Использование практико-ориентированных заданий для формирования и развития предметных и межпредметных компетенций
методическая разработка по химии

Дадар-оол Аида Маадыр-ооловна

Статья содержит материал о методических подходах к составлению практико-ориентированных заданий по химии. Приведены некоторые примеры таких заданий по химии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannye_zadan_ya_po_himii.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик: Дадар-оол А.М.

Учитель химии МБОУ СОШ

с. Кара-Хаак Кызылского кожууна

Использование практико-ориентированных заданий для формирования и развития предметных и межпредметных компетенций

Аннотация: статья содержит материал о методических подходах к составлению практико-ориентированных заданий по химии. Приведены некоторые примеры таких заданий по химии

Ключевые слова: методика обучения химии, урок, задания, практико-ориентированные задания.

В сельских школах обучение имеет ряд особенностей. Сельская школа неразрывно связана с сельским социумом, сельской культурой, которая взаимодействует с природой, с жизнью в природном пространстве. В данном случае природа выступает как мощный дополнительный ресурс образования, который необходимо учитывать при планировании и реализации образовательного процесса. В связи с этим учителю необходимо использовать в учебном процессе теоретические вопросы, упражнения и задания сельскохозяйственного содержания. Такие задания можно предлагать ученикам как на уроке, так и для выполнения домашних заданий. Например, при изучении химии, выполняя задания по сельскохозяйственной тематике, школьники получают полную и важную информацию об использовании изучаемых химикатов и явлений в сельскохозяйственном производстве, мелиорации земель, хранению и переработке сельхозпродукции и др. В процессе изучения химии школьники наряду со знаниями по предмету, также приобретают практические навыки, которые применимы для работы на приусадебном участке, что особенно важно в сельской местности.

Решение учащимися задач в рамках школьной дисциплины «Химия» является показателем качества знаний. Недостаточно знать теоретический материал изучаемого предмета, необходимо уметь применять его на практике, в данном случае при решении задач.

О.Д. Кендиван пишет, что задачу можно считать практико-ориентированной, если она направленна на развитие ключевых компетентностей учащихся и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности. Признаком практико-ориентированных задач является большой объем исходной информации, которая может нести как дополнительные полезные знания, так и быть просто вспомогательным материалом, необходимым для объяснения той или иной практической ситуации. Существуют различные классификации практико-ориентированных задач. По способу и форме поиска решения, большинство исследователей в своих работах выделяют теоретические, экспериментально-теоретические и расчетные задачи.

1. Теоретические задачи представляют собой вопрос практического характера и ограничиваются устным или письменным ответом учащихся.

Примеры задач:

Почему, если вы едите пищу с высоким содержанием серы, например, куриные яйца или горчицу, то не рекомендуется пользоваться серебряной посудой?

Почему иногда во время привалов солдатам, совершающим длинный марш-бросок, или рабочим горячих цехов предлагают пить немного подсоленную воду? (Ответ: это делается для быстрого восстановления в организме потерь хлорида натрия).

Соль издревле считается у большинства народов на Земле символом постоянства и нерушимой дружбы. Почему? (Ответ: соль – вещество, неподдающееся порче и сохраняющее продукты питания. Поэтому её считают символом постоянства. Некоторые африканские племена до сих пор скрепляют свои договоры посыпанием хлеба солью).

Какие свойства соли используют домохозяйки при консервировании тех или иных продуктов питания? (Ответ: применение соли при консервировании основано на антисептических свойствах, то есть на способности убивать бактерии и микробы, вызывающие гниение веществ растительного и животного происхождения).

2. Экспериментально-теоретические задачи требуют анализ определенной ситуации с последующим проведением опыта.

Примеры заданий:

#1047;а месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 80 г такого раствора.

2. Перед посадкой в грунт луковицы цветов в течение суток выдерживают в 1% растворе марганцовки. Это способствует удалению с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 250 г такого раствора. (Ответ: 2,5 г марганцовки и 247,5 г воды).

3. С давних времён известно: чтобы кожа лица и рук была нежной и гладкой, принято делать соленые ванночки. Приготовьте раствор поваренной соли массой 300 г с массовой долей соли 5%. (Ответ: 15 г соли NaCl и 285 г воды).

3. Расчетные задачи.

Пример задания:

1. Массовая доля азота в белках составляет примерно 16 %. Ежесуточно в организме человека распадается 100 г белка. Какая масса аммиака может образоваться при распаде белка в организме за 30 суток?.

2. В суточный рацион человека должно входить 100-120г белка. Содержание белка в мясе составляет 18–20%, в рыбе 18%, в сыре 34 %. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр. (Ответ: в сутки: 600 г мяса, 667 г рыбы, 353 г сыра; в месяц: 18 кг мяса, 20 кг рыбы, 10,6 кг сыра; в год: 219 кг мяса, 243 кг рыбы, 129 кг сыра.)

Выводы:

#1061;имия является неотъемлемой частью нашей жизни. Но зачастую ученикам сложно соотнести и применить знания, полученные на уроках химии, в повседневной жизни. Эту проблему решает применение практико-ориентированного подхода в процессе обучения химии. Такой подход можно организовать через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся. Но для успешного усвоения учениками школьного курса химии, необходим и тщательный подбор учебного материала, который будет нести в себе практико-ориентированные основы.

2. Применение методики практико-ориентированного подхода в процессе обучения химии, помогает понять учащимся как те или иные знания могут быть использованы в повседневной жизни. Кроме того, данный подход позволяет проводить в процессе урока профориентационную работу.

3. Практико-ориентированные задания бывают различного вида и содержания, но у них есть ряд общих признаков и принципов. Но, несмотря на это, невозможно начинать обучение использую только задачи данного подхода, так как они относятся к заданиям повышенной трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ММО учителей математики. Разработка и использование практико-ориентированных заданий "Математика вокруг нас"

Данный материал представляет собой описание методического опыта учителя математики в новых условиях....

Практико-ориентированные задачи как способ формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

В материале задачи с практическим содержанием рассмотрены как одно из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике, требований ФГОС СО...

Использование практико-ориентированных заданий на уроках физики и информатики

Использование практико-ориентированных заданий, направленных на развитие УУД на уроках физики и информатики...

«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»

Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач  ра...

Формирование навыков смыслового чтения посредством использования практико-ориентированных задач

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале.- Свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оцениваетс...

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий на уроках математики

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий на уроках математики...