Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся
методическая разработка

Бокова Наталья Владимировна

Методы и формы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся

Индивидуальная карта оценки метапредметных  результатов

учащихся по русскому языку

(уровни: В – высокий – показатель проявляется в полной мере; С – средний - показатель проявляется не в полной мере, Н – низкий – показатель отсутствует)

ФИ уч-ся:_______________________________________________

УУД

Начало года

Конец года

Регулятивные УУД:

Уровень сформированности: В (высокий), С (средний), Н (низкий).

1.Самостоятельно формулирует задание

 

2. Выбирает для выполнения определённой задачи различные средства

 

3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов

 

4. Оценивает результаты собственной деятельности

 

5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками

 

6. Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её

 

7. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради

 

8. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

 

9. Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями

 

Познавательные УДД

1.Ориентируется в учебниках.

 

2.Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

 

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников

 

4. Составляет сложный план текста

 

5. Устанавливает причинно- следственные связи,  строитлогичные рассуждения,  анализирует,  сравнивает,  группирует

различные объекты, явления

 

 

6.Самостоятельно делает выводы,  перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем ,  моделей,  таблиц, сообщений

 

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде,  в виде презентаций

 

 

Коммуникативные УДД:

 

1.Владеет диалоговой формой речи

 

 

2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное

 

3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

 

4.Отстаивает свою точку зрения,  имеет собственное мнение и позицию

 

5. Критично относится к своему мнению,  учитывает разные мнения и стремится к координации  различных позиций в паре

 

6.Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель

 

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь

 

8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач

 

 

Оценка сформированности УУД  у учащихся

        Таблица 1

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

  1.  Сформированность личностных УУД

1.1

Сформированность учебно-познавательного

интереса

проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя

проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем

обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые

1.2

Принятие и соблюдение норм школьного поведения

всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке

знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других

нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их

1.3

Самооценка

во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка)

в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка)

чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению

1.4

Нравственно-этическая ориентация

выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи)

не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи).

1.5

Эмоциональная отзывчивость

всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим

способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится

переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

II Сформированность регулятивных УУД

2.1

Действие целеполагания

самостоятельно ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется в заданиях теоретического характера

ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется

способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать

2.2

Действие планирования

может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану

в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя

копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь,

самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может

2.3

Действия контроля и коррекции

ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно

ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2.4

Действие оценки

умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников

ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некритически, не воспринимает аргументацию оценки;

2.5

Саморегуляция

помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции

помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент;

не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

III Сформированность познавательных УУД

3.1

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий

самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий

не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий

3.2

Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного

с помощью учителя способен отличать новое от уже известного

даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного

3.3

Умение делать выводы

способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы

совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы

даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы

3.4

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов

выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога

затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов

3.5

Группировка и классификация объектов

практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предметном материале

осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого

данные логические операции для ребенка недоступны

3.6

Установление причинно-следственных связей

способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале

определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого

не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого

3.7

Умение выявить аналогии на предметном материале

часто способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале

по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале

даже при значительной помощи взрослого затрудняет-ся в выявлении аналогии на предметном материале

3.8

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок

понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно

не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем,

не понимает как передавать логические или числовые отношение знаково-символическими средствами, не может выполнить задание даже по образцу

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

IV Сформированность коммуникативных УУД

4.1

Умение работать в паре и группе

согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла

приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других

не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей;

4.2

Умение оформлять свою мысль в устной речи

умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста

умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения

не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи

4.3

Умение выразительно читать и пересказывать текст

чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста

чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания

чтение с большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает текст со значительными искажениями его содержания

4.4

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

4.5

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль

в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя

Мониторинг сформированности коммуникативных УУД

(значение оцениваемых параметров по уровням см. Таблица 1)

        Таблица 2

Оцениваемые параметры

ФИ учащегося

Уровни сформированности:

 В, С, Н

Умение работать в паре и группе

Умение оформлять свою мысль в устной речи

Умение выразительно читать и пересказывать текст

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

Мониторинг сформированности личностных результатов

(значение оцениваемых параметров по уровням см. Таблица 1)

                               Таблица 3

Оцениваемые параметры

ФИ учащегося

Уровни сформированности:

 В, С, Н

Сформированность учебно-познавательного

интереса

Принятие и соблюдение норм школьного поведения

Самооценка

Нравственно-этическая ориентация

Эмоциональная отзывчивость

Мониторинг личностных результатов учащихся по русскому языку

(Уровни:В –высокий: показатель присутствует в полной мере; С – средний – показатель присутствует в неполной мере; Н –низкий – показатель отсутствует)

        Таблица 4

п/п

ФИ учащегося

Проявляет

чувство

сопричастности

с жизнью своего

народа, Родины

Ценит семейные

отношения,

традиции своего

народа, уважает

и изучает историю

России

Определяет

личностный смысл учения,

выбирает

дальнейший

образовательный маршрут

Регулирует

своё поведение

в соответствии

с моральными

нормами и

этическими

требованиями

.

Ответственно

относится к

своему

здоровью,

к окружающей

среде,

стремится к

сохранению

живой природы

Проявляет

эстетическое

чувство на

основе знакомства с

художественной

культурой

.

Ориентируется

в понимании

причин успешности/

неуспешности в учебе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии

Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии

Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Прои...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.

Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном прост...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...

Методика оценки метапредметных и личностных достижений учащихся по русскому языку

Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов...