Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
методическая разработка
Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна
Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома.
Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.
Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.
Задачи:
- Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
- Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
- Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
- Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
- Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».
Ожидаемые результаты:
- Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
- Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
- Получение каждым ребенком базового уровня образования.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_karta_po_rabote_s_uchashchimisya_gruppy_riska.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорожная карта по
работе с учащимися «группы риска», имеющими
низкий уровень учебной мотивации
Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна
Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома.
Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.
Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.
Задачи:
- Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
- Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
- Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
- Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
- Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».
Ожидаемые результаты:
- Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
- Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
- Получение каждым ребенком базового уровня образования.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе |
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. | |
| Предложения учащемуся примерного плана ответа. |
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. | |
| Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала
| Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. |
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. | |
| Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку. |
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. | |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. |
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. | |
| Напоминание приема и способа выполнения задания. |
Указание на необходимость актуализировать то или правило. | |
| Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений. |
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. | |
| Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. |
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. | |
При организации самостоятельной работы
| Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. |
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. | |
| Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося
| Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения |
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. | |
| Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. |
По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания | |
2. При изложении нового материала
| Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала |
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала | |
| Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний |
| Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
| Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь больше го эффекта. |
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. | |
Умело оказывать помощь ученикам в работе, развивать их самостоятельность. | |
| Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса
| Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. |
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. | |
| Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. |
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Список слабоуспевающих и неуспевающих
учащихся по математике
МБОУ СОШ № 1 г. Советский ХМАО-ЮГРЫ
№ | Фамилия, имя ученика | Класс | По каким предметам не успевает | Причины, которые привели к плохой успеваемости | Какие средства используют в работе с учеником | Результаты работы |
1 | Мальцев Сергей | 9а | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Экзамен сдан |
2 | Степанов Стас | 9а | Алгебра Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Экзамен сдан |
3 | Бельцов Стас | 9б | Геометрия | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Экзамен сдан |
4 | Турнаев Дмитрий | 9а | Алгебра | Слабое усвоение уч. материала, нежелание учиться | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Экзамен сдан |
5 | Ильин Алексей | 9а | Геометрия Алгебра | Слабое усвоение уч. материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Экзамен сдан |
6 | Рахмангулов Егор | 9д | Алгебра | Слабое усвоение уч. Материала. | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Экзамен сдан |
7 | Байрамова Незрин | 9д | Геометрия алгебра | Слабое усвоение учебного материала | Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др. | Удовлетворительная оценка за год |
План работы
классного руководителя с детьми группы риска
на 2019-2020 учебный год.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
Организационные мероприятия | ||
1 | Составление социального паспорта класса | 1-2 неделя сентября 2-3 неделя января |
2 | Составление характеристик на детей группы «риска» | по включению в группу риска |
3 | Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации | в течение года |
4 | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | в течение года |
5 | Составление картотеки на учащихся группы «риска» | в течение года |
6 | Организация досуга и кружковой деятельности | в течение года |
9 | Организация работы и отдыха школьников в каникулярный период | в течение года |
Работа с учащимися | ||
1 | Контроль посещаемости занятий | ежедневно |
2 | Контроль текущей успеваемости | еженедельно |
3 | Вовлечение учащихся в кружки и секции | 1-3 неделя сентября в течение года |
4 | Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках. | еженедельно |
5 | Проведение профилактических бесед | ежемесячно при необходимости |
6 | Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися | по индивидуальному графику |
7 | Направление на консультацию к психологу или к врачам | при необходимости |
8 | Содействие в трудоустройстве | при необходимости |
9 | Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута | в течение года |
10 | Разбор конфликтных ситуаций | при возникновении |
Работа с родителями школьников | ||
1 | Посещение семей группы «риска» | раз в полугодие в случае необходимости |
2 | Проведение консультаций для родителей | по индивидуальному графику |
3 | Приглашение родителей и детей «группы риска» на советы профилактики | в случае необходимости |
4 | Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий класса и школы. | в течение года |
8 | Организация встреч на правовые темы с сотрудниками ОВД, КДН | раз в четверть |
План работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
по алгебре и геометрии
на 2019– 2020 учебный год
№ п\п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь | Лукина Т.А. |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь | Лукина Т.А. |
3 | Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, обновлять по мере необходимости. | Сентябрь | Лукина Т.А. |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течение учебного года. | Лукина Т.А. |
5 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. | Лукина Т.А. |
6 | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. | Лукина Т.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»
Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка моти...
Памятка для учителя по работе на уроке с учащимися, имеющими низкий уровень учебных возможностей.
Краткие методические рекомендации по работе на уроке с учениками, которые имеют низкий уровень учебных возможностей....
Памятка для учителя по работе на уроке с учащимися, имеющими низкий уровень учебных возможностей.
Краткие методические рекомендации по работе на уроке с учениками, которые имеют низкий уровень учебных возможностей....
“Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации»( “Фәнне авыр үзләштерүче укучылар белән эшләүнең “юл картасы”)
ldquo;Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации»...
Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
Профилактическая работа классного руководителя и учителя-предметника с детьми группы риска...
Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию. К «группе риска» стоит ...