Статья: "Образовательные технологии: ситуационные задачи и кейс-стади"
статья
Современное образование требует новых технологий на уроке. К таким образовательным технологиям относятся ситуационные задачи или кейс-стади.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Н.И.
Образовательные технологии: ситуационные задачи и кейс-стади
«Причин у любого заболевания две: невежество и лень»
Сократ
С древних времен человечество решало проблемы, связанные с профилактикой болезней, укреплением здоровья и долголетием. Формирование знаний о здоровье необходимо осуществлять с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни для преодоления невежества, о котором говорил ещё Сократ.
Становление понятий о здоровом образе жизни у учащихся в школе осуществляется через содержание, особенно в предметах естественнонаучного цикла и ОБЖ, и инновационные технологии, одной из которых являются ситуационные задачи (СЗ). СЗ – это разбор обучающего практического случая, содержащего проблему.
Наиболее интересными являются ситуационные задачи, решаемые кейс-технологией, иначе их называют: case-study, метод конкретных ситуаций (КС), кейс-метод, метод изучения ситуаций или деловых историй, метод кейсов. Исследователи, работающие с кейс-стади, применяют в своих трудах одновременно по несколько вариантов перечисленных названий метода, не делая четкого смыслового разграничения, используя каждый термин в соответствии с контекстом, применяя русский и английский вариант написания.
Согласно «Энциклопедии образовательных технологий» (Селевко Г.К.), метод кейс-стади рассматривается, как и любая педагогическая технология, по различным классификациям, отличающимся многоаспектностью и вариативностью подходов.
1. Как метод обучения:
- по источникам и способам передачи информации: информационно-коммуникативный, практический, наглядный;
- по характеру и уровню познавательной деятельности учащихся: проблемный, частично-поисковый;
- по характеру деятельности учащихся: активный, творческий;
- в зависимости от характера дидактических задач: метод формирования СДП (системно-дидактического проектирования).
2. Как педагогическая технология, относится к технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности и является разновидностью технологии современного проектного обучения, но имеет более практико-проблемную направленность.
Существуют и другие классификации, по которым можно охарактеризовать кейс-метод как инновационную педагогическую технологию, основанную на субъект-субъектных отношениях, проблемно-моделирующем и исследовательском подходах.
В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод case-study, достаточно широко применяются во всем мире, т.к. способствуют развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case (специально подобранный материал по данной проблеме) и выработать практическое решение. Результат процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. «Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы» [1].
Акцент обучения переносится на самостоятельное получение знаний; демократические отношения между учащимися и преподавателем; психологически комфортную атмосферу для всех участников процесса образования. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки в определенной деятельности.
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.
К сожалению, ни одна из программ не рассчитана на систематическую работу с данной технологией, т.к. она требует много времени не только на проведение занятий и анализ работы, но и на подготовку. Применение её возможно во внеурочное время, как вид проектной деятельности или в сочетании с другими разновидностями ситуационных задач, которые в школьном образовании чаще применяются в виде:
- задач, требующих дополнительной подготовки и поиска соответствующей информации;
- задач, в которых необходимо предложить оптимальные варианты решения, используя свой жизненный опыт и знания, полученные из учебника или на других предметах;
- тестовых задач с одним или несколькими вариантами ответов.
Предложенные выше варианты ситуационных задач можно использовать в виде домашнего задания, а анализировать на уроке или решать их во время занятий. Метод решения ситуационных задач, их преимущественно интегративное содержание позволяет создать на уроке доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки, снять напряжение и эмоционально разгрузить урок. Эффективнее применение всего комплекса разновидностей ситуационных задач, что позволит довести знания учащихся, в той или иной области, до глубокого понимания и осознания любой проблемы, увеличит вероятность использования готовой схемы решений, разовьет навыки решения более серьезных проблем, что особенно необходимо при формировании знаний о здоровом образе жизни.
Литература
1. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Долгоруков А. М. Лекции. Режим доступа: http://www.vshu.ru
2. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий /Под ред. А.М. Долгорукова, М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – С.21-44.
3. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии активного обучения // Учитель – 2006. – №3. – С. 29-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология кейс-стади
Краткая история возникновения, содержание педагогической технологии кейс-стади.. Статья представлена в виде презентации....
Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии
Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...
"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"
В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....
Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс
Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...
Внеклассное мероприятие по русскому языку - Кейс-стади (case-stady) как педагогическая технология
Кейс-стади (case-stady) как педагогическая технология...
Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...
cтатья "Экологические ситуационные задачи и кейс-стади"
Данная статья содержит теоретический материал о кейс-технологиях и ситуационных задачах экологического содержания....