Ресурсы методического объединения учителей иностранных языков для управления качеством образования в школе на средней и старшей ступени обучения
статья на тему
Качество образования является одним из важнейших факторов устойчивого развития национальной экономики. По результатам исследований международных экономических институтов в XXI веке приоритетном фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество. Всеобщее повышение качества товаров и услуг должно стать национальной идеей.
В соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012 г., под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursy_metodicheskogo_obedineniya.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ресурсы методического объединения учителей иностранных языков для управления качеством образования в школе на средней и старшей ступени обучения
Юлия Яковлева,
учитель английского языка
МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск ЯНАО
Качество образования является одним из важнейших факторов устойчивого развития национальной экономики. По результатам исследований международных экономических институтов в XXI веке приоритетном фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество. Всеобщее повышение качества товаров и услуг должно стать национальной идеей.
В соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012 г., под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»[1].
Управление качеством образования является одной из актуальных на современном этапе развития экономики и для российской школы. Однако проблема качества образования не является новой. Истоки данной проблемы связаны с развитием массовой общеобразовательной школы, которая появилась в Европе в XIX веке. Вопросы качества образования, образовательного процесса, деятельности его участников достаточно активно изучаются в отечественной педагогике (А.В. Хуторской, М.Н. Скаткин, А.И. Мищенко, М.М. Поташник, В.В. Давыдов, В.Л. Сластёнин, Л.Ф. Спирин, Т.И. Шамова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Т.А. Ильина, И.И. Легостаев, В.Г. Максимов, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, и др.).
Реформы образования, проводимые в последние десятилетия, были вызваны тем, что «традиционные цели школьного образования все меньше соответствовали новым социальным требованиям, предъявляемым к выпускникам школы»[2]. На современном этапе развития школы возникает проблема достижения качества образования, которое должно соответствовать новой социальной ситуации.
О.Е. Лебедев под качеством образования понимает «совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, нужными для их развития»[3].
Цель нашего исследования: проанализировать использование ресурсов методического объединения учителей иностранных языков МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск для управления качеством образования.
Объект исследования: организационно-методическое обеспечение учебной деятельности на средней и старшей ступени обучения в школе.
Предмет исследования: ресурсы методического объединения учителей иностранных языков МАУО СОШ №2 УИИЯ для управления качеством образования на средней и старшей ступени обучения.
Кадровый потенциал методического объединения учителей иностранного языка
На сегодняшний день в методическом объединении учителей иностранного языка МАОУ СОШ №2 УИИЯ работают 18 педагогов. Среди них учителя английского, немецкого и французского языков. Категорийность учителей иностранных языков является достаточной для школ, имеющих статус углубленного изучения иностранных языков (таблица 1). Подбор кадров оптимальный, члены методического объединения – квалифицированные, опытные педагоги, имеющие достаточно богатый педагогический опыт.
Таблица 1
Категорийность учителей
Учебный год | Категория | |||
высшая | первая | без категории | всего педагогов, имеющих 1 или высшую категорию | |
2016-2017 | 3 (17%) | 14 (78%) | 1 (5%) | 95% |
Таким образом, в методическом объединении учителей иностранного языка школы имеется достаточный кадровый потенциал для достижения высоких образовательных результатов, однако доля учителей с высшей категорией довольно низкая (17%). Кроме того, не все работающие учителя достаточно вовлечены в обмен опытом, что ограничивает возможности критического самоанализа, и у некоторых педагогов отмечено отсутствие мотивации к совершенствованию (по наблюдению администрации).
Созданы условия для профессионального роста педагогов. Учителя методического объединения ежегодно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, в работе городских и школьных методических объединений и творческих групп, в профессиональном конкурсе «Учитель года». Многие педагоги являются членами Региональной общественной профессиональной организации "Ямальская ассоциация преподавателей английского языка" (Yamalia English Language Teachers' Association (YamELTA) - Regional Public Professional Organisation), сотрудничество с которой позволяет организовать обсуждение актуальных методических проблем на более высоком профессиональном уровне. Сотрудничество с Офисом английского языка (US Embassy Moscow English Language Office – ELO) и общественной организации British Council с региональными ассоциациями учителей английского языка предоставляет широкие возможности для участия в семинарах и мастер-классах, проводимых методистами-носителями языка, а также в международных грантовых программах для учителей английского языка.
Информационно-образовательная среда школы
Специфика иностранного языка как предмета определяет характер и особенности образовательной среды при обучении. Преподавание ведётся в 10 учебных кабинетах. Все кабинеты оборудованы интерактивными досками, компьютерами, наглядными пособиями, в каждом кабинете есть доступ к сети Интернет. Информационные технологии (Интернет, электронная почта, дистанционное обучение), по словам Н.А.Спичко, «организуют общение, которое происходит почти непосредственно с носителями языка»[4]. Современные технические средства являются источником аутентичности, несут в себе живой современный язык и дают подлинное представление о культуре. Информационно-образовательная среда характеризуется доступом учащихся к содержанию информационных ресурсов и возможностью реализовать различные виды взаимодействия: чаты, электронная почта, презентации, изучение языка в режиме реального времени и т.д. Использование новейших технологий помогает раздвинуть стены классного кабинета, вывести учащихся за его пределы и войти в коммуникативное пространство мира и изучаемой культуры, опосредованное компьютерной коммуникацией. Информационно-образовательная среда способствует созданию оптимальных условий для подготовки выпускника, владеющего иностранным языком как средством межкультурного общения.
В целях автоматизации управления системой образования действует комплексная программная информационная система, разработанная компанией «ИРТех», - «Сетевой город. Образование». Данная система обеспечивает программное решение для формирования единого информационного образовательного пространства города и всего региона. Многоуровневая система оценки качества образования базируется на данных оценочных и итоговых показателей класса по учебным периодам, таких как:
- результаты контрольных работ по иностранному языку, с расшифровкой каждого задания в соответствии с кодификатором ФИПИ, а также информация об освоенных и неосвоенных контролируемых элементах содержания;
- диагностическая карта по динамике успеваемости по иностранному языку каждого ученика класса по учебным периодам.
Однако не все учителя методического объединения в полной мере владеют информацией о возможностях информационной системы и недостаточно используют ее в работе.
Система внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского «данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать»[5].
Система внутришкольного контроля методического объединения учителей иностранных языков школы позволяет устанавливать соответствие качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по иностранным языкам, анализировать уровень сформированности навыков по всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), изучать качество работы педагогов по реализации индивидуального подхода в работе со слабоуспевающими детьми и детьми, имеющими повышенные учебные возможности, высокую учебную мотивацию и т.д. Результаты контроля обсуждаются на заседаниях методического объединения.
Контингент учащихся школы
Рассмотрим характеристику контингента учащихся, их семей на основе данных социального паспорта. Общее количество обучающихся в школе – 1344 человека. В микрорайоне, где расположена школа, проживает население разного социального статуса. 48% родителей учащихся имеют высшее образование, 42% родителей нашей школы имеют средне-специальное образование, 10% родителей имеют среднее или незаконченное среднее образование. Среди профессий родителей преобладают рабочие и служащие. Безработных и не работающих родителей – 4%, процент малообеспеченных семей - 11%. По сравнению с прошлым годом количество неполных семей немного снизилось, но процент остается высоким (19%). На учете в КДН состоят 10 учащихся, количество учащихся, постоянно занимающихся в системе дополнительного образования – 1058 человек (79%). Так же в школе высока доля обучающихся, для которых русский язык не является родным (11%), а также семей, имеющих инвалидов (4%). Таким образом, социальный фон трудно назвать благоприятным.
Работа с одаренными и высокомотивированными обучающимися
Методическое объединение учителей иностранного языка активно ведет работу с одаренными и высокомотивированными обучающимися. В школе создан банк данных одаренных детей, на всех ступенях обучения ведется внеурочная деятельность в среднем звене «Английский для общения», «Путешествие в страну немецкого языка», «Путешествие в страну французского языка», элективные курсы в старшей школе «Деловой английский», дополнительные платные образовательные услуги в начальной школе «Веселый английский»; в течение учебного года организуются предметные недели по иностранным языкам для всех возрастных групп, в рамках которых проводятся театральные постановки («Рождество», «День Святого Валентина» и другие), конкурсы презентаций, проектов, стенгазет, стихов, поделок, тематические уроки и т.д., школьники систематически участвуют в очных и дистанционных олимпиадах разного уровня по иностранным языкам. Ежегодно наблюдается улучшение результативности участия школьников в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней. В таблице 2 представлены результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и фамилии учителей, подготовивших призеров. По сравнению с 2014/15 учебным годом количество призеров муниципального этапа олимпиады по английскому языку увеличилось на 2 человека.
Таблица 2
Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | ||||||
победители | призеры | Итого | победители | призеры | Итого | ||
1. | Английский язык | - | 3 | 3 | - | 5 (+2) | 5 (+2) |
Таким образом, отмечается положительная динамика результативности участия учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по английскому языку, но вместе с тем, низкая результативность участия учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников.
Работа со слабоуспевающими учащимися
Коррекция знаний отстающих учеников – это тщательно продуманная педагогом стратегия. Чтобы ее реализовать, учитель должен учитывать особенности каждого ребенка. Ежегодно учителями методического объединения проводится мониторинг и диагностика слабоуспевающих учащихся, еженедельно проводятся индивидуальные консультации со слабоуспевающими учащимися, даются индивидуальные домашние задания, творческие задания, на уроках учащиеся работают по индивидуальным карточкам, разрабатываются дифференцированные задания для контроля знаний, ведется журналы работы со слабоуспевающими учащимися, ведутся индивидуальные листы контроля за ликвидацией пробелов, где учителя планируют индивидуальное усвоение материала каждым учащимся.
Результативность обучения учащихся по иностранному языку
Рассмотрим результативность учащихся по иностранному языку (таблицы 3,4). В 2015-2016 учебном году 17 классов углубленно изучали английский язык, из них 7 классов изучали второй иностранный язык (немецкий), 36 классов изучали иностранный язык на базовом уровне.
Таблица 3
Результативность обучения учащихся по иностранному языку (английскому)
Учебные годы | углубленное изучение | базовое изучение | ||
начальное общее образование | ||||
успеваемость | Качество | успеваемость | качество | |
2014-2015 | 100 | 57 (=) | 100 | 64 (+2) |
2015-2016 | 100 | 62 (+5) | 100 | 58 (-8) |
основное общее образование | ||||
2014-2015 | 100 | 65 (+3) | 100 | 55 (+6) |
2015-2016 | 100 | 64 (-1) | 100 | 58 (+3) |
среднее общее образование | ||||
2014-2015 | 100 | 68 (+2) | 100 | 70 (+6) |
2015-2016 | 100 | 64 (-4) | 100 | 79 (+9) |
В сравнении с 2014-2015 учебным годом в начальной школе наблюдается повышение качества обученности на 5% в классах с углубленным изучением английского языка, в базовых классах произошло понижение качества на 8%.
В основной школе в классах с углубленным изучением английского языка понизился качественный показатель на -1% в сравнении с показателями 2014-2015 учебного года. В классах с базовым изучением английского языка качество составляет 58%, что на +3% выше показателей 2014-2015 учебного года.
На уровне среднего общего образования при углубленном обучении качество обученности составило 64%, что на -4% ниже показателей предыдущего учебного года, в классах базового изучения иностранного языка качество составило 79%, что на +9% выше показателя прошлого года.
Таблица 4
Результативность обучения учащихся по иностранному языку (немецкому)
Учебные годы | основное общее образование | |
успеваемость | качество | |
2014-2015 | 100 | 62 (+3) |
2015-2016 | 100 | 54 (-8) |
среднее общее образование | ||
2014-2015 | 100 | 60 (-3) |
2015-2016 | 100 | 66 (+6) |
Данные таблицы свидетельствуют об удовлетворительном уровне обученности учащихся второму иностранному языку (54%). В сравнении с показателями 2014-2015 учебного года произошло понижение качества на уровне основного общего образования на -8%. В старшей школе отмечается повышение качества на +6%.
Таким образом, показатели качества обученности по иностранным языкам нестабильны.
Основной государственный экзамен по английскому языку в 2015-2016 учебном году сдавали 12 обучающихся 9-х классов (таблица 5). Успеваемость по результатам экзамена составила 100%, что выше показателей прошлого учебного года (25%).
Таблица 5
Общая и качественная успеваемость по английскому языку (ОГЭ)
Предметы | 2014/2015 | 2015/2016 | ||
усп.% | кач.% | усп.% | кач.% | |
Иностранный язык (английский) | 25,00 | 25 | 100 | 83,33 |
Таким образом, в сравнении с 2014-2015 учебным годом наблюдается:
- положительная динамика качественной успеваемости по иностранному языку (английскому) (+58,33);
- положительная динамика общей успеваемости по иностранному языку (английскому) (+75,0).
В сравнении с городскими и окружными показателями результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в 2015-2016 году выше благодаря целенаправленной и систематической работе методического объединения учителей иностранных языков по подготовке участников ОГЭ (таблица 6).
Таблица 6
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в сравнении с городскими и окружными показателями
Предмет | ЯНАО | Ноябрьск | Школа | |||
усп.% | кач.% | усп.% | кач.% | усп.% | кач.% | |
английский язык | 93,63 | 73,21 | 98,82 | 81,18 | 100 | 83,33 |
Статистические данные по результатам единого государственного экзамена, представленные в таблице 7, показывают, что в сравнении с предыдущим учебным годом наблюдается отрицательная динамика среднего балла иностранному языку (английскому) на -2,8.
Таблица 7
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 классов
Предмет | 2014/2015 (средний балл) | 2015/2016 (средний балл) |
Иностранный язык (английский) | 79,00 | 76,2 |
Таким образом, уровень обученности учащихся по результатам государственной итоговой аттестации – удовлетворительный. Однако отмечается снижение доли выпускников, выбравших английский язык таблица 8).
Таблица 8
Результаты единого государственного экзамена выпускников 11 классов
Кол. уч. | Количество баллов | |||||||||
0-10 | 11-20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91-100 | |
6 (2015г.) | 1 | 3 | 1 | 1 | ||||||
5 (2016г.) | 1 | 1 | 3 |
В 2014-2015 учебном году доля учащихся, выбравших английский язык для сдачи единого государственного экзамена, составила 8,3% (6 участников из 72 выпускников 11 классов). В 2015-2016 учебном году из 72 выпускников 11 классов школы в ЕГЭ по английскому языку участвовали 5 человек (6,9%). Для сравнения: доля участников ЕГЭ по английскому языку по ЯНАО в 2015 году составила 7,4%[6]. Таким образом, отмечена относительно невысокая популярность выбора предмета среди выпускников 11 классов.
Изучение состояния преподавания иностранного языка
Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке, развитие культуры устной и письменной речи, формирование у школьников уважения к другим народам и культурам. Ежегодно в рамках школьного контроля и в соответствии с учебными программами с целью определения уровня образовательных достижений учащихся школы, освоения содержания образования по иностранному языку по языковой и речевой компетенции проводятся текущие и итоговые контрольные работы по следующим аспектам: аудирование, чтение, письмо, говорение (монологическая и диалогическая речь), лексико-грамматическое тестирование. Промежуточная аттестация учащихся проводится, начиная со 2 класса, в форме устного монологического высказывания. В рамках тематических недель и внутришкольного контроля осуществляется взаимопосещение уроков, мастер-классов членами методического объединения, в ходе которых вырабатываются рекомендации для педагогов. В ходе наблюдения прослеживается деятельность учителей-предметников по формированию мотивации к учению и качественных знаний обучающихся, индивидуализация и дифференциация процесса обучения через формы работы, отбор материала урока, содержание и подбор заданий для обучающихся. Результаты контроля за состоянием преподавания предмета обсуждаются на методических объединениях.
Повышение эффективности школьного урока
Изучение разнообразия подходов, приемов, методов и повышения эффективности урока является одной из тем обсуждения на городских и школьных методических объединениях учителей иностранного языка. С 2016 года одному из преподавателей методического объединения присвоено статусное звание «тренер-преподаватель». Организованы непрерывные курсы повышения квалификации «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе» для учителей методического объединения с целью повышения качества преподавания иностранного языка в школе. Курсы ведутся на английском языке в очном режиме, на занятиях для учителей рассматриваются разнообразные эффективные подходы, приемы, методы и технологии, используемые на уроках иностранного языка. Практическая направленность курсов способствует развитию коммуникативной и рефлексивной культуры педагогов, а также формированию культуры качественного использования информационных технологий на уроке. Кроме того, педагоги ежегодно посещают стажировочные площадки и творческие группы других школ города, целью которых является применение технологий “Intel” в учебном процессе, изучение групповых форм работы на уроках иностранного языка и другие.
Изучение профессиональных достижений педагогов методического объединения
Одним из инструментов оценки профессиональной деятельности педагога является портфолио профессиональных достижении. Данный инструмент позволяет проследить эволюцию профессиональной деятельности педагогов методического объединения, систематизировать учебные материалы, продемонстрировать достижения своим коллегам, способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения. Самооценка готовности к реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» позволяет учителям иностранного языка выявить свои профессиональные достижения и дефициты и разработать индивидуальный план профессионального развития.
Заключение
Приведенные цифры показывают, что педагогам методического объединения учителей иностранных языков приходится сталкиваться с обучением наиболее сложного контингента учащихся из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, часто с невысоким уровнем образования при том, что процент работников с высшей категорией низкий. При этом школа имеет высокие позиции в рейтинге по результатам ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, успешно участвует в конкурсах и олимпиадах.
Стоит предположить, что все это является результатом целенаправленной и последовательной стратегии школы. Кроме развитой материально-технической базы, организационной и методической поддержки учителей, одним из средств достижения высоких образовательных результатов учащихся является проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся активно вовлечены в нее, начиная с начальной школы. Темы учебных исследований связаны с историей их семьи, ближайшим окружением школы, проблемами территории. Учащиеся участвуют в городских, региональных и всероссийских конкурсах. Ежегодно проводятся предметные недели по иностранным языкам, в рамках которых организуются конкурсы рисунков, стенгазет, презентаций, ставятся спектакли на иностранных языках. Педагоги получают важную для них поддержку экспертов высокого уровня.
Кроме того, тщательно выстроена линия поддержки учеников в школе. Во внеурочное время учащиеся получают возможность готовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, посещают элективные занятия и курсы по иностранным языкам, которые работают для всех ступеней обучения, организована работа с высокомотивированными и слабоуспевающими учащимися, тщательно выстроена система мониторинга учебных достижений. Для школы характерна открытость по отношению к другим образовательным учреждениям (проводятся мастер-классы, семинары, педагоги участвуют в конкурсах различного уровня), а также по отношению к родительской общественности (активно работают сайт школы и сайт методического объединения учителей иностранных языков школы).
Таким образом, описанное организационно-методическое обеспечение учебной деятельности школы можно отнести к общей рамке моделей school effective (эффективная школа), которые широко распространены за рубежом[7].
Список используемой литературы
1. М.Л. Агранович, О.Н. Кожевникова, Е.Я. Коган, А.Н. Майоров, В.А. Прудникова, К.Г. Митрофанова. Методические рекомендации по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях. – М.: «Прометей» МПГУ, 2006. – 80с.
2. М. Барбер, М. Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира. // Вопросы образования. №3, 2008.
3. Ю.А. Конаржевский. Менеджмент и внутришкольное управление. М., Центр «Педагогический поиск», 2003 г.
4. О.Е. Лебедев. Качество – ключевое слово современной школы. (Серия «Качество школьного образования»). – СПб.: филиал изд-ва «просвещение», 2008. – 191 с.
5. О.Е. Лебедев. Управление образовательными системами. Учебно-методический комплект: учеб.пособие / авт.-сост. О.Е. Лебедев. – М.: Логос, 2012. – 232 с.
6. Обдалова Ольга Андреевна. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. 2009. №1 (5) С.93-101.
7. М. Пинская, И. Фрумин, С. Косарецкий, Т. Плахотнюк. Школы в сложных социальных контекстах: «тонущие» и «борющиеся».// Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции (18-19 февраля 2011 г.). – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - 466 с.
8. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие/Под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
9. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
10. Robert J. Marzano. What works in Schools: Translating Research into Action, 2003; Moltimore Peter. The road to improvement. Reflections on school effectiveness. Sweets&Zeitliner Publishers, 1998.
11. School Improvement Fieldbook. A Guide for Advancing Student Achievement in Georgia Schools. Georgia Department of Education K. Cox, State Superintendent of Schools Revised December 19, 2008.
[1] Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
[2] О.Е. Лебедев. Качество – ключевое слово современной школы. (Серия «Качество школьного образования»). – СПб.: филиал изд-ва «просвещение», 2008.
[3] О.Е. Лебедев. Управление образовательными системами. Учебно-методический комплект: учеб.пособие / авт.-сост. О.Е. Лебедев. – М.: Логос, 2012.
[4] Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // ИЯШ. 2004.№ 5. С. 44–48.
[5] Ю.А. Конаржевский. Менеджмент и внутришкольное управление М., Центр «Педагогический поиск», 2003 г.
[6] Анализ результатов единого государственного экзамена по Ямало-Ненецкому автономному округу в 2015 году. Статистические данные по результатам ЕГЭ, таблицы и диаграммы по округу, муниципалитетам, образовательным организациям. – Салехард, ГКУ ЯНАО «РЦОКО», 2015 год.
[7] Robert J. Marzano. What works in Schools: Translating Research into Action, 2003; Moltimore Peter. The road to improvement. Reflections on school effectiveness. Sweets&Zeitliner Publishers, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...
План работы школьного методического объединения учителей иностранных языков МБОУ школы № 12 2013-2014 учебный год.
Методическая тема объединения учителей иностранных языков: «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающегося путём расширения школьной языковой среды и новых педаг...
МБОУ «Коротоякская СОШ» Районное методическое объединение учителей иностранного языка Конспект открытого урока немецкого языка “Was wir schon wissen? “ (к УМК для 2 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой « Первые шаги») Урок - путешествие
Тема урока“Was wir schon wissen? “ Урок - путешествиеТип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала.Цель урока: формирование коммуникативной компетенции уча...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС средствами УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»
Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная пред...
Использование здоровьесберегающей технологии в общеобразовательной школе на средней и старшей ступенях обучения.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники...
Городское методическое объединение зам.директоров по УВР "Управление качеством образования современной школы "
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентнос...