Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
учебно-методический материал по психологии на тему
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором , влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно – развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_k_-_r_zyanyatiy._uchebnaya_motivatsiya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
Гилюк Людмила Владимировна
педагог – психолог муниципального общеобразовательного учреждения Новотроицкая средняя общеобразовательная школа № 12, Красноярский край, Минусинский район, с.Новотроицкое, ул. Фрунзе д.2, 662633
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором , влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно – развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
Программа коррекционно – развивающей работы по развитию учебной мотивации и учебно – познавательных мотивов у детей имеет два направления:
- методические рекомендации для учителей начальных классов. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной;
- программа коррекционно – развивающих занятий. При составлении программы коррекционно – развивающих занятий были использованы материалы и рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.
Методические рекомендации для учителей начальных классов
Формирование учебно – познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости ( посредством положительного оценивания, похвалы и т. д. );
2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно – следственных связей.
Программа коррекционно – развивающих занятий
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно – познавательных мотивов у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
- формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
- расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
- знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
- формирование знаний о различных знаковых системах;
- формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
- формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся 1 – 4 классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.
Средства коррекции:
- вербально – коммуникативные;
- орудийно – манипулятивные;
- изобразительно – графические;
- экспрессивно – мимические.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
- организационная часть. Приветствие;
- основная часть. Игровой блок;
- заключительная часть. Рефлексия.
Занятие № 1
Тема. Знаки и символы
- Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение в цвете». Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
2. Основная часть:
- игра «Игра художников». На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3 – 5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.
- игра «Четыре стихии». Психолог произносит слова: «земля» - дети опускают руки вниз; «вода» - дети вытягивают руки вперед; «воздух» - поднимают руки вверх; «огонь» - вращают руками в локтях.
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
3.Рефлексия:
- игра «Настроение в цвете». Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.
Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация
- Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение в цвете» (на начало занятия);
- игра «Найди отличия». Детям предлагаются картинки с 5 – 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.
2. Основная часть:
- игра «Опорные сигналы». Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
- игра «Разведчики». В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
Цель : развитие моторно – слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
3.Рефлексия:
- игра «Настроение в цвете» (на конец занятия);
- упражнение «Шкала роста». Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая – «звездочка», средняя – «флажок», низкая – «грибок», ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой «кармашек» занятий, объясняя при этом свой выбор.
Занятие № 3
Тема. Противоположности
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).
2.Основная часть:
- игра «Рисование на заданную тему». Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).
Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.
- беседа – обсуждение детских рисунков.
- упражнение «Четвертый лишний». Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является «лишним». Затем дети играют друг с другом.
Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.
3. Рефлексия:
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).
Занятие № 4
Тема. Ассоциации
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы.
2. Основная часть:
- игра «Ассоциации». Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.
Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.
- игра «Дорисуй предмет». Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем – либо, чтобы получился законченный предмет, явление.
Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.
3. Рефлексия:
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;
- упражнение «Шкала роста».
Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение в цвете»( на начало занятия).
2. Основная часть:
- упражнение «Рассказ по картинке». Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.
Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.
- игра «Самый – самый». Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.
Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.
3. Рефлексия:
- игра «Настроение в цвете» (на конец занятия);
- упражнение «Шкала роста».
Занятие № 6
Тема. «Умное предложение»
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение в цвете».
2. Основная часть:
- упражнение «Составь предложение». Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро – составленное предложение, самое правильное предложение.
Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.
- игра «Неоконченное предложение». Детям предлагается окончить предложения на тему «Моя школа».
Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
3. Рефлексия:
- игра «Настроение в цвете»;
- обсуждение на тему «Что было легко, а что сложно?»;
- упражнение «Шкала роста».
Занятие № 7
Тема. Математический урок
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение в цвете».
2. Основная часть:
- упражнения «Задачи на движение», «Заполни пропуски в равенствах», основанные на материале уроков математики.
Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.
- рисование на тему «Кто чего боится».
Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.
3. Рефлексия:
- игра «Настроение в цвете»;
- упражнение «Шкала роста».
Занятие № 8
Тема. Что меня окружает
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- упражнение «Что меня окружает», основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком – либо времени года, о явлениях живой природы.
Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.
- игра «Найди общее». Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.
Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.
3. Рефлексия:
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;
- упражнение «Шкала роста».
Занятие № 9
Тема. Мир профессий
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение в цвете».
2. Основная часть:
- игра «Мир профессий». Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью которых рассказывают о профессиях.
Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.
- игра «Кем я хочу быть». Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).
Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.
3.Рефлексия:
- игра «Настроение в цвете»;
- упражнение «Шкала роста».
Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться». Детям предлагается составить три списка: «Что я умею», «Чего я не умею», «Чему хочу научиться», совместно обсудить то, что написали дети.
Цель: проанализировать свои умения и навыки.
- рисование на тему : «Наш дружный класс».
3. Рефлексия:
- игра «Настроение» с помощью пиктограммы»;
- упражнение «Шкала роста»;
- общее обсуждение вопросов «Что понравилось на занятиях, а, что нет?», «Что было полезным ?», «Что было самым трудным на занятиях?».
Литература:
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968 – 464 с.
2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006 – 512с.
3.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990 – 192с.
4.Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983 – 63с.
5.Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей – М.: Педагогика, 1983 – 187с.
6.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника – М.: Просвещение, 1976. – 208с.
7.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144с.
8.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...
« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»
Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
“Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации»( “Фәнне авыр үзләштерүче укучылар белән эшләүнең “юл картасы”)
ldquo;Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации»...
Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
Профилактическая работа классного руководителя и учителя-предметника с детьми группы риска...
Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию. К «группе риска» стоит ...
Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию. ...