Из опыта работы "Психологический комфорт во внеурочное время, как условие развития личности школьников"
учебно-методический материал
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Представлен материал из опыта работы.Приемы педагогического воздействия предложенные Э.Ш. Натанзон (Этя Шулимовна) в 1972г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт во внеурочное время как условие развития личности школьника
Выступление на ПС Губановой О.В.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, социализируется. Пребывание в школе должно давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций, исключать психотравмирующие ситуации.
Большинство воспитанников нашей школы в течение пяти дней проживают вне семьи, в условиях интернатного учреждения и могут испытывать, в связи с этим, стрессовую ситуацию, тревожность. Поэтому так важно наличие психологического комфорта в группе, который обеспечивает ребенку не только состояние защищенности, но и возможность продуктивной работы и творчества, а также способствует сохранению и укреплению физического здоровья детей. Будет ли в группе психологический комфорт или дискомфорт, целиком зависит от педагога.
Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения, которые помогают педагогу наладить психологический комфорт в группе.
С самого первого дня пребывания в детей школе я начинаю изучать своих воспитанников, узнаю особенности здоровья, характера, семейного воспитания. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка помогает подобрать действенные методы воздействия на него, не унижающие его человеческого достоинства, и позволяет не доводить ситуацию до конфликта, от которого страдают и воспитанник, и педагог, и вся группа. Я стараюсь всегда помнить, что какими бы «трудными» не были мои воспитанники, они от этого не перестают быть детьми. А значит, имеют право на ошибки, потому, что только учатся жить. И еще я помню, что годы, которые они проживают в школе – интернате, называются детством. И на нас, педагогах, лежит огромная ответственность за то, насколько это детство будет счастливым.
Составляющими психологического комфорта на уроке и на внеклассном занятии являются: эмоциональность и такт педагога, стиль педагогического общения, темп, продолжительность урока или занятия и форма его проведения, мотивация и интерес учащихся, контакт, творчество, активность, присутствие психоэмоциональной релаксации, наглядность, методы поощрения, завершённость действий. Это в полной мере относится и ко всем другим моментам пребывания ребенка в школе. Ведь внеклассное мероприятие и самоподготовка занимают всего около двух часов внеурочного времени воспитанников.
Для того чтобы заинтересовать детей какой – то деятельностью, увлечь их приходится прикладывать не мало усилий, но я стараюсь всегда сохранять педагогический оптимизм, проявлять уважение к воспитанникам, искреннюю заинтересованность в их судьбе, понимать душевное состояние ребенка, мотивы и внешние обстоятельства совершенных поступков. Часто приходится идти на компромиссы. Когда необходимо, чтобы воспитанник что – то сделал, а он отказывается, предлагаю ему выполнить только часть работы, но качественно. Хвалю, если сделал работу хорошо, и выражаю уверенность, что он легко справился бы со всем объемом работы (т.е. помогаю пережить ситуацию успеха, сформировать уверенность в себе). Всех детей называю только по имени. Помню, что любое негативное проявление педагога угнетает, сковывает воспитанников, а иногда приводит к агрессии. Поэтому стараюсь разговаривать спокойно, замечать малейшие успехи детей и хвалить их, подбадриваю в случае неудачи, даю время подумать, успокоиться, когда это необходимо. А еще дети всегда задают много вопросов. Я стараюсь спокойно отвечать на все, даже самые неудобные, а порой и провокационные. Если же случается, что я не готова ответить на вопрос, то так и говорю об этом воспитаннику, добавляя при этом, что обязательно отвечу позже. Ищу информацию и отвечаю.
Уже не первый год провожу с воспитанниками занятия по формированию навыков общения, коррекции негативного поведения. Сейчас в группе остро стоит проблема формирования детского коллектива. Одним из средств является реализация программы Т.А. Корепановой «Поверь в себя». Цель: развитие личностных ресурсов: самооценки, уверенности в себе и своих возможностях, умение управлять своим поведением и занимать активную позицию по отношению к жизненным событиям и проблемам, коммуникативной компетенции. На занятиях происходит игровое моделирование ситуаций, позволяющих тренировать жизненные навыки. В результате чего у детей накапливается опыт, который они смогут перенести в реальные жизненные ситуации. Такие занятия также способствуют поддержанию психологического комфорта, а значит и укреплению здоровья воспитанников.
В своей работе я использую корректирующие приемы педагогического воздействия предложенные Э.Ш. Натанзон (Этя Шулимовна) в 1972г.
Принципы педагогического воздействия:
- педагогический оптимизм;
- уважение к воспитаннику;
- понимание душевного состояния ребенка;
- раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершенных проступков;
- заинтересованность в судьбе воспитанника.
Приемы педагогического воздействия:
Созидающие приемы:
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений учителя и ученика | ● проявление доброты, внимания, заботы; ● просьба; ● поощрение; ● доверие; ● выражение положительного отношения; ● авансирование личности (термин введен А.С. Макаренко); ● обходное движение (защита ребенка в противовес окружающим - этот термин тоже введен А.С. Макаренко); ● прощение; ● проявление огорчения; ● проявление умений и творчества педагога |
Приемы, способствующие повышению успеваемости | ● организация успеха в учении; ● ожидание лучших результатов |
Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально-ценных поступков | ● убеждение; ● доверие; ● моральная поддержка; ● вовлечение в интересную деятельность; ● пробуждение гуманных чувств; ● нравственное упражнение |
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника | ● опосредование (подсказка в поведении через промежуточное звено); ● фланговый подход (через слабости ребенка); ● активизация сокровенных чувств воспитанника |
Тормозящие приемы:
Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога | ● констатация поступка; ● осуждение; ● наказание; ● приказание; ● предубеждение; ● возбуждение тревоги о предстоящем наказании; ● проявление возмущения; ● выявление виновного |
Приемы со скрытым воздействием | ● параллельное педагогическое действие; ● ласковый упрек; ● намек; ● мнимое безразличие; ● ирония (мнимое одобрение, карикатура, необычное приказание); ● развенчание; ● мнимое недоверие; ● выполнение конкретного дела вместо воспитанника; ● метод взрыва
|
Вспомогательные приемы | ● организация внешней опоры правильного поведения (идея А.С. Макаренко); ● отказ от фиксирования отдельных поступков
|
По мнению Э.Ш. Натанзон: «Созидающие приемы способствуют развитию положительных качеств у учащихся в ходе его общения с учителем, преподавателем. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных качеств и «расчищают почву» для появления, становления и развития положительных».
Корректирующие приемы педагогического воздействия
(Э.Ш. Натанзон)
Принципы педагогического воздействия:
- педагогический оптимизм;
- уважение к воспитаннику;
- понимание душевного состояния ребенка;
- раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершенных проступков;
- заинтересованность в судьбе воспитанника.
Приемы педагогического воздействия:
Созидающие приемы:
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений учителя и ученика | ● проявление доброты, внимания, заботы; ● просьба; ● поощрение; ● доверие; ● выражение положительного отношения; ● авансирование личности (термин введен А.С. Макаренко); ● обходное движение (защита ребенка в противовес окружающим - этот термин тоже введен А.С. Макаренко); ● прощение; ● проявление огорчения; ● проявление умений и творчества педагога |
Приемы, способствующие повышению успеваемости | ● организация успеха в учении; ● ожидание лучших результатов |
Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально-ценных поступков | ● убеждение; ● доверие; ● моральная поддержка; ● вовлечение в интересную деятельность; ● пробуждение гуманных чувств; ● нравственное упражнение |
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника | ● опосредование (подсказка в поведении через промежуточное звено); ● фланговый подход (через слабости ребенка); ● активизация сокровенных чувств воспитанника |
Тормозящие приемы:
Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога | ● констатация поступка; ● осуждение; ● наказание; ● приказание; ● предубеждение; ● возбуждение тревоги о предстоящем наказании; ● проявление возмущения; ● выявление виновного |
Приемы со скрытым воздействием | ● параллельное педагогическое действие; ● ласковый упрек; ● намек; ● мнимое безразличие; ● ирония (мнимое одобрение, карикатура, необычное приказание); ● развенчание; ● мнимое недоверие; ● выполнение конкретного дела вместо воспитанника; ● метод взрыва
|
Вспомогательные приемы | ● организация внешней опоры правильного поведения (идея А.С. Макаренко); ● отказ от фиксирования отдельных поступков
|
По мнению Э.Ш. Натанзон: «Созидающие приемы способствуют развитию положительных качеств у учащихся в ходе его общения с учителем, преподавателем. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных качеств и «расчищают почву» для появления, становления и развития положительных».
Литература:
1. «Приемы педагогического воздействия». Э.Ш. Натанзон. М., 1972 г.
«Коррекционная педагогика». Под ред. В.С. Кукушина. Изд. Центр «МарТ». Москва – Ростов – на – Дону. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Ваступление на конференции у чителей физической культура...
Доклад на РМО "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника"
В докладе описаны основные аспекты основной темы...
" Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника".
Цели:- проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этом...
Психологический комфорт на уроках технологии как условие развития личности.
Психологический комфорт на уроках технологии как условие развития личности.Докладчик: Симкова Елена Владимировна МБОУ «Гимназия №1» Все уроки похожи и разныЕсли к ним приг...
Выступление на педсовете "Психологический комфорт в ТО "Криничка" как условие развития личности ребенка"
Важным условием эффективного обучения и повышения качества воспитания и развития личности учащихся является формирование комфортной среды на занятиях. В руках преподавателей находит...