Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности
статья по алгебре (9 класс) на тему
В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности
Шпак Марина Николаевна,
учитель математики
МКОУ СОШ № 6 г.Беслана, РСО – Алания.
В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся.
Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
К.Д.Ушинский
Процесс становления новой системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. В ходе своей работы мы часто убеждаемся, что развитие информационных технологий приводит не только к увеличению информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. В Федеральных государственных стандартах общего образования, внедряемых в настоящее время,определены следующие основные требования:«вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, воспитание самостоятельного, ответственного ученика, способного видеть и решать задачи автономно и в группах, умеющего самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде» [1].
В связи с этим особенно актуальной для педагога является внедрение в учебный процесс разработанных в науке известных и новых методов обучения, активизирующихсамостоятельную мыслительную деятельность школьников, технологий и методик формирования и развития познавательной самостоятельности школьников.
Одним из важных факторов развития познавательной самостоятельности учащихся старших классов является опора на актуализацию обобщенных моделей и универсальных учебных действий.Как отмечают А. Г. Асмолов, Н. Г. Салмина и др. [2] овладение универсальными учебными действиями, ведет в конечном счете к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Мы в своей работе используем определение и структуру познавательной самостоятельности, предложенныев статье[3]: «познавательная самостоятельностьучащихся старших классов– это качество личности, основанное на собственной познавательной активности, и устойчиво проявляющееся в способности вести целенаправленную познавательную деятельность по приобретению, применению и преобразованию знаний, умений и универсальных учебных действий. Структура познавательной самостоятельности учащихся старших классов, включает следующие компоненты: мотивационно-целевой компонент – побуждение учащегося к самостоятельной познавательной деятельности, возникающее из-за наличия противоречия между имеющейся познавательной потребностью и возможностью удовлетворения ее собственными силами; содержательно-операционный компонент – уровень владения знаниями (содержательный компонент) и способами учебно-познавательной деятельности (операционный компонент); рефлексивно-оценочный компонент – уровень сформированности умения анализировать и оценивать самостоятельную познавательную деятельность с позиции расширения приемов познания (моделирование, поиск, отбор, переработка и трансляция знания)» [3].
В нашей работе мы использовали следующие уровни сформированности познавательной самостоятельности учащихся: низкий (репродуктивно-воспроизводящий),средний (частично-поисковый) и высокий (исследовательский). Критерием оценки уровня познавательной самостоятельности учащегося является степень владения учебными элементами (знании, умения, навыки, математические методы и алгоритмы) и уровень мотивации учения. Ниже представлены результаты психодиагностики (входного и итогового тестирования) уровня мотивации учащихся, которые показывают повышение мотивации учения в экспериментальном 9 классе.Уровень академической успешности также повысился.
Таблица № 1 |
| Таблица № 2 | ||||||||||||
№ учащегося | Сумма баллов итогового уровня | Уровень мотивации | № учащегося | Сумма баллов итогового уровня | Уровень мотивации | |||||||||
1 | 68 | высокий | 1 | 79 | очень высокий | |||||||||
2 | 70 | высокий | 2 | 75 | очень высокий | |||||||||
3 | 70 | высокий | 3 | 75 | очень высокий | |||||||||
4 | 65 | высокий | 4 | 68 | высокий | |||||||||
5 | 64 | высокий | 5 | 66 | высокий | |||||||||
6 | 38 | сниженный | 6 | 40 | сниженный | |||||||||
7 | 69 | высокий | 7 | 69 | высокий | |||||||||
8 | 67 | высокий | 8 | 75 | очень высокий | |||||||||
9 | 31 | сниженный | 9 | 46 | средний | |||||||||
10 | 68 | высокий | 10 | 69 | высокий | |||||||||
11 | 74 | очень высокий | 11 | 75 | очень высокий | |||||||||
12 | 51 | средний | 12 | 64 | высокий | |||||||||
13 | 72 | высокий | 13 | 67 | высокий | |||||||||
14 | 80 | очень высокий | 14 | 80 | очень высокий | |||||||||
15 | 82 | очень высокий | 15 | 82 | очень высокий | |||||||||
16 | 81 | очень высокий | 16 | 81 | очень высокий | |||||||||
17 | 53 | средний | 17 | 61 | высокий | |||||||||
18 | 73 | высокий | 18 | 73 | очень высокий | |||||||||
19 | 75 | очень высокий | 19 | 75 | очень высокий |
Средством формирования познавательной самостоятельности как личностной характеристики учащихся нами выбрана одна из содержательных методической линий школьной математики – числовая, которая определена основной в ФГОС наряду с функциональной, геометрической, линией тождественных преобразований, уравнений и неравенств.
Методологической основой формирования познавательной самостоятельности учащихся стала технологии фундирования опыта личности, разработанная д.пед.н., профессором Е.И. Смирновым и д.п.н., профессором В.Д.Шадриковым, с которой мы познакомились в ходе участия в 2013 году в Международном научно-образовательном проекте «Как я становлюсь лучшим учителем математики» (Россия- Англия), координируемым во Владикавказе к.пед.н. В.С. Абатуровой.
Фундирование (по В. Д Шадрикову – Е.И.Смирнову) – это процесс создания условий (психологических, педагогических, организационно-методических) для актуализации базовых учебных элементов школьной и вузовской математики с последующим теоретическим обобщением структурных единиц, раскрывающих их сущность, целостность и трансдисциплинарные связи в направлении профессионализации знаний и формировании личности педагога [4].
Основным механизмом технологии фундирования являются спирали фундирования основных учебных элементов и универсальных учебных действий. Под спиралью фундирования мы будем понимать, «целостный интегрирующий механизм реализации преемственности интуитивного, практического и теоретического опыта учащихся в представлении сущности математического моделирования реальных процессов и явлений, формирования познавательной самостоятельности учащихся до уровня исследовательской (творческой) самостоятельности»[5].Наглядная модель спирали фундирования представлена на рисунке ниже:
Фундирование опыта личности учащихся в ходе изучения математики в рамках содержательно- методической линии «числа» (знания, умения, навыки, математические методы)предполагает развертывание спиралей фундирования основных учебных элементов-чисел от воспроизведения последовательности первых десяти чисел в прямом и обратном порядке (1класс) до применения знаний о числовых последовательностях к решению практико–ориентированных задач и математическому моделированию реальных процессов(9-11 классы).
Покажем построенные нами спирали фундирования опыта личности учащихся при изучении методической линии «числа» с 1-го по 9-й классы.
В ходе работы применялась методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре, разработанная В.С.Абатуровой, включая следующие этапы:
1) актуализация, систематизация и обобщение математических и информационных знаний по теме занятия;
2) подбор и решение мотивационно – прикладных задач;
3) применение вариативных форм работы учащихся – коллективно, в малых группах и индивидуально;
4) презентация результатов учебной деятельности учащегося, включая создание субъективно новых мотивационно-прикладных задач учащимися и проектно-исследовательских работ;
5) оценка учителем достижений учащегося, самооценка, рефлексия.
В качестве личностных результатов изучения учащимися данной содержательно- методической линии, которые названы в Федеральном государственном стандарте основного общего образования [1] в числе основных результатов изучения учащимися старших классов учебных предметов «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» мы определили следующие: сформированность у учащихся представлений о месте математики в современной цивилизации; владение способами описания на математическом языке явлений реального мира; знание математических понятий о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.
Нами разработана программа дидактического модуля « Числовые последовательности»(18 часов), которая включает следующие формы обучения:лекционные и практические занятия, лабораторные, самостоятельные (тестирование) и контрольные работы.
Компонентный состав этого ДМ включает в себя следующие элементы:
- Фрейм исходной базы учебных элементов (остаточный фрейм знаний) школьников, необходимый для успешного изучения темы «Последовательности» -знания, умения навыки, понятия, алгоритмы, математические методы, с которыми школьники начинают изучение данной темы: натуральные, рациональные, действительные числа, конечные и бесконечные числовые множества, понятие числа на уровне практических умений при решении практико-ориентированных текстовых задач.
- Фрейм итоговой базы учебных элементов,знания, умения навыки, понятия, алгоритмы, математические методы, которые должны быть сформированы к концу обучения темы «Последовательности».Это правильное употребление буквенной символики; составление несложных буквенных выражений и формул; осуществление в формулах числовых подстановок и выполнение соответствующих вычислений.
3) Фрейм аннотированной учебной программы. Здесь описываются знания, умения, навыки,универсальные учебные действия, формируемые и развиваемые в ходе обучения учащихся в рамках дидактического модуля «Числовые последовательности». Здесь же содержаться описания теоретического, практического, прикладного, деятельностного блоков дидактического модуля.
Знания:
Определение последовательности, арифметической и геометрической прогрессий, способы задания последовательностей (с помощью формул, словесно, рекуррентный), формулы n –го члена и суммы n – первых членов арифметической и геометрической прогрессий, формулу бесконечно убывающих прогрессий.
Умения и навыки:
Уметь приводить примеры арифметической и геометрической прогрессий, применять формулы при решении задач, использовать их в нестандартных ситуациях, применять к реальным задачам.
УУД:
-личностные: действия смыслообразования, жизненное самоопределение
-регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; преобразование объекта из чувственной формы в модель; определение основной и второстепенной информации;
-коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Мотивация:
С целью привлечения интереса учащихся к теме «Последовательности», а также для более прочного усвоения материала,понятия арифметической и геометрической прогрессий и их формулы даются параллельно; используются для упражнений понятные жизненные примеры. Объясняется, что с помощью арифметической и геометрической прогрессий моделируются многие реальные процессы.
В качестве примера реализации указанной методики нами предлагается разработка итогового ресурсного занятия на тему «Числовые последовательности», проведенного автором в 9-м классе общеобразовательной школы. Ниже приложена технологическая карта занятия.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Асмолов А. Г., Салмина Н. Г., и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
3.Абатурова В.С., Смирнов Е.И. Методика наглядного моделирования в обучении математики на основе элективного курса. - Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогическиенауки), 2012, № 1, т.2, 7 с.
4. Подготовка учителя математики. Инновационные подходы: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Гардарики, 2002. – 323 с
5. Абатурова В.С., Смирнов Е.И, Маскаева А.И., Сергеев С.В. Спирали и кластеры фундирования в предметной подготовке и деятельности педагога. Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогические науки), 2012, № 4, т.2, 11 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...
Формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии
авторская работа по методике преподавания географии может стать полезной коллегам для повышения квалификации....
Формирование интереса к учебной деятельности в процессе обучения математике через применение игровых технологий.
Отчет по теме самообразования на МО учителей математики....
Методика формирования познавательной самостоятельности через внеурочную деятельность (освоение графического редактора)
Графический редактор Photoshop. уроки...
Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"
В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...
Доклад на тему:" Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности учащихся"
Выступление на педагогическом совете. Он отражает теоретический материал , и как я на практике его применяю....
Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.
Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обуче...