Психологический мониторинг
материал
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающегося, создания банка психологических данных на каждого обучающегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории обучающегося. Так же о задачах, направлениях, критериях, возможностях и показателях результативности психологического мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_monitoring.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический мониторинг
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающегося, создания банка психологических данных на каждого обучающегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
- получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
- предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
- структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
- познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
- мотивационная сфера и динамика ее развития;
- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:
1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.
1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.
2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.
3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.
5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.
6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.
7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.
2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.
Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:
- перед поступлением в 1-й класс;
- по окончании 1-го класса;
- по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
- в период обучения в 7-м классе;
- по окончании 9-го класса;
- по окончании 11-го класса.
3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:
- поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
- период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
- период обучения в 10-м классе.
Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:
- валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
- стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
- сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
- экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.
Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:
№ | Диагностируемые параметры | Диагностический инструментарий |
Учащиеся первого года обучения | ||
1. | Уровень развития произвольной сферы | Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант” |
2. | Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности | Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант” |
3. | Степень самостоятельности в учебной деятельности | Методика Д.Б. Эльконина “Графический диктант” |
4. | Уровень развития визуального восприятия и памяти | Методика “Клоун”, Методика “Домик” |
5. | Уровень развития аудиального восприятия и памяти | Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки” |
6. | Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности | Методика “Корректурная проба” |
7. | Уровень сформированности учебной мотивации | Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне нравится в школе” |
8. | Уровень школьной тревожности | Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан, Проективная методика “Школа зверей” |
9. | Характер дезадаптационных нарушений | Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко |
Учащиеся 5-ых классов | ||
1. | Уровень умственного развития | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
2. | Уровень сформированности учебной деятельности | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
3. | Уровень и характер школьной тревожности | Тест школьной тревожности Филлипса |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой |
Учащиеся 10-ых классов | ||
1. | Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) | Шкала тревожности Прихожан |
2. | Уровень агрессивности | Опросник Басса-Дарки |
3. | Уровень сформированности адекватной самооценки | Методика Дембо-Рубинштейна |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой |
5. | Особенности акцентуации характера | Опросник Шмишека |
Комплексное, всестороннее психолого-педагогическое изучение процесса личностного развития учащихся (детей) посредством психологической диагностики (психодиагностических обследований) включающее в себя
- познавательную сферу;
- эмоционально-волевую сферу;
- мотивационную сферу;
- поведенческую сферу;
- личностные особенности и черты характера;
проводится вместе с планомерным изучением личностного развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя, родители).
В результате параллельного использования двух направлений деятельности (психолога–психодиагностическое обследование, педагога–метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:
- определить относительное место учащегося в классе и параллели;
- провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
- выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
- отследить динамику изменений результатов от года к году;
- провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
- получить сравнительную оценку качества работы учителей.
Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:
1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.
2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.
3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.
Работа с данными классами в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:
- систематическую диагностику развития детей в данных классах;
- отслеживать эффективность обучения детей по программам классов КРО;
- разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.
Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить такие задачи, как:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
В 5-11 классах проводится компьютерная диагностика обучающихся по двум направлениям: интеллект и личность.
Тест «Интеллект» состоит из шести субтестов, которые были направлены на:
Выявление реакции
Выявления уровня внимания:
Выявление уровня памяти (вербальной, невербальной);
Выявления умения устанавливать аналогии;
Выявления сформированности такой операциональной стороны мышления, как логические классификации;
Нахождение правила построения числового ряда
Анализ результатов позволяет дать характеристику обучающихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий, об уровне развития психических процессов в динамике. Тест «Личность» направлен на выявление:
Наличия и характера учебной мотивации;
Устойчивого эмоционального состояния (уровня тревожности);
Уровня самооценки;
Отношению к себе (Позитивная «Я-концепция»)
Отношению со сверстниками (социометрия)
Отношения с педагогами
Результаты диагностики позволяют классным руководителям, педагогам-предметникам проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися.
Продолжается диагностическая работа по формированию компонентов учебной деятельности детей, обучающихся по системе РО Д.Б.Эльконина – В.В Давыдова: начальные классы, 5-е классы, 6-е классы, 8 класс. В целом уровень формирования учебной деятельности у большинства учащихся находится в норме.
Показатели:
Тип мотивации учебной деятельности (преобладают внутренние мотивы учения – 53%);
Наблюдается высокий уровень развития познавательного интереса, учебной активности (74%)
Особенности целеполагания: высокая степень совпадения фактической цели учащихся с целью, заданной учителем (48%)
Недостаточный уровень оценки действий контроля (32%)
Недостаточный уровень способностей обучающихся содержательно оценивать свои возможности, самостоятельно решать новые учебные задачи (31%)
Продолжается диагностика интеллектуального развития обучающихся:
Средний уровень эмпирического обобщения;
Высокий уровень содержательного обобщения грамматического материала;
Достаточно высокий уровень содержательного обобщения математического материала;
Высокий уровень интеллектуальной рефлексии;
Достаточно высокий уровень вербального и невербального интеллекта.
Диагностировались особенности развития ученических коллективов:
Высокий уровень сплоченности коллективов;
Непосредственная роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях;
Индивидуально- психологические особенности учащихся (уверенность в себе, достаточно высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении).
Диагностировался уровень умений и навыков учащихся:
Орфографический навык;
Грамматические умения;
Уровень математических умений:
Вычислительный навык
В 5 – 10ых классах изучаются мотивы обучения, их взаимосвязь с уровнем притязаний, выявляются уровни ведущих мотивов, уровни учебной мотивации, уровни личностной и ситуативной тревожности.
Проводится диагностика потребностно-эмоциональной сферы учащихся для выявления эмоционального состояния учащихся в школе, нарушений в аффективно- эмоциональной сфере детей.
Используется социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.
У учащихся в рамках предпрофильного обучения (8-е, 9-е классов) исследуется интеллектуальная сфера, определяются способности, склонности учеников к определенному типу профессии, изучаются творческие способности ребят. На учащихся 9-х классов составляются полные психолого-педагогические характеристики («портфолио» ученика), что позволяет учащимся делать осознанный выбор профиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мониторинг деятельности социально-психологической службы
представлены результаты деятельности за 2009-2012 учебные годы...
Cоциально-психологические факторы здоровья детей по результатам городского мониторинга в 2013 году
В статье рассматривается влияние социально-психологических факторов на здоровье детей через призму результатов единого городского мониторинга (АИС) здоровьесозидающей обрзовательной среды в 2013 году....
Результаты психологического мониторинга учащихся 9 класса
Материалы для аттестации...
Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе
Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе...
Схема психологического мониторинга обучающихся
Методический материал для психологов....
Психологический мониторинг УУД 5-11 классов (диагностическая карта)
Данная диагностическая карта содержит примерный перечень методического инструментария, который педагог-психолог средней (5-9 классы) и старшей школы (10-11 классы) для оценки сформированности универса...
Психологический мониторинг
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития обучающихся....