Доклад на МО воспитателей, по теме "Рефлексия"
учебно-методический материал

Ранцен Марина Николаевна

РЕФЛЕКСИЯ

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

          Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

           Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

        Цели рефлексии:  вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.д.

 

  Существуют разные виды рефлексии.

При взаимодействии с учащимся педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

 

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

          Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

           Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

        Цели рефлексии:  вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.д.

  Существуют разные виды рефлексии.

При взаимодействии с учащимся педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

       Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами и т.д.

           Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя, например, прием «лестницы успеха».  

              В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание.

   1.На занятии я работал
  2.Своей работой на занятии я
  3.Занятие для меня показался
  4.За занятие я
  5.Мое настроение
  6.Материал занятия мне был


    активно / пассивно
   доволен / не доволен
   коротким / длинным
   не устал / устал
   стало лучше / стало хуже
   понятен / не понятен
   полезен / бесполезен
   интересен / скучен
   

Обсуждая в конце занятия результаты своих наблюдений,  ребята смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
           
Для того чтобы закончить занятие  на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором дети оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия  дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

           Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения.

           Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу…..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

           

          Современная педагогика ориентирована не на прямое воздействие преподавателя на пассивный и послушный объект, а на раскрытие внутренних потенциалов последнего, причем раскрытие им самим, в себе. Человек не может успешно развиваться, если он не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность. Таким образом,  в ходе выполнения  деятельности должны создаваться условия, стимулирующие осмысление и переосмысление своего опыта, иными словами стимулирующие рефлексию своей деятельности.

        Важно, что и педагог, и школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность педагога за свой труд становятся более осознанными.

         Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

           

                 Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

                  Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО воспитателей ГПД "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ГПД"

Доклад о духовно-нравственном воспитании младших школьников в рамках ФГОС....

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Доклад на МО воспитателей "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении"

В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хоз...

Доклад на МО воспитателей "Поощрение и наказание"

доклад и презентация на МО воспитателей "Поощрение и наказание"...

«Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся, их эффективность в воспитании и обучении детей с ОВЗ» Доклад на МО воспитателей

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют воспитатели и классные руководите...