Формирование учебной самостоятельности учащихся
статья

Слабкова Галина Петровна

Формирование учебной самостоятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnoy_samostoyatelnosti1.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методы формирования учебной самостоятельности учащихся

Слабкова Г.П.

                                                         2018-2019

Показателями познавательной активности и самостоятельности  учащихся  начальной школы  является:

- прилежание;

тип поведения, выражающийся как старательность в выполнении какого-либо дела, усердие и терпение, аккуратность. Прилежание основано на таких качествах, как воля, целенаправленность, усидчивость. В свою очередь, оно способствует формированию трудолюбия, ответственности, исполнительности. Прилежание ученика – это готовность отвечать на вопросы учителя, это аккуратные и красивые тетради, это устремленность к познанию. Прилежание – это начальная ступень успешности  учебной деятельности, это также начало самовоспитания человека.

- осознанность учения;

Осознанность – это человеческая способность полностью присутствовать в настоящем моменте, быть здесь и сейчас, осознавать, где человек находится, что делает и что ощущает, вместо того, чтобы концентрироваться на своих мыслях, выходящих за рамки окружающей реальности.

 Условия реализации:

• обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании;

• объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

• обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность , значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения

• формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)

- творческие проявления;

 В отличие от учебной  -  творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети, решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

- самостоятельность при решении УПЗ. 

Способность самому ставить цели и самому их достигать;

Способность решать свои проблемы;

Внутреннее побуждение к новой деятельности;

Понимание, чего  хочешь достичь и как будешь это делать;

Способность к самостоятельным активным действиям.

На мой взгляд, обладая этими четырьмя показателями учащиеся начальной школы, могли успешно учиться в основной школе.

 Современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. Современный человек должен быть мобильным, уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся современным условиям. Полученные знания ребенком в школе имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни.

    Задача учителя – научить ребенка стать способным управлять собой, быть самостоятельным, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

Вовлечение учащегося в самостоятельную познавательную деятельность, и создание условий для развития и формирования у учащегося таких качеств и умений как способность к саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности.

Существенными особенностями, которые характеризуют самостоятельность учащегося в познавательном процессе являются:

  • умение работать целенаправленно и по плану,
  • выбирать наиболее рациональные приемы учебного труда,
  • правильно рассчитывать свои силы и учитывать результаты собственной деятельности ,

  Основные требования к проведению самостоятельных работ:

  • соответствие содержания самостоятельных работ требованиям учебных программ;
  • посильность самостоятельных работ для учащихся;
  • соблюдение принципа сознательности при их выполнении;
  • организация самостоятельных работ в определенной системе;
  • подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ — точное, четкое, немногословное инструктирование учащихся о целях и задачах работы;
  • вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками для ее выполнения;
  • постановка перед учащимися такой задачи, разрешение которой потребовало бы от них умственных усилий;
  • соблюдение дозировки времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания);
  • непосредственное наблюдение учителя за ходом выполнения учащимися самостоятельной работы и оказание им необходимой помощи при возникновении затруднений;
  • обязательная проверка выполнения учащимися самостоятельных работ .

Ориентация содержания современного образования на развитие и формирование личностных качеств учащихся, а также опыта осуществления учащимися различных видов деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), определили актуальность деятельностного подхода к обучению.

 В свою очередь, реализация деятельностного подхода делает акцент на особой значимости самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является:

  • формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях;
  • делать самостоятельные выводы и обобщения;
  • находить решения в нестандартных условиях.

Также основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно:

  • творчески решать научные, производственные, общественные задачи;
  • критически мыслить;
  • вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения;
  • систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования;
  • совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Дидактические требования к самостоятельной работе:

Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • иметь целенаправленный характер;
  • быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно;
  • при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы;
  • для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону;
  • задания должны вызывать интерес у учащихся;
  • самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс;
  • при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков;
  • при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.

Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их  выборе. В этой связи становятся наиболее актуальными следующие педагогические технологии:

– технология проектного обучения,
– технология развития критического мышления,
– мыследеятельностная педагогика,
– проблемное обучение,
– проектное обучение,
– технологии логико-смыслового моделирования и другие.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Самостоятельность – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Так как самостоятельность играет весомую роль не только при получении образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Формированию творческой активности наиболее всего способствует правильно организованная самостоятельная работа учащихся. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под eго управлением и контролем. Самостоятельная работа привлекает многих именно тем, что она способствует развитию творческого мышления, стимулирует поиск новых, оригинальных решений, дает пищу уму. Для успешной организации самостоятельных работ каждому учителю необходимо иметь представление об их видах. Существуют разные подходы к классификации самостоятельных работ. Подразделяют их на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые и индивидуальныена классные и домашние.

Из опыта учителей-практиков по способу организации самостоятельных работ следует выделить следующие:

 по образцу; по инструкции и алгоритму; по готовым схемам, чертежам и графикам; с указаниями к решению; с промежуточными записями; математические диктанты; с применением компьютера, где используется выборочная система ответов, тестовый опрос, экспресс-диктант, опрос-эстафета, опрос-игра; работа с учебником и со справочной литературой; работы с взаимопроверкой и с самопроверкой; эвристические; сочинения, рефераты; доклады и т. д.

Так же для активизации работы учащихся с успехом применяются работы-пятиминутки, проводимые в начале урока для установления рабочего настроя учащихся и в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке, если проводятся систематически.

Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.  

Но самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности это правильная организация учебного труда учащихся.

Академик Н.Е Введенский писал: «Устают и изнемогают не от того, что много работают, а от того, что плохо организуют свою деятельность».

Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования умений в любой самостоятельной деятельности.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий.

За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:

- уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;

- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;

- сравнивать изучаемые явления;

- делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника;

- составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;

- делать анализ содержания рисунков;

- составлять словарь по теме;

- самостоятельно изучать отдельную тему учебника;

- составлять план по тексту учебника;

- уметь составлять задачи, используя текст учебника;

- писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике.

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

Приложение 1

Методика «Отношение к учению» Г.А. Карповой

1.   Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.   Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.   В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.   Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.   Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.   При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.   Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.   Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.   На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10.  Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11.  Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12.  Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13.  По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14.  Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

15.  Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16.  Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17.  Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18.  Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19.  Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20.  Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).


Приложение 2

Тест по выявлению уровня развития самообразовательной деятельности школьников

1.Знаешь ли ты, что такое самообразовательная деятельность:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да


2.Занимаешься ли ты самообразованием:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да


3.Читаешь ли ты дополнительную литературу, по какому либо предмету

а) нет

б) иногда, когда этого требует учитель (при написании реферата и т. п.)

в) читаю, но не постоянно

г) да, часто


4.Умеешь ли ты составлять план, выписать тезисы по прочитанному тексту:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да


5.Можешь ли ты выделить главную идею в прочитанном тексте:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да


6.Часто ли при подготовке домашнего задания ты пользуешься дополнительной литературой:

а) нет, совсем не пользуюсь

б) очень редко

в) пользуюсь, но не постоянно

г) да, постоянно


7.Можешь ли конспектировать устный рассказ учителя:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да, очень


8.Умеешь ли ты организовать познавательную самостоятельную работу на уроке и дома:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да

9.Умеешь ли адекватно оценить уровень полученных тобой знаний:

а) нет

б) не совсем

в) да, но не всегда

г) да


10.Можешь ли ты организовать самостоятельно свою умственную работу:

а) не могу вообще, только под руководством кого-либо

б) иногда могу, но очень не надолго

в) скорее да, чем нет

г) да


11.Нравятся ли тебе готовить доклады, рефераты, сообщения и т. п. по какому либо предмету:

а) нет

б) скорее нет, чем да

в) скорее да, чем нет

г) да, очень


12.Ты берешься за подготовку доклада, реферата и т. п. в случае:

а) если этого требует учитель

б) иногда сам, но чаче по требованию учителя

в) иногда, когда требует учитель, но чаще сам

г) сам изъявляю желание подготовить дополнительный материал по интересной теме


13.Если ты готовишь реферат и т. п., то предпочитаешь:

а) чтобы учитель полностью руководил работой

б) чтобы учитель дал тему и литературу

в) чтобы учитель дал тему, а литературу подобрать самостоятельно

г) самостоятельно выбрать тему и подобрать нужную литературу


14.Часто ли ты посещаешь внеурочные занятия по какому либо предмету (факультативы, кружки, олимпиады и т. п.)

а) не посещаю вообще

б) иногда

в) часто, но не постоянно

г) да, регулярно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся

Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся1.1.Развитие самостоятельности обучающихся                    1.2....

Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку

Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконт...

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, пред...

Пути формирования учебной самостоятельности школьников на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование самостоятельной мыслительной деятельности. от активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с ограниченным...

Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности

В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся....

Формирование учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам

С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением инфор...