«Театрализованные игры в коррекционной педагогике».
статья
Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_obedtnenie.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении на тему: «Театрализованные игры в коррекционной педагогике».
Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Для детей с ОВЗ игровая деятельность – это необходимое условие развитие интеллекта, психических процессов, речевой активности, личности в целом.
Однако ряд факторов, характерных для детей с ЗПР, ЗРР, ОНР (неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, недостаточная скоординированность движений, нарушение грамматического строя речи, трудности усвоения лексико-грамматических конструкций и т.д.) в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают наблюдения, особая роль в коррекционной работе с детьми с ОВЗ принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр я руководствуюсь индивидуальными возможностями каждого ребёнка.
Младшие воспитанники вначале являются зрителями: они не могут сразу овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Моя речь на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как я говорю, имитирую ролевые движения. Особое внимание уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев.
Постепенно творческая активность детей возрастает. Этому помогают различные упражнения. Например, упражнения с различным интонированием слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Во время дыхательной гимнастики, я давала детям различные игровые упражнения. Например «Ветер, ветер».
У весны ветер ласковый и нежный (ф-ф-ф)
У лета жаркий согревающий (х-х-х)
У осени прохладный (с-с-с-с)
У зимы холодный студеный (в-в-в).
Для развития памяти проводилось много игр. Например: «Запомни и повтори движение».
Работа над сказкой воспитанников более старшего возраста велась следующим образом: сначала я читала детям сказку, старалась чтобы речь моя была неторопливой, громкой, эмоциональной и богатой интонацией. Затем шла беседа о прочитанном. Я просила детей высказывать свое отношение к героям сказки, к их поступкам, чтобы формировать основы нравственного воспитания. Затем показала бумажных героев сказки и дети составляли описательные рассказы. Пытались к существительным подбирать, как можно больше прилагательных. Например:
Белочка (умная, хитренькая, серенькая)
Мышка (серенькая, добрая)
Старичок - лесовичок (добрый, мудрый, умный).
После вторичного прочтения мы пробовали пересказывать сказку своими словами, затем близко к тексту. А дальше я просила рассказать сказку по ролям. И здесь уже шла работа над интонацией. Дети одевали на руки рукавички с мордочками животных и говорили, как я просила, «по доброму», «зло», «грустно», «ласково», «обиженно». А затем я просила, чтобы дети превратились в зайцев веселых (грустных), таким образом, мы работали над мимикой. Дети пытались изобразить на своих лицах то грусть, то обиду, то веселье, то сделать злое лицо. Потом я проводила игру «Угадай мое настроение», когда один ребенок с помощью мимики изображал какое-то настроение, а мы отгадывали. Также проводились игры «Едим варенье» (клюквенное, клубничное, лимонное). Дети мимикой показывали, кто какое варенье съел. Игры на развитие слухового восприятия «Кто позвал?», «Найди берлогу, в которой спит медведь» и т. д. Игра на развитие мышления «Кто лишний среди веселых картинок». Так же проводились этюды «Кто как ходит». Предлагаю превратиться в героев сказки и показать, как они умеют ходить. На занятиях по изодеятельности дети рисовали понравившихся им героев, делали аппликацию, лепили их. Затем, рассматривая получившиеся работы, пытались определить, какой получился старичок-лесовичок, какая получилась мышка. И вот мы идем на репетицию в наш прекрасный театр, как мне кажется, это любимое место наших детей. Я вижу, как они преображаются на сцене. Речь детей уже не монотонна, она более эмоциональна, внятно стараются произносить все звуки, двигаются по сцене, имитируя движения животных. Театральная деятельность необычно эмоциональна, что делает ее привлекательной для детей, она приносит ребенку огромную радость, в театральной деятельности заложены истоки творчества, а также происходит живое воздействие художественного образа на личность ребенка (дети познают, дети сопереживают). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Ребятам становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Воспитанники пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль.
В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения обычно сопровождаются репликами, стихами или пением.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.
Большое значение придаётся обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов героев. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых слабо развито воображение. Любой творческий процесс доставляет большую радость малышам.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии умения действовать по сюжету в коллективе. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Итак, театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают, активизируют словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной сторон...
Презентация "Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры"
В данной презентации отражён опыт работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи с использованием театрализованных игр. На примере показаны коррекционно-развивающие возможности театрализованной игр...
Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного общения со сверстниками....
Театрализованные игры в коррекционном обучении детей – логопатов
В статье описаны возможности воздействия на ребенка-логопата при помощи театрализованных игр....
Школьная тревожность как актуальная проблема коррекционной психологии и коррекционной педагогики
В статье раскрываются теоритические аспекты школьной тревожности...
ОП.07 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2 с
1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная фи...
Практическая рекомендация по разработке нестандартного урока математики (урок игра-путешествие). В помощь молодому педагогу. Коррекционная педагогика.
Практическая рекомендация по разработке нестандартного урока математики в коррекционной школе....