В. Битянова.
Тесты для определение уровня мотивации обучения: «Методика изучения мотивации учения подростков» по методике М.Р. Гинзбурга,
Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», педагогическое наблюдение.
Диагностика будет проводиться психологом, педагогами 2 раза в год на каждом этапе реализации проекта.
Формы отчетности по выполнению проекта:
- аналитический отчет о результатах реализации проекта.
- аналитические материалы педагогических кадров, участников проекта (информационно – аналитические справки, отчеты и т.д.).
- аналитические материалы по итогам мониторинговых исследований (информационно – аналитические справки, отчеты и т.д.).
- материалы самоанализа инновационной деятельности в рамках проекта.
- отчет о результатах психолого-педагогического сопровождения инновационного проекта.
X. SWOT-анализ возможностей проведения научно-методической работы
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Наличие квалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями для использования дистанционных технологий в образовательном процессе. Наличие ресурсов для дистанционной образовательной среды | Недостаточная мотивация педагогов к использованию дистанционных технологий Недостаточное обеспечение материально-технической базы |
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ |
Возможность привлечения широкого круга участников без территориальной и временной привязки | Нежелание обучающихся и их законных представителей принимать участие в проекте из-за отсутствия технических ресурсов. |
Риски проекта и меры по их преодолению
Риски | Меры по их преодолению |
Устойчивая консервативная ориентация педагогов на доминирование «традиционной системы» обучения | Организация внутрикорпоративного обучения и апробации |
Недостаточный уровень готовности всех учеников школы к работе с ДО технологиями | |
Снижение доступности (отказ в обслуживании провайдерими) и иск потери данных | Использование нескольких дистанционных платформ. Создание резервных копий. |
Отсутствие отечественных и международных стандартов, а также отсутствие законодательной базы применения дистанционных технологий в образовательном процессе | Разработка и утверждение внутришкольных локальных актов |
Руководитель ОУ ______________________ _________________________
подпись ФИО
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"
Ознакомление родителей с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...
«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе
Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...
Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."
Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...
Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура для 2-4 классов
Материал содержит рабочую программу и КТП внеурочной деятельностипо православной культуре для 2-4 классов...
Презентация к уроку английского языка в 3 классе по теме "Страны" с использованием технологии дистанционного обучения
Презентация к уроку английского языка в 3 классе по теме "Страны" с использованием приложения Kahhot...