Выступление на городском педагогическом совещании Тема «Организация обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»
статья

   В МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы обучаются 56 детей с ОВЗ, что составляет 8,1 % от общего количества обучающихся школы.Школьная группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития.

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Совместная работа с классным руководителем, учителем-логопедом, социальным педагогом, педагогами-психологами и учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с территориальной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ППк.
  6. Индивидуальная и коллективная работа с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_ovz_v_8_klasse.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1г. Оха им. А.Е. Буюклы

 

 

Выступление на городском педагогическом совещании на базе

 МБОУ СОШ №7 им. Д.М. Карбышева

Тема «Организация обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»

Подготовил:

 

Педагог-психолог

Полунина Татьяна Сергеевна

г. Оха

август   2020г.

Слайд №1

   В МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы обучаются 56 детей с ОВЗ, что составляет 8,1 % от общего количества обучающихся школы.

Слайд №2

Школьная группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития.

Слайд №3

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Совместная работа с классным руководителем, учителем-логопедом, социальным педагогом, педагогами-психологами и учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с территориальной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ППк.
  6. Индивидуальная и коллективная работа с детьми с ОВЗ.

Слайд №4

 Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию. На каждого ребёнка разработан индивидуальный образовательный маршрут и программа индивидуального социально-психологического сопровождения.

Слайд №5

Кадровое обеспечение в полном объёме соответствует требованиям. Педагогические работники прошли в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации.

Слайд №6

В системе работы учителями -предметниками в работе с учащимися ОВЗ предусматривается создание щадящего режима интеллектуальных и физических нагрузок на детей, рациональное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности, что оптимизирует умственную работоспособность школьников. Важнейшую роль играет индивидуальный подход к учащимся. При подборе содержания уроков для учащихся педагоги учитывают, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараются не допускать излишнего упрощения материала.  Внедренные современные компьютерные технологии в школьную практику позволяет учителю сделать работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя со всеми участниками образовательного процесса.

      В школе ППк (психолого-педагогический консилиум) является структурным подразделением регулирующим процесс сопровождения детей-инвалидов и ОВЗ. Командой специалистов организуется работа с учителями и родителями с целью   определения индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка, опираясь на рекомендации ПМПК.

Слайд №7

 В нашей школе имеется целая команда специалистов, которые работают с детьми ОВЗ. Одними из самых важных из них является учитель-логопед. Он помогает ребенку, имеющему речевую патологию овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире.    

На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе по всем направлениях деятельности:

-комплексная диагностика,

-развивающая и коррекционная деятельность,

- консультирование,

-просвещение и профилактика,

-поддержка всех участников образовательного процесса.

Главное в образовании ребенка с ОВЗ– это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Социальным педагогом реализуется программа «Мир в котором я живу», через экскурсии, встречи с органами профилактики, беседы, прогулки по городу итд.

 С 1 сентября 2018г. сформирован отдельный класс 7 «Г» с учащимися 2003-2005 г.р. нуждающихся в адаптированной программе VII вида, в количестве 10 человек. Все обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) подростков, а также, в соответствии с рекомендацией ПМПК.

 Главной целью формирования отдельного класса с детьми с ОВЗ - создание оптимальных психолого- педагогических условий для коррекции развития и социальной адаптации обучающихся одного возраста. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка в комфортной среде («Свой среди своих») позволяет предотвращать или смягчать нарушения в развитии подростка. Так как такие дети обучаясь в массовой школе неизбежно сталкивается с пренебрежительным отношением своих благополучных сверстников, что ведет к появлению у таких детей к низкому социальному статусу, в нашем случае удалось избежать.

     Слайд №8

  

В 7 «Г» классе находятся учащиеся:

-   Задержка психического развития, дизорфография - 1 человек (что составляет 10 % от общего количества учащихся в классе)

- F 83, дизорфография – 4 человека (что составляет 40 % от общего количества учащихся в классе)

- F 83, дизорфография, дисграфия – 5 человек (что составляет 50 % от общего количества учащихся в классе)

У учащихся 8 «Г» класса наблюдаются нарушения как эмоционально-потребностной, так и интеллектуальной сфер. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффектной возбудимости, двигательной расторможенности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движения. В речевом плане отмечается нарушение звукопроизношения, бедность словаря, дизорфография, дисграфия.

Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь человека в социуме, если учесть, что 100% учащихся 7 «Г» класса нуждается в сопровождении учителя-логопеда, который  осуществляет коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся в тесном взаимодействии с родителями.

  Педагогам -психологам   во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Специалисты имели возможность в 7 «Г» классе проводить помимо индивидуальных коррекционных занятий и групповые.

Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей, в связи с этим, в школе активно действует «Школа для родителей» с различными категориями семей. Тематика заседаний с родителями детей – инвалидов и ОВЗ разнообразны, вот некоторые из них: «Организация социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения семей с детьми-инвалидами, ОВЗ», «Семья и её роль в развитии и воспитании ребёнка с ОВЗ», «Особенности семейного воспитания детей с нарушением развития и пути их преодоления», «Проблемы общения ребёнка-инвалида со сверстниками, взрослыми», « Тренинг-учимся требовать и контролировать», «Коллоквиум» итд.

Слайд №9

В 2020 году в проекте «Курс выживания для подростков, их родителей, и тех, кто рядом» принять участие изъявили желание родители и дети 8 «Г» класса. Проект предусматривает работу детей и родителей в рабочих тетрадях. В процессе работы трое родителей изъявили желание лично проконсультироваться по поводу воспитания своих детей у московских специалистов, также были поданы, куратором, заявки на супервизию по двум семьям, вызывающим особую тревогу у педагогов-психологов по оказанию консультативной и коррекционной работы по детско-родительским отношениям (при этом, во время реализации проекта, мы оказались единственной школой, воспользовавшись данной услугой).

Слайд №10

   Проводя анализ работы с учащимися 8 «Г» класса, мы видим успешный результат социализации детей ОВЗ:  подростки успешно освоили учебный материал по образовательной программе за 2019-2020 учебный год, охват летней трудовой деятельностью на 2020 год, через оформление центра занятости в классе составил 40%.

Слайд №11

В соответствии с поставленными годовыми задачами школы  на 2019-2020 учебный год, запланировано  и проведено педагогами-психологами  выявления проблемного поля учащихся 1- 10-х  классов:

Средними показателями проблемного поля учащихся среди 8-х классов является: непослушание-3,5%; шалость-9,5 %; озорство- 7,3 %; лживость- 7%; проступок- 10%; негативизм- 2,3%; упрямство- 7%; капризы- 4,3%; своеволие- 2,8%; грубость- 4,5%; недисциплинированность-11,5%; агрессия, правонарушения-3,8%; пропуски занятий- 11,8%; плохая успеваемость- 15%. Выявлены три проблемных поля: плохая успеваемость- 15%упрямство- пропуски занятий- 11,8%; недисциплинированность-11,5%. Однако, в 8 «Г» классе непослушание-0%; шалость-0 %; озорство- 0 %; негативизм- 0%; своеволие- 0%; грубость- 0%.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Слайд №12

 

Интернет источники:

  1. https://multiurok.ru/files/referat-na-temu-obuchenie-detei-s-ovz.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/01/22/analiz-raboty-s-detmi-s-ovz
  3. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/10/25/pedagog-psiholog-v-sisteme-soprovozhdeniya-rebenka-s-ovz-v 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском МО по теме: "Социализация одаренных детей в ходе обучения иностранному языку"

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится...

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"

Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....

План самообразования «Организация и осуществление обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в творческом объединении по художественной лепке из глины»

В условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования» педагогу дополнительного образования предъявляются высокие профессиональн...

Выступление на психолого-педагогическом совещании на тему СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Выступление на психолого-педагогическом совещании на тему СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ...

« Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»

laquo; Использование интерактивных образовательных материалов при организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью»...