Использование здоровьесберегающей технологии в общеобразовательной школе на средней и старшей ступенях обучения.
методическая разработка

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

    Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в начальной школе, продолжается на средней и старшей ступенях обучения. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся  в соответствии с нормативными требованиями. Учащимся задаются чрезмерно большие домашние задания.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. Учащиеся в школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

В третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений(безотрывное письмо,  обучение чтению и письму), и организации урока(отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок(увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже не имеют представления о том, что время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно уделять особое внимание организации обучения в 5-6 классах(особенно в 5-ом).

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств(в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы(более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

 Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающей технологии

в общеобразовательной школе

 на средней и старшей ступенях обучения

Выполнил: учитель английского языка

МОУ гимназии

г.о.Павловский Посад

Коровенкова Кристина Сергеевна

Введение.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника?

В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.

    Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в начальной школе, продолжается на средней и старшей ступенях обучения. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся  в соответствии с нормативными требованиями. Учащимся задаются чрезмерно большие домашние задания.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. Учащиеся в школе всё время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость: мало двигаются — много болеют.

В третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений(безотрывное письмо,  обучение чтению и письму), и организации урока(отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Особое беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5 класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок(увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Многие учителя даже не имеют представления о том, что время обучения в 5-6 классах совпадает с первым, самым острым, но скрытым от внешнего взора, процессом полового созревания ребенка, и что этот период его жизни связан с некоторым «откатом» в развитии: уменьшается скорость чтения, письма, увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится зачастую резким, несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Значит, нужно уделять особое внимание организации обучения в 5-6 классах(особенно в 5-ом).

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств(в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы(более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

 Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Теоретическая часть.

   В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом.

По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
    Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина - это:

1) условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2)рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3)соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4) необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В любом случае, термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.

7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3.Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

4.Образовательные технологии здоровьесберегающейнаправленности.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

 Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

   Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п.

   Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы,  рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х.

Чередование видов преподавания

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик- ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность -  пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1.Правильная организация урока.

Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-1-й этап: вводная часть урока;
-2-й этап: основная часть урока (ученики формулируют и задают вопросы; учитель и ученики отвечают на вопросы)
-3-й этап:заключительная часть урока
Результат урока-взаимный интерес, который подавляет утомление.

    Правило 2. Использование всех каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-левополушарные люди— при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-правополушарные люди— доминирование правого полушария, развитие конкретно-образного мышления и воображения;
-равнополушарные люди— у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

  Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60%-40%; 35—40-я минута — 10%.

    Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

     Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.

Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке минут двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза.

На средней и старшей ступенях обучения можно использовать считалки – фонетические, лексические и грамматические, которые способствуют усвоению фонетических и грамматических правил.

Существуют требования к организации и проведению физкультминуток:

  1. Физиологически обоснованным временем для ее проведения считается 15-20 минута урока.
  2. Длительность – 1-5 минут, чтобы снять общее или локальное утомление и улучшить самочувствие детей.
  3. Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Урок должен быть разнообразным, так как монотонность снижает интерес и результативность.
  4. Физкультминутку следует проводить на начальном этапе утомления.
  5. Предпочтение – упражнениям для утомленных групп мышц.

При проведении физкультминуток необходимо учитывать, что они бывают разного вида:

  1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. упражнения для кистей рук;
  3. упражнения для глаз;
  4. упражнения для слуха;
  5. упражнения, корректирующие осанку;
  6. дыхательная гимнастика;
  7. артикуляционно-мимическая гимнастика.

Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков.

     Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На уроке английского языка игры могут быть: лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие. Игровые моменты позволяют комплексно реализовывать методические и педагогические задачи. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, чтения, устной речи, письма.

 На средней и старшей ступенях обучения хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

   

     Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

     Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества. Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

Технологии развивающего обучения(ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Технология психологического сопровождения разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Практическая часть.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. С первых уроков учащиеся учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.

   Главной задачей учителя в здоровьесбережении учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), создание у детей положительно эмоциональной настроенности на уроке и повышение интереса у школьников к изучению иностранного языка (урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приемы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты). Поэтому так важно для учителя быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам, независимо от их способностей, характера и поведения. Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

     Огромное значение для сохранения здоровья учащихся имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь. Для этого у учителя есть много возможностей. Основным средством, реализующим здоровьесберегающие технологии на уроке является кабинет английского языка, оборудованный в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оснащенный различными средствами, позволяющими преодолеть усталость и переутомление учащихся.

   В процессе изучения английского языка большое значение имеет игра. Игры могут быть: лексические, грамматические, фонетические, орфографические, творческие. Игровые моменты позволяют комплексно реализовывать методические и педагогические задачи. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, чтения, устной речи, письма. В игре дети все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, проявление самостоятельности, сообразительности дают учащимся возможность преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. Вместе с этим учитель создает благоприятную обстановку для сохранения здоровья школьников. На среднем этапе обучения в играх часто используются картинки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты,  загадки, кроссворды, диалоги, пословицы, поговорки, викторины. Дети имитируют действия, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Школьников можно вовлекать в подготовку дидактических материалов. Это вызывает интерес к предмету.

 Также введение и тренировка в употреблении слов может происходить в игровой форме с использованием движения. Подвижные игры способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

На уроках нужно проводить такие игры, которые дают возможность детям не только отдохнуть, они направлены на развитие внимания и тренировку лексического и грамматического материала. На среднем этапе обучения  можно использовать:

-игры-пантомимы, например: «Мой день рождения» (дети показывают движениями, как они проводят свои дни рождения); «Мое хобби» (изображают свое любимое занятие); «В зоопарке», «Мои животные» (изображение животных жестами, голосом, движениями); «Мой день» (изображение действий, которые выполняются в течение дня); «В магазине» (нужно объяснить продавцу в магазине Лондона, что хочешь купить мимикой и жестами) и т.д.

-игры с карточками (например, у каждого ученика команды есть карточка со словом и членам команды надо построиться так, чтобы получилось грамматически верное предложение) и т.д.

      В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательное занятие.

Также в средней школе ребятам нравятся ролевые игры. Они дают возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни (например, интервью с известными людьми, ролевые игры «Покупка продуктов (одежды)», «Экскурсия по Лондону», «Почему английский язык такой популярный?»).Учащиеся с удовольствием разыгрывают мини-сценки.

   Учащиеся старших классов занимаются проектами, защищают их, учатся отстаивать свою точку зрения. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию благоприятной обстановки. В последние годы проектной деятельностью начали с удовольствием заниматься учащиеся  и средних классов. Темы мини-проектов связаны с изучаемыми темами ( «Мое семейное дерево», «Один день моей жизни»,  «Моя школа», «Мой любимый праздник», «Мое любимое домашнее животное»,«Мои каникулы», «Моя страна и столица», «Путешествие», «Охрана окружающей среды», «Экологические проблемы моей местности» и т.д.). Этот вид деятельности делает детей уверенными, жизнерадостными.

     На уроках английского языка следует использовать песни, которые являются очень хорошим видом разрядки и могут исполняться на всех уровнях обучения. Песни снижают утомляемость и доставляют учащимся большое удовольствие, несут огромный эмоциональный заряд и поднимают настроение. Они активизируют функции голосового и дыхательного аппаратов. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.; песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. Тексты песен есть в учебниках и на дисках, поэтому дети могут петь не только на уроках, но и дома

     Большую помощь учителю в решении проблемы здоровьесбережения оказывают современные пособия. В учебниках есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни. Учащиеся выражают свое мнение по изучаемым проблемам. Применение учителями элементов проблемного обучения приучают учащихся самостоятельно делать открытия, что вызывает у них чувство удовлетворения и положительно влияют на психологическое состояние каждого ученика и в группе в целом.

  Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки следует проводить в сопровождении песен, считалок, рифмовок, стихов, проговариваемые учащимися хором.

На средней и старшей ступенях обучения можно использовать считалки – фонетические, лексические и грамматические, которые способствуют усвоению фонетических и грамматических правил.

Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков. После активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности. Учителям следует использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос, чтение, аудирование, письмо, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, ответы на вопросы, рисование, работа в группах, составление проектов, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания). Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

       Для поддержания высокого эмоционального тонуса учителю можно использовать эмоциональные разрядки (шутки, юмор, поговорки, веселые четверостишия, юмористические картинки), которые необходимы для снятия умственного напряжения и утомления и оживляют урок. Смех вызывает непроизвольную реакцию учащихся и создает благоприятный психологический климат на уроке.

    Особенно сложными являются проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации, интереса к получению образования.В данном случае целесообразно использование элементов аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка (АТ) - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм. Медитативно - релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения 
Центральной задачей АТ является овладение собственными эмоциями. В средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций. Прежде чем приступить к АТ, нужно уменьшить освещённость кабинета, включить тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Учитель просит их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить.

Примеры медитативно- релаксационных упражнений.

Продолжительность 3–5 минут.
1 .Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую» .Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
2.Упражнение « Деревянная кукла » в формате физминутки.
3.Упражнение на релаксацию и визуализацию .
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let’s pretend it’s summer.
You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)
Your troubles float away.
You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do everything. You   have a lot of energy. You are in good spirits.
Open your eyes. How do you feel?
4. Упражнение «Качели» (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
5.Упражнение «Бабочки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку(восьмёрку)» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 

Вывод.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

    Обеспечение здоровья в образовательном учреждении включает в себя все средства, используемые школой для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом, которые постепенно становятся неотъемлемой частью общей культуры ученика, его семьи, школьного сообщества.
 
В современных условиях реализуются следующие функции оздоровительной деятельности образовательного учреждения: мотивационная, гигиеническая, профилактическая, коррекционная, восстановительная.
   
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека,  в деятельности образовательных учреждений применяются здоровьесберегающие технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию.

   То есть в школе решены следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:
снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
организация физической активности учащихся, профилактика;
организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

    Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
2. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год.
3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология,2004.
4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа,2005.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер, М.: Вако, 2007.
6. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10.
7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика, 2005.-№6.
8. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников,2005.-№2.
9. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии, 2004.-№2.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.
11. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.
12. http://pedagogika.by.ru
13. http://allbest.ru/langv-e.htm
14. http://www.it-n.ru
15. proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование умений чтения на средней и старшей ступенях обучения

В работе отражены  следующие аспекты чтения: подходы к классификации, требования к обучению, цели обучения, принципы обучения, умения и стратегии чтения, требования к подбору текстов, виды тестов...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Применение здоровьесберегающих технологий на средней и старшей ступенях обучения

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в общеобразовательных школах на средней и старшей ступенях обучения....

«Совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных текстов в классах средней и старшей ступени обучения»

«Совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных текстов в классах средней и старшей ступени обучения» - методические рекомендации, которые я использую в своей работе....

Ресурсы методического объединения учителей иностранных языков для управления качеством образования в школе на средней и старшей ступени обучения

Качество образования является одним из важнейших факторов устойчивого развития национальной экономики. По результатам исследований международных экономических институтов в XXI веке приоритетном фактор...

О результативности использования здоровьесберегающих технологий в МБОУ «Шумячская средняя школа им. В.Ф. Алешина»

О результативности использования  здоровьесберегающих технологий в МБОУ «Шумячская средняя школа им. В.Ф. Алешина»...

Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"

В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени  обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др.  «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...