"Современные технологии развития речи дошкольников"
консультация

Данная консультация предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Интеллектуальные  карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi.docx484.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ.

Тема: «Метод интеллектуальных  карт в деятельности ДОУ»

Составила: воспитатель – Т.С. Дымова.

Данная консультация предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Интеллектуальные  карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса в ДОУ.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
2. Познакомить с технологией построения и использования  карт.
3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе , через практическую составляющую.

В поиске новых форм и методов речевого развития дошкольников, я обратила внимание на методику составления интеллектуальных карт.
Это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому, называются «Карты ума» , «Ментальные карты», «Карты знаний», «Мыслительные карты» , «Карты головы» . Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном.

А мир в дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются не только  творческие, но и речевые способности детей , а так же активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность – обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность – хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект – карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект – карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Суть карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта , лексической темы или задумки. Технология интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Особенности построения метальных карт.

Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Для создания карты используются белые листы бумаги . Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.
5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
6. Длина линии должна равняться длине слова.
7. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче
8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.

В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
https://ped-kopilka.ru/upload/comments/72450_350251c1110eba540719a8a47fbb9547.jpg.jpg   https://ped-kopilka.ru/upload/comments/72450_c9b9705a91f2690017349ec37a575c23.jpg.jpg


Темами работ могут стать «Профессии», «Транспорт», «О природе родного края», «О лете» и др.

Практическая составляющая

Говорить об интеллектуальных картах можно долго, однако лучше, если Вы попробуете составить ее самостоятельно. Прошу разделиться на несколько групп.

Я предлагаю несколько вариантов составления карт:

1. составление кары по теме «Животные Севера», пользуясь картинками.

2. составить карту по понятию «дождь», использую только действия понятия ( идет, льет..) и к каждому действию подобрать подходящие другие понятия (идет-человек, поезд..).

3. составление интеллектуальной карты по теме «Мой любимый литературный герой».

4. составление карты по лексической теме: «Зима», используя картинки подсказки.

Интеллектуальная карта – это по сути, отражение мыслей детей. Их рисунки, поделки, какие-то картинки — все, что они изучают на протяжении проекта. Таким образом дети видят взаимосвязи между предметами: это пшеница, из ее зерен производится мука, а из муки можно сделать хлеб или, например, макароны. В процессе создания карт развивается речь. А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний дошкольников; повышению уровня качества этих знаний; проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Памятка по построению интеллектуальных карт

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово или вопрос.

• Писать надо разборчиво.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

Инновационные технологии лого-стол EDV и умная пчелка в развитие речи дошкольников с ОВЗ.

Инновационные технологии лого-стол EDV  и умная пчелка в развитие речи дошкольников  с ОВЗ....

"Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"

quot;Использование игровых  технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"...

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Статья Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Статья Тема: «Использование технологии ТРИЗ  в развитии речи дошкольников»...