Тренинги по развитию социальных навыков общения по методу Гольдштейна.
план-конспект
Тренинги, как вид обучения, становятся всё более популярными день ото дня. Тренинги личностного роста, бизнес - тренинги, тренинги взаимоотношений и даже детские — всех направлений не перечесть. Очень часто люди учатся на своих ошибках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakurdaeva_g.n._zanyatie.docx | 116.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ)
Закурдаева Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Объединения: «Лакомка», «Познавайка»
Образование: Образование: высшее, Стерлитамакский государственный педагогический институт, педагогика и методика начального обучения, учитель начальных классов, 1992 год. Межшкольный учебный комбинат г. КумертауРеспублики Башкортостан, повар – кондитер четвертого разряда, 2008г
Стаж педагогической работы: 32 года
Стаж работы в данном учреждении: 11 лет
Лянтор. 2019
Пояснительная записка
Тренинги, как вид обучения, становятся всё более популярными день ото дня. Тренинги личностного роста, бизнес - тренинги, тренинги взаимоотношений и даже детские — всех направлений не перечесть. Очень часто люди учатся на своих ошибках. Попав в какую-то затруднительную ситуацию, человек понимает, что вел себя как-то не здорово. Но часто это происходит тогда, когда обратного пути уже нет. И уже есть какие-то существенные затруднения либо в личных отношениях, либо в карьере, либо в какой-то другой области. Тренинг — это, в первую очередь, возможность личностных изменений без каких-то серьезных проблем. Это возможность оказаться в специальной тренинговой игровой среде, в которой все трудности и сложности проявятся достаточно явно, но при этом не будут стоить практически ничего. Это возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть себя глазами других людей и определить, что именно уже хорошо, какие ваши стороны являются сильными, что стоит развивать и дополнять, а в каких областях может быть стоит чему-то научиться, освоить что-то новое, попробовать то, чего вы раньше не делали.
Методическая разработка занятия «Тренинги по развитию социальных навыков общения» предназначена для обучающихся средней и старшей возрастной категории по дополнительной общеобразовательной программе «Лакомка» (юный кондитер). Занятие проводилось в группе средней возрастной категории.
Тема: Тренинги по развитию социальных навыков общения по методу Гольдштейна.
Цель: Развитие социальных навыков в процессе участия в тренингах по методу Гольдштейна обучающихся в объединении «Лакомка».
Задачи:
- Изучение элементов коммуникативной культуры обучающихся.
- Формирование навыков общения , терпеливости, умения слушать.
- Воспитание способности в формировании защитных качеств личности: уверенности в себе, открытости, толерантности.
Тип урока: комбинированный.
ТСО: компьютер, экран.
Этапы урока:
- Приветствие
- Целевая установка занятия
- Формирование банка ситуаций участниками группы
- Моделирование ситуаций
- Ролевые игры
- Домашнее задание-перенос навыка
- Прощание
На занятии оптимально использовались разнообразные методы обучения: наглядный (видео, презентация), словесный (объяснение, беседа), проблемный, частично-поисковый. В ходе занятия большое внимание уделялось созданию в группе благоприятного психологического климата. Данный материал будет интересен преподавателям технологии, педагогам дополнительного образования.
Тренинги по развитию социальных навыков общения
(по методу Гольдштейна)
Тема: Тренинги по развитию социальных навыков общения по методу Гольдштейна.
Цель: Развитие социальных навыков в процессе участия в тренингах по методу Гольдштейна обучающихся объединения «Лакомка».
Задачи:
- Изучение элементов коммуникативной культуры обучающихся.
- Формирование навыков общения , терпеливости, умения слушать.
- Воспитание способности в формировании защитных качеств личности: уверенности в себе, открытости, толерантности.
Тип урока: комбинированный.
ТСО: компьютер, экран.
Этапы урока:
- Приветствие
- Целевая установка занятия
- Формирование банка ситуаций участниками группы
- Моделирование ситуаций
- Ролевые игры
- Домашнее задание-перенос навыка
- Прощание
Ход урока
I Организационный этап. Приветствие (5мин)
Добрый день! Как говорил Гадаев Алексей Вениаминович «Умение общаться - это умение жить!» Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.
- Как вы думаете, почему это происходит?
- Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.
- В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Человек- существо не только биологическое, но и социальное. И эта социальная составляющая играет очень важную роль в жизни каждого. Умение общаться - это искусство. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению. Любое общение начинается с приветствия и наше занятие мы, тоже, начнем с приветствия.
Знакомство.
Упражнение «Назови свое имя». Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли сегодня в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно на визитке нужно написать положительное качество, характеризующее его как личность, которое начинается с любой буквы своего имени.
Упражнение «Здравствуй». Первый (например ведущий) пожимает руку сидящему от себя справа и говорит «Здравствуй…. , читая надпись на бейджике, затем поворачивается налево и таким же образом приветствует сидящего рядом слева.
Упражнение повторяется до тех пор, пока пожмут руку и поприветствуют того, кто начинал.
2. Целевая установка занятия.
Принятие правил.
Итак, мы поприветствовали друг друга. Ребята, вы заметили, что улыбка, дружелюбие ведущего передалась друг другу по кругу. Поэтому, помните, что итог любого общения будет удачным, если приветствие начинается с улыбки.
Следующий этап нашего занятия- выбор правил работы. Я предлагаю для обсуждения такие правила. (на экране слайд)
Правила
- Активная работа на занятие каждого ученика
- Внимательность к говорящему человеку
- Доверие друг к другу
- Недопустимость насмешек
- Не выносить обсуждения за пределы занятий
- Право каждого на свое мнение
Если вы согласны с такими правилами, то можно приступать к работе.
3.Формирование банка ситуаций участниками группы.
Общение необходимо во всех сферах деятельности. Существует культура общения, она нужна для того, чтобы человек ставил ограничения в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой обстановке с партнерами на работе, бизнесу должны отличаться от общения со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности и сквернословия, будут неуместны ваши приколы и шуточки. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. Мы будущие кондитеры, нам придется общаться с администрацией, с клиентами, с заказчиками, да просто с людьми и это делать нужно правильно, чтобы вы поняли и вас понимали. А пока мы ученики и нам необходимо научиться правильно вести разговор с собеседником. У каждого из вас, в школе, дома или в общественных местах, были случаи, когда разговариваешь с кем либо и видишь, что тебя не понимают или просто не слышат. Это потому, что мы не всегда правильно выражаем свои мысли.
Вот например:
Рассказ о неудачном заказе торта. (Из жизненного опыта. Рассказ подготовила Носкова Е.) - Почему Кате приготовили другой торт? В чем была её ошибка при заказе?
4. Моделирование ситуаций.
Так как же научиться объяснять очевидное, чтобы вас правильно поняли? Этому можно и нужно учиться.
Сегодня мы разберем с вами ситуацию, которая может случиться в жизни с каждым из нас, и попробуем составить рекомендации «Как правильно заказать торт»
Ситуация
Представьте такую ситуацию: молодая девушка хочет заказать на день рождения мамы торт. Как вы считаете, что для этого необходимо сделать? (Ответы детей, случаи из собственного опыта)
5.Ролевые игры.
Молодая девушка хочет заказать на день рождения мамы торт. Она не знает, какой и просит совета у кондитера. Кондитер, естественно предлагает самый дорогой.
1. Диалог кондитера с заказчиком (просмотр сценки)
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
-Как вела себя заказчица?
-Почему она согласилась с кондитером и заказала торт, который не очень вкусный, но очень дорогой.
-Как вы думаете, нужно было бы поступить?
А теперь посмотрите другой диалог.
2. Диалог кондитера с заказчиком (просмотр сценки)
Заказчик: Добрый день!
Кондитер: Здравствуйте!
Заказчик: Я хотела бы заказать торт на юбилей мамы. Вы оказываете такие услуги, как индивидуальный заказ?
Кондитер: Да, конечно. Мы принимаем заказы на изготовление торта любой сложности по вашему выбору.
Заказчик: Могу ли я посмотреть, какие торты вы делаете?
Кондитер: Да, конечно. Вот наш каталог, здесь торты с различными коржами, начинками и кремами. Вы какие коржи предпочитаете?
Заказчик: Могу ли я их попробовать?
Кондитер: Я предлагаю вам бисквитный корж, песочный и слоеный. Вам остается только выбрать.
Заказчик: Какие ингредиенты входят в эти коржи?
Кондитер: Вот посмотрите, у нас все натуральное, без химических добавок.
Заказчик: Мне больше всего понравились бисквитные коржи. На них и остановимся. А какой можно выбрать крем.
Кондитер: Вариантов кремов огромное количество: фруктовые, молочные, шоколадные, сливочные и многие другие. Начинка может быть с кусочками фруктов, на ваш выбор.
Заказчик: У нас в семье любят взбитые сливки, я думаю, что выберем именно такой крем и можно добавить кусочки фруктов. А какую форму торта лучше выбрать
Кондитер: Формы торта различные: квадратные, овальные, прямоугольные, круглые. Посмотрите еще раз каталог, здесь готовые варианты тортов и выберете тот, который понравился.
Заказчик: Я думаю, форма торта должна быть круглой, вот такой (показывает) и такое же украшение. А подставку для торта вы предоставляете?
Кондитер: Подставку для торта вы можете у нас купить или взять напрокат.
Заказчик: Хорошо, сколько это будет стоить?
Кондитер: Килограмм данного торта стоит 500 рублей. Сколько у вас будет гостей? На одного человека необходимо 150-200 г .
Заказчик: У нас будет 7 гостей и нас 3, значит на 10 человек.
Кондитер: Хорошо, учитывая украшения, торт должен весить около 2х кг.
Заказчик: Значит стоимость торта в пределах 1000 рублей. Я согласна, меня все устраивает.
Кондитер: Вы торт заберете сами или вам организовать доставку?
Заказчик: Спасибо, мы его заберем сами.
Кондитер: Какого числа и в какое время должен быть исполнен заказ?
Заказчик: В эту субботу 15 сентября в 13.00
Кондитер: Хорошо, мы вас ждем в субботу в 13.00. (Прощаются)
- Как вы думаете, удачным ли будет заказ?
Обратая связь
Разбор ситуаций. Запись пошагово алгоритма навыка – на доске.
Составление рекомендаций «Как правильно заказать торт»
6.Домамашнее задание-перенос навыка.
Участникам дается задание попробовать данное поведение в своей реальной жизни. Они записывают, когда и где попробуют изученный навык. Записи ведутся в «Карте навыка».
- Прощание. Рефлексия: Чему я научилась(ся).
Задание: дописать неоконченные предложения
-Я узнала, что…
-Я была удивлена тем, что….
-Мне понравилось…..
-Я была разочарована тем, что…
-Самым сложным для меня было….
-Я научилась….
Завершение. Обсуждение по кругу:
-чему научился(ась) сегодня….
-что буду использовать в своей работе…
Упражнение «Аплодисменты»
Всем спасибо за активное участие! Вы все очень хорошо поработали, хорошо играли наши артисты. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Сейчас один из вас посмотрит в глаза другому и подарит аплодисменты. Затем они вдвоем выберут следующего, который тоже получит свою порцию аплодисментов. И так далее… Таким образом, овации становятся все громче и громче.
Наши рекомендации «Как правильно заказать торт» мы подготовили для вас в виде буклетов и хотим им вам подарить.
Закурдаева Галина Николаевна, педагог дополнительного образования
МБУДО «Лянторский ЦДО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Развитие коммуникативных навыков общения через диалогическую речь на уроках социально-бытовой ориентировки"
Обобщение опыта работы...
Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.
Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....
Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"
Данная программа тренинга была представлена при выполнении аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...
Тренинги по развитию социальных навыков общения
Цель: Развитие социальных навыков в процессе участия в тренингах по методу Гольдштейна обучающихся объединения «Лакомка».Задачи:•Изучение элементов коммуникативной культуры обуч...
Мини-тренинг на развитие подростковых навыков общения
Продолжительность проведения 1час 30 минут. Мини-тренинг содержит полное описание всех упражнений, в заключении приводятся вопросы для обсуждения тренинга, рефлексивные упражнения....
Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"
Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...