Доклад "Формирование положительной мотивации школьников через использование ИКТ"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Османова Ирина Николаевна

Формирование положительной мотивации обучающихся на уроках русского языка через использование информационно-коммуникативных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Формирование положительной мотивации школьников через использование ИКТ»

 С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно. Снижение или отсутствие интереса к учению, к школе может происходить и по причине «внутреннего отхода от школы». Объясняется это тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Вследствие чего происходит снижение эффективности и успешности обучения. В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с интересом трудится. Учебная деятельность детей-школьников имеет свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые должен учитывать в своей работе педагог. Положительной стороной является стремление школьника и его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но он сталкивается с определенными трудностями, чтобы эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.

   Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным потребностям детей, и послужат стимулом для их активной учебно-познавательной деятельности.

   Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных мотивов, среди которых большие возможности дает учителям-словесникам использование ИКТ на уроках русского языка. Бурно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к поколению, вступающему в жизнь.

   Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все лучшие достижения и методические разработки в области преподавания русского языка, в которых тоже значительное место отведено различным приемам предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания русского языка. Грамотное использование на уроках русского языка современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Учитель получает большие возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществлении межпредметных связей, увеличении объёма материала за счет экономии времени. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, а у учащихся формируется интерес к предмету, развивается их личность. Использование средств ИКТ на уроках русского языка дает возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ученика на основе использования тотального интереса подрастающего поколения к компьютерным технологиям. Использование компьютера на всех этапах обучения объясняется несколькими задачами: как средство положительной мотивации учащихся, средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Исходя из уровня компьютерной компетенции учащихся, владения ими навыками пользовательской работы, учитель получает возможность разрабатывать эффективные формы работы по мотивации учащихся с использованием ИКТ. Варианты использования ИКТ могут быть разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы – планирование. Планирование должно включать в себя помимо теоретической части и все занятия, которые планируется провести с использованием ИКТ, с конкретным указанием вида и формы деятельности, ожидаемым результатом. Использование компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих видах деятельности, которые можно разделить на несколько блоков, включающих в себя теоретический, практический, поисково-исследовательский элементы с использованием локальной сети, сети Интернет, обучающих программ, учебно-игровых форм, СD-тетрадей:

  1. Теоретический блок (изучение правил по темам с использованием электронных учебников).
  2. Поисковая работа (поиск дополнительного теоретического материала через Интернет).
  3. Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с нестандартным оцениванием (смайлики, шутливые аудиокомментарии).
  4. Тренировочно-диагностическое тестирование.
  5. Практикумы по разделам русского языка (по локальной сети).
  6. Диагностическое тестирование (по локальной сети).
  7. Тематическое тестирование.
  8. Групповая работа: подготовка тестовых заданий для взаимопроверки.
  9. Тестовые домашние задания.
  10. Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
  11. Работа над ошибками (как форма домашнего задания).
  12. Практикум с тренировочными тестами и заданиями.
  13. Практикум по составлению тестов и расшифровке вопросной базы тестовых заданий.
  14. Получение интерактивной консультации программы.
  15. Методика использования справочного материала (с использованием CD-тетрадей).
  16. Контрольное тестирование.
  17. Оn-line тестирование (в сети Интернет).
  18. Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической проверкой результатов и указанием пробелов.
  19. Тренинг с комментариями и объяснениями учителя и контрольные работы по анализу текста.
  20. Практическая (работа с текстами).
  21. Репетиционное тестирование по всему блоку заданий части. А, В и С ГИА и ЕГЭ.
  22. Создание базы данных для создания локального грамматического сервера.
  23. Создание простых программ тестирования и подготовка базы данных для них.
  24. Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
  25. Подготовка заданий для дифференцированной работы с учетом уровня подготовленности контингента учащихся (группа сильных учащихся готовит задания для отстающих).
  26. Работа с CD-тетрадями (хранение необходимой информации по предмету, запись в них домашних заданий и т.д).
  27. Подготовка тематических презентаций Power Point.
  28. Конкурс на лучшую презентацию Power Point (работа в группах).

   

   Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной мотивации учащихся при обучении русскому языку учащихся среднего школьного звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей формируется заинтересованность в достижении положительного результата, развиваются навыки аналитической работы. При подготовке к ГИА и ЕГЭ можно использовать, в зависимости от вида и цели урока, как программы Microsoft Word, Exel, так Microsoft Power Point. Последняя позволяет создавать презентации любого содержания в виде слайдов, используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с монитора проецировать на демонстрационный экран. Использование презентаций и видеодемонстраций в работе с детьми среднего школьного звена, для которых, с учетом их психологических и возрастных особенностей, визуальная и красочная подача материала, имеет большое значение в их положительном мотивировании. Безусловно, в этой связи можно и необходимо использовать компьютер с соответствующей тематической мультимедийной библиотекой.

   Дополнительной мотивацией для учащихся на занятиях с использованием ИКТ может послужить заведение СD-тетрадей, CD-DVD(RW) носители, как аналогов обычных тетрадей на традиционных уроках. В них учащиеся хранят всю актуальную информацию по предмету, получают записанные на них проверочные, тестовые и домашние задания, электронные версии учебников, различные словари, справочники, энциклопедии и т. д Электронный аналог тетради ни в коей мере не заменяет обычную, но имеет ряд очевидных преимуществ для учителя и ученика. Преимущества эти заключаются в компактности, в сосредоточенности всего необходимого материала на одном носителе. На эти электронные CD-тетради учащиеся с компьютера учителя получают и записывают общие и индивидуальные задания, часть из которых они будут выполнять дома. А уже на следующем занятии учащиеся сдают готовые работы на проверку учителю, то есть передают по той же локальной сети выполненные задания в свои именные папки на компьютер учителя. А при наличии всего банка ответов ко всем тестовым заданиям на компьютере учителя проверка не отнимает много времени, что немаловажно для реализации других элементов урока, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся и делает процесс обучения ещё более плодотворным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Формирование мотивации учения школьников через использование межпредметных технологий

Усиление мотивации учения, развитие интересов и творческого потенциала школьников  во все времена являлось важнейшей  задачей учителя. Использование учителем современных образовательных техн...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Презентация на тему "Фомирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы".Дано определение понятия "мотивация". Определены цели и задачи мотивации, методы и формы повы...

Повышение мотивации школьников через использование новых приёмов на уроках русского языка и литературы.

Повышение мотивации школьников через использование новых приемов на уроках русского языка и литературы....

Творчество как положительная мотивация школьников на уроках английского языка

Для творчества необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, потребность в новых знаниях, постановка целей, разрешение противоречий (творческих задач), настойчивость, трудоспособно...