Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания
учебно-методический материал

Маргарита Игоревна Милиневич

Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания

1

"Всеобщая Декларация Прав Человека"

Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. № б/н

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы и справедливости, всеобщего мира. Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой, без всякого исключения, личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (ст. 1, 2). В последующих статьях последовательно провозглашаются гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); равенство перед законом независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии (ст. 7); запрещение рабства, пыток, жестокостей (ст. 5); право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства.

2

Конвенция о правах ребенка”

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу 2 сентября 1990 года, в соответствии со статьей 49.Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенкаполноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не былонигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических,экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормыответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правамребенка) и наделяет его высокими полномочиями.Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детейстроить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинныйгуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиляобщения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимостьформирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей,уважительного к ним отношения.

3

Декларация ООН
"Декларация о праве на развитие"

Принята 4 декабря 1986 года № б/н

Одним из важнейших принципов, лежащих в основе Декларации, является создание благоприятных условий для развития, которые способствуют осуществлению всеми всех прав человека. Право на развитие предоставляет рамки, в которых можно работать над ликвидацией пробелов и провалов в сферах ответственности, подотчетности и регулирования на уровне как национального, так и глобального управления. В концепции этого права особый упор делается на обязанностях, и прежде всего, на обязанности международного сообщества осуществлять сотрудничество, что, в частности, согласуется с современной тенденцией в развитии системы управления, требующей привлечения многих заинтересованных сторон на всех уровнях, и с появлением множества участников и форм организации глобального партнерства.

Федеральный уровень

4

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

«Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.

Конституция — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

5

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943

.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует управленческие и финансово экономические  отношения,  содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которое организовано в школах.

Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

6

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru/179146/#ixzz3pBuFZnvF

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

7

Федеральный Закон
от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
"Трудовой кодекс РФ"

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

Трудовой кодекс РФ, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

8

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности ».

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. –URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189271#0

Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

9

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180402#0

Стратегия разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России и др.

В целях реализации Стратегии применяются, в том числе организационно-управленческие механизмы:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях.

10

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493 утверждена «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=192149#0

 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа), является обновлённым вариантом раннее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Программа предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра  проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики.

Госпрограмма состоит из пяти разделов и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодёжи.

Функции координатора при реализации госпрограммы возложены на Росмолодёжь.


11

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193504#0

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуально-возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

12

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797/

Приказ N 1601 разрабатывался с участием представителей ЦС Профсоюза. Содержащиеся в нем положения, регулирующие продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, по нашему мнению, обеспечивают реализацию норм статьи 333 ТК РФ, предусматривающей установление федеральным нормативным правовым актом в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников.

13

Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198999/

Приказом определены правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха для педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение.

Согласно документу  режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка  (далее – ПВТР). В связи с этим действующие в организации ПВТР должны быть приведены в соответствие с Особенностями с учетом:

режима деятельности организации;

продолжительности рабочего времени или нормы часов за ставку заработной платы, установленными в соответствии с приказом № 1601;объёма  фактической учебной  нагрузкипедработников;времени, необходимого  для выполнения входящих в  должностные обязанности педагогических и иных работников видов работ, предусмотренных в зависимости от занимаемой ими должности согласно квалификационным характеристикам;

времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

ПВТР также устанавливаются:

порядок ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

Обратим внимание, что согласно документу, теперь ПВТР утверждаются работодателем с  учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

Особенностями также определено, что локальными актами утверждаются :

планы и графики организации, определяющие выполнение обязанностей педагогов, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графики, планы, расписания, определяющие  выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

порядок и графики кратковременных дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период осуществления образовательного процесса.

Работники организации должны быть ознакомлены с Особенностями, а также с ПВТР под личную роспись.

14

Письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199112/

Для устранения избыточной отчетности и документооборота рекомендуется:

- актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения, с определением ответственных должностных лиц;

- исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.

Кроме того, изложены меры по уменьшению нагрузки на учителей, которые должны приниматься на региональном уровне.

15

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=203805#0

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

-систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: "учитель", "воспитатель".

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ  «О защите населения и территорий

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

ПЕРЕЧЕНЬ основных нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России

Представленые документы должны быть во всех ОУ, как исходящие документы вышестоящих инстанций.  Также в зависимости от региона, могут включаться и региональные документы.Документы представлены в ...

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Краткая аннотация нормативных актов в сфере образования, начиная с международных и заканчивая локальными актами....

Перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права

Аннотированный перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права...

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания....

Участие в компьютерном тестировании на знание нормативно-правовой базы в области образования, основ педагогики и психологии, актуальных вопросов профессиональной деятельности

Принял участие  во всероссийском тестировании педагогов по направлению «Учитель информатики и ИКТ в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС»Принял участие...