Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии
методическая разработка по биологии
Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_metapredmetnyh_i_lichnostnyh_dostizheniy_uchashchihsya_na_uroke_biologii.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №63»
Мониторинг метапредметных и личностных
достижений учащихся на уроке биологии
Составитель: Мархаева Е.А.,
учитель биологии и географии
г. Улан-Удэ
2020г.
Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения образовательных программ, где отводится особое место формированию метапредметных универсальных учебных действий - действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и воспользоваться при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные УУД - познавательные, коммуникативные и регулятивные – действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках биологии:
- Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка;
- Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы;
- Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов;
- Личностные - самоопределение и смыслообразование.
- Познавательные УУД
Какие задания можно использовать на уроках биологии для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
- “найди отличия”;
- “на что похоже?”;
- поиск лишнего;
- “лабиринты”;
- “логические цепочки”;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
- работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
2. Выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию
4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
7. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
8. Вычитывать все уровни текстовой информации.
9. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Регулятивные УУД
Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Регулятивные УУД
1.Целеполагание- Зачем?
2.Планирование – В какой последовательности
3. Контроль - Правильно ли?
4.Коррекция – Как исправить?
5.Оценка- Вот так правильно, хорошо!
6. Волевая самооценка –Сосредоточился, ещё раз.
- Коммуникативные УУД
Умеем ли мы общаться?
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
- создают учебную мотивацию;
- пробуждают познавательный интерес;
- создают ситуацию успеха;
- вырабатывает умение общаться с другими детьми;
- формирует оценочные категории своей работы.
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта
- «отгадай, о ком говорим»
- взаимопроверка
- выполнение практической работы
Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества.
- Постановка вопросов.
- Владение монологической и диалогической формами речи.
- Умение полно и точно выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов.
- Управление поведением партнера.
- Личностные УУД определяются через самоопределение: внутреннюю позицию школьника, самооценку, смыслообразование.
Критерии: положительное отношение к изучению биологии, осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик, осознание необходимости самоусовершенствования, сформировнность познавательных мотивов
Показателями являются - успеваемость, активность на уроке, инициатива и самостоятельность, посвящение свободного времени биологии.
Инструментарий отслеживания: анкетирование, итоговые отметки за четверти и год, отслеживание активности на уроке (карточки активности), отметки в рабочих тетрадях, отметки за творческие и лабораторные работы, вовлечённость учащихся во внеурочную деятельность по учебному предмету.
Результаты мониторинга метапредметных и
личностных результатов
Уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у параллели 6- х классов представлены в виде таблиц:
Критерии | Личностные результаты | |||||||||||||||||||||
Самоопределение | Смыслообра зование | Морально-этическая ориентация | ||||||||||||||||||||
Внутренняя позиция обучающегося | Основы гражданской идентичности | Самоуважение и адекватная самооценка | Устойчивая система учебно-позна вательных и социальных мотивов | Знание основных моральных норм | Способность к моральной децентрации | Этические чувства как регуляторы морального поведения | ||||||||||||||||
Уровень % | в | с | н | в | с | н | в | адекв | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
2017-2018 | 40 | 33 | 27 | 27 | 20 | 53 | 60 | 40 | 0 | 67 | 20 | 13 | 53 | 27 | 20 | 60 | 20 | 20 | 53 | 33 | 14 | |
2019-2020 | 67 | 20 | 13 | 53 | 27 | 20 | 33 | 60 | 7 | 80 | 20 | 20 | 80 | 20 | 0 | 73 | 27 | 0 | 80 | 20 | 0 |
«в»-высокий, «н»-низкий, «с»-средний
Критерии % | Формирование универсальных учебных действий | ||||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||
Уровень | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н |
2017-2018 | 35 | 27 | 40 | 40 | 20 | 40 | 54 | 46 | 34 |
2019-2020 | 46 | 34 | 20 | 47 | 33 | 20 | 86 | 34 | 27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии
Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Прои...
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.
Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном прост...
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры
Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной...
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных)...
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов по физической культуре. Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной прг...
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.
Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихсяна уроке физической культуры....