Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку
презентация к уроку по теме
Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконтроля.
В самостоятельной работе можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку
Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконтроля.
В настоящее время учеными доказано, что высокая активность учителя с целью передачи учащимся большего количества информации тормозит восприятие детей. Учителю необходимо формировать и развивать активность школьников. Важнейшей задачей является необходимость приобретения учащимися навыков самостоятельной работы.
Отсутствие данных навыков отрицательно сказывается на изучении иностранного языка. Самостоятельная работа не может состоять только из выполнения домашнего задания или контрольной работы, она должна включать все виды самостоятельной работы ученика в классе и дома.
Самостоятельная работа имеет внешние признаки (формулировка задания, возможные источники информации, навыки и приемы учебной работы) и внутренние признаки (ранее накопленные опыт и знания, мотивы выполнения работы, навыки мыслительной деятельности). Важно отметить необходимость получения учеником результата в процессе выполнения данной работы, а также возможность проанализировать полученные результаты.
В самостоятельной работе можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными.
Рассмотрим виды самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка.
При фронтальном виде работы каждый ученик самостоятельно выполняет задание, сидя за партой; затем данное задание выполняется на доске и проводится проверка.
Возможен и другой вариант работы: ученики по очереди выполняют задание непосредственно на доске.
Необходимо отметить, что чем увлекательней задания, красочней дизайн и быстрее проводится проверка, тем выше мотивация учащихся к изучению предмета.(планеты)
Групповую форму работы использую в основном при организации уроков-игр, викторин, а также для выполнения мини-проектов, создания различных творческих заданий и проектов, а также поиск дополнительных материалов к урокам. При таком виде работы каждый ученик может выполнять посильную и интересную для него работу, распределив задания между собой.(1)
Парная и индивидуальная формы работы. На этапах формирования и развития умений и навыков, считаю, целесообразней использовать парную форму работы, а на этапах совершенствования и контроля – индивидуальную. Для индивидуальной работы планирую либо одинаковые задания для всех учеников, либо дифференцированные для каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей и особенностей, а также уровня усвоения учебного материала. При выполнении индивидуальной самостоятельной работы часто использую самоконтроль: проверяют и оценивают результаты своей работы по предложенной шкале. (отрывок из письма Ани)
Моя роль при организации самостоятельной работы заключается в наблюдении за последовательностью действий учеников и ходом выполнения работы, а также индивидуальном их консультировании.
При обнаружении типичных ошибок при выполнении того или иного задания, даю дополнительные разъяснения для всех учащихся и выполняем ряд упражнений на усвоение данного аспекта языка. Перед началом выполнения учащимися данного им задания провожу объяснение и хода его выполнения. Учащиеся должны четко понимать цель и ход выполнения данной им работы.
В самостоятельную работу учащихся включаю задания разных видов и разного уровня сложности, направленные не только на формирование, развитие и совершенствование разных видов речевой деятельности, но и на контроль сформированности основных умений и навыков. В своей работе часто использую тестовую форму контроля.
Формы тестовых заданий: открытая (свободный ответ), закрытая (один из множества, несколько из множества), установление соответствия, установление правильной последовательности.
Считаю, что в тестах необходимо использовать задания со свободно конструируемым ответом, так как выбор правильной формы не всегда указывает на умение применить ее в практике владения языком. Практика тестирования показывает, что ученику легче выбрать правильный ответ из данных, чем сформулировать его самому.
Одним из эффективных типов тестовых задания является клоуз-процедура, которая предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. Данным тестом проверяется общий уровень владения языком.
Из практики своей работы хочу отметить, что самыми эффективными тестами, с точки зрения обучения, являются тесты, разработанные учителем с конкретными целями, направленные на контроль или обучение конкретным аспектам учебного материала. Целесообразно проводить текущее и итоговое тестирование по каждой изучаемой теме. Результаты тестирования учитываю при дальнейшем планировании и корректировании учебной работы с данной группой учащихся.
Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.
Л.Ю. Шевченко, учитель
выступление на педагогическом совете
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...
Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
Задачи проекта:Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.Сравнить: как ведётся работа по формировани...
Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку
В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку
Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...
Формирование учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам
С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением инфор...