«Формирование коммуникативных умений учебного труда на уроках русского языка и литературы».
статья
Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Важнейшая функция школы – воспитательно-образовательная. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_sovete.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом совете.
«Формирование коммуникативных умений учебного труда на уроках русского языка и литературы».
Учитель русского языка и литературы Матвеева Н.Г.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.
Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Важнейшая функция школы – воспитательно-образовательная. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?»
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
- Все виды пересказа
- Все формы учебного диалога
- Доклады и сообщения
- Ролевые и деловые игры
- Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
- Обсуждение, дискуссия, диспут
- Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
- Сочинения и изложения
- Подготовка заметок и статей в СМИ
- Телекоммуникационные тексты, сообщения
- Участие в конкурсах сочинений
2. Подходы в обучении
а) Компетентностный подход в обучении.
Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.
б) Деятельностный подход.
Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
“Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Написание текстов (документов)"
Уметь:
- письменно излагать содержание простого текста;
- писать конспекты простых текстов;
- писать несколько видов простых текстов – реферат, отчет,
- использовать различные формы представления информации (письма, памятки, объемные документы типа отчетов и эссе на более чем трех страницах), в т. ч. и изображения (рисунки, наброски, таблицы, диаграммы); структурировать материал, чтобы помочь читателю следить за мыслью и понимать основные идеи (разбивать текст на параграфы, вставлять заголовки и подзаголовки);
- использовать разные стили письма для различных целей (различные техники аргументации, техническая терминология, приложения к отчетам);
- соблюдать общие правила орфографии, пунктуации и грамматики (количество допустимых ошибок на одну страницу текста)
Формируя языковые и коммуникативные компетенции, я использую различные методы, такие, как: сравнения, придумывания, метод образной картины и т.д.; приемы: придумывание заданий, вопросов, тем сочинений, ролевые игры, дающие возможность остановиться на формировании коммуникативной компетенции, так как она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.
Сформировать коммуникативные умения - значит научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку. На основе изучения психолого-педагогической литературы можно выделить три группы умений.
I группа умений — коммуникационные или речевые: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательство; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание.
II группа умений — умения восприятия (перцептивные): умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).
III группа умений — умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные): умение проводить беседу, переговоры, обсуждение, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за собой, умение сформулировать требование,
умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.
Для того чтобы реализовать новый подход в обучении, учителю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках учебно-методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.
Думаю, что учитель русского языка и литературы на каждом уроке ставит своей целью развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать у школьников представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей литературный язык и разговорную речь. На таких уроках знакомлю своих учеников со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими. Подбираю такие задания, которые помогают уяснить основные правила произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, а в дальнейшем помогут избежать самых распространённых речевых ошибок. Работа над правильностью речи повысит коммуникативную компетентность, также позволит моим ученикам лучше подготовиться к выполнению тестов ЕГЭ по русскому языку, избежать грамматических ошибок и речевых недочётов при написании сочинения и изложения. Интересны всегда и познавательны уроки по разделу «Лексика». Уделяю большое внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений. На практических работах по данной теме рассматриваю синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. При подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку провожу практические занятия по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости, что способствует предупреждению у школьников появлению одного из самых распространённых типов речевых ошибок, связанных со смешением паронимов. Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова (этому способствуют и уроки литературы). Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит школьников в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами.
Учащиеся должны увидеть различие в оформлении письменного и устного текстов. В качестве дидактического материала предлагаю тексты из русской классической литературы и произведений 20 века, фрагменты публичных выступлений и обращений политиков, деятелей культуры. Также представляю для анализа звуковые и видео записи. Самостоятельно формируя свою мысль, представляя ее в словесной форме, ребенок изобретает, находит необходимые языковые средства и соответствующие приемы для того, чтобы высказанное им было услышано и стало понятным тем, кому он говорит. Таким образом, реализуя свой замысел, учащийся проходит путь от создания собственного высказывания до осознанного произнесения, путь «от мысли к звучащему слову», как говорили древние ораторы.
Особое место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки по развитию речи. Задачи и упражнения на таких уроках опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения. Учащиеся должны не только владеть техникой чтения, осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи, но и уметь определять тему и основную мысль текста; подбирать название, отражающее тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; определять стиль и тип речи. Большую часть времени на таких уроках отвожу воспроизведению и созданию текстов. Ученики должны научиться писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства выразительности, вводить в текст элементы сочинения.
При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание обращаю на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно написанию сочинения, где требуется дать развернутый ответ (сочинение-отзыв, рецензию, эссе) по тексту. По каждому заданию даю алгоритм выполнения задания, что должен знать учащийся (теоретические сведения). Комментарий к каждому заданию построен по следующему плану:
- формулировка задания;
- что следует знать ученикам для правильного выполнения задания;
- алгоритм выполнения задания;
- 10 вариантов к каждому заданию.
Данные задания проверяют сформированность у выпускников коммуникативной компетенции, т.е. знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов). Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию. «Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира».
Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка метапредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.
Современные образовательные технологии
Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
- увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.
- знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.
- результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию.
В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
По моему мнению, именно применение языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенций, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
Ф. Бэкон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.
Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...
Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы»(2017г)
ldquo;Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон,учиться облекать свои впечатленияв более совершенную, яркую, простую форму ”.М. Горький...
Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий...
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решен...