Рекомендации по выполнению проектных работ
методическая разработка
рекомендации по выполнению проектных работ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации работы над индивидуальным проектом
Основным документом, определяющим отбор содержания проектной деятельности, является ФГОС ООО, в котором в качестве направлений проектов указаны исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое и творческое (пункт 18.2.1, подпункт 4).
Конкретизировать эти направления возможно следующим образом:
- информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной предметной / межпредметной или предпрофессиональной тематике (для обучающихся, планирующих обучатся в профессиональных образовательныхорганизациях);
- исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;
- практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнѐровобразовательной организации;
- творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатовработы;
- социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой- нибудь актуальной социально-значимойтематике.
Сама проектная деятельность рассматривается во ФГОС как часть деятельности по формированию универсальных учебных действий (прежде всего регулятивных и коммуникативных), а проект рассматривается как одна из форм оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (п. 18.1.3, подпункт 5).
Таким образом цели выполнения проекта согласно требованиям ФГОС:
- достижение планируемых результатов освоенияООП;
- создание продукта, позволяющего оценить степень / уровень достижения этихрезультатов.
Основной педагогический смысл включения обучающихся в проектную деятельность – «развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности» (Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. – С. 295). Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.
Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану, это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
При построении проектной деятельности учителю важно учесть следующее:
- тема проекта должна быть интересна для обучающегося, совпадать с кругом интересов учителя (руководителя проекта);
- суть проблемы должна быть обучающимся точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска еѐ решения будет бессмыслен, даже если он будет проведѐн учителем безукоризненноправильно.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», обучающийся определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь ученику в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:
- выбор темы;
- обоснование актуальности;
- определение проблемы;
- формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);
- формулирование цели(конкретныхзадач, связанных с решением проблемы);
- определение этаповработы:
- подбор методов и средств решенияпроблемы;
- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;
- получение и анализданных;
- оформление данных в виде текста (схемы, рисунка идр.);
- обсуждение и корректировкаданных;
- выражение ожидаемого результата(представление).
Представим краткую характеристику наиболее важных действий в представленном алгоритме.
Выбор темы. Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы,длярешения которой разрабатывается (проектируется) тот
или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как подготовиться к сдаче ГТО ученику 9-го класса» («Подготовка к сдаче ГТО учеников 9-х классов»), «Как привлечь обучающихся к чтению классической литературы» («Привлечение обучающихся к чтению классической литературы») и т.п.
Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:
- учитываетсясодержаниешкольных программ;
- учитывается возраст и уровень подготовкиобучающихся;
- учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные идр.);
- учитываются особенности личностиобучающихся;
- учитываетсяпрактическаязначимость ожидаемыхрезультатов.
Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной,
смыслосодержащей. Виды тем:
- темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов;
- темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другиепроблемы;
- темы могут иметь комплексныйхарактер.
Обоснование актуальности: в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
1. Почему выбрана данная тема?
2.Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точкизрения?
3.Какие новые знания предполагается получить?
- Каков замысел проекта вцелом?
5.Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику? Определение проблемы. Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.
Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов нашего села?
Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта). Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку.
Пример объяснительной гипотезы:
Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как
(объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей нашего села, то это позволит нам……
Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.
Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)»
Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д.
Содержание задач:
- Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведениеопытов).
- Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
- Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и другихпроблем
- Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции,модели.
- Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственнойработы.
Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:
- изучить литературу по теме ивыяснить…
- определить категории…
- ознакомиться с методами…
- создать модель (методику)…
- провести серию опытов…
- апробировать модель (методику)…
- разработать рекомендации…
- сформулировать…
- предложить способы решения … идр.
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. В таблице 2 раскрываются содержание работы, деятельность педагогов и обучающихся на каждом этапе реализации проекта.
Таблица 2.
Характеристика этапов реализации проекта
Этап | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя (руководителя) |
1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….) | Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем | Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели |
2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….) | Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи | Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи |
3.Выполнение проекта (сроки ….) | Осуществление действий по сбору необходимой информации | Выполняют исследовательскую, информационную, практико- ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал | Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия) |
4.Завершение проекта (сроки ….) | Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта | Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект | Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник |
5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….) | Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой | Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление | Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления |
6. Представление отчета и его оценка (сроки ….) | Определение ценности выполненного проекта | Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта | Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом |
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! (например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
- подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме
того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализациипроекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученныхрезультатов.
Для оценки результатов работы и деятельности обучающегося над проектом возможно представление проектной папки (портфолио проекта). Основное назначение папки проекта (портфолио проекта) на защите - показать ход работы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
- четко организовать работу каждого участника проектной группы или самостоятельной деятельностиученика;
- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
- судить о личных достижениях и росте обучающегося на протяжении выполнения проекта.
Проектная папка (портфолио проекта) может включать:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных егоэтапов;
- промежуточныеотчеты;
- вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
- результаты исследований ианализа;
- записи всех идей, гипотез ирешений;
- отчеты о совещаниях, проведенных дискуссиях и т.д.;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов ихпреодоления;
- эскизы, чертежи, наброскипродукта;
- материалы к презентации(сценарий);
- другие рабочие материалы и черновикигруппы.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Для успешного осуществления проектной деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
- постановка проблемы и аргументирование еѐактуальности;
- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущейдеятельности;
- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатовработ;
- оформление результатов проектной деятельности как конечного продукта;
- представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
- проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностямобучающегося;
- для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научныеобщества;
- обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приѐмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
- необходимо обеспечить педагогическое руководство проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и используемыхметодов;
- необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
- результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной формеилипутѐмразмещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Также важным условием успешной организации проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию от работы под руководством к самостоятельной работе
- всѐ это требует не кабинетного, а содержательного оформленияпространства основной школы. Образовательное пространство основной школы должно включать в себя наряду с традиционными кабинетами (где идѐтучебная деятельность по учебным предметам) места для самостоятельнойработы:
- достаточно обширную библиотеку (инфотеку), справочною литературу и и т.д.
- лаборатории дляопытов;
- компьютеры с доступом к разнообразным базамданных;
- выделенные классные помещения, где дети могут работать индивидуально или в небольшихгруппах
Паспорт проектной работы - методическая разработка проекта, которую руководитель проекта утверждает (в зависимости от того, как это отражено в Положении об организации проектной деятельности в ОО – у директора, на педсовете, методобъединениии и т.д.) перед началом работы над проектом.
- паспорт проекта необходимое вступление к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защитепроекта.
- паспорт проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьноймедиатеке.
Паспорт проектной работы может включать:
- Названиепроекта.
- ФИО руководительпроекта.
- ФИО консультанта(ов)проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа попроекту.
- Учебные дисциплины, близкие к темепроекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитанпроект.
- Ф.И.О. обучающихся,класс.
- Типпроекта.
- Заказчик проекта (если таковойимеется).
- Цельпроекта.
- Задачи проекта (2—4 задачи, акцент на развивающихзадачах!).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе еговыполнения).
- Необходимоеоборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко —содержание).
- Предполагаемые продукт(ы)проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержаниеработы).
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
Модель № 1
- Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2месяца).
- Выполнение работы (2—3месяца).
- Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (1месяц).
- Собственно защита на совете школы (2месяца).
- Подведение итогов: общешкольная конференция по итогамгода.
Модель № 2
- Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем председатели МО обозначают проблемы, создают
«мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (председатели МО) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.
Модель № 3
- В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждойчетверти.
- Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти).
- Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделячетверти).
- Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделячетверти).
- Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие неделичетверти).
- Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделячетверти)
- Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделячетверти)
Модель № 4
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной E. Полат.
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущихпроектов.
- Стендовая информация о проектнойработе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций ипроч.).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей изамыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы надпроектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
- Поисковыйэтап.
- Промежуточные отчетыучащихся.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформлениерезультатов.
- Предзащитапроектов.
- Доработка проектов с учетом замечаний ипредложений,
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних»экспертов.
Сопровождение проектной деятельностью обучающихся является составной частью внутришкольной системы управленческо-методического сопровождения освоения метапредметного содержания образования. В таблице 3 представлен вариант плана организации работы обучающихся над индивидуальным проектом. Данный план может корректироваться и дополнятся новым содержанием в зависимости от тех условий, в которых работает образовательная организация
Приложение 1.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
(пример)
Названиепроекта:
Описаниепроблемы
Проблемныевопросы
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная
ориентация, воспитательный аспект, кратко —содержание)
Характеристика проекта
для каждого признака выделите соответствующую характеристику проекта
ПРИЗНАКИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА | |
количество учащихся | а) индивидуальный б) групповой (уточнить форму | |
привязка к учебным дисциплинам(указать предметные области) | а)монопредметный б)межпредметный | |
продолжительность | а) краткосрочный б) среднесрочный в) долгосрочный | |
тип проекта | а) информационный б) исследовательский в) творческий | г) реферативный д) практико-ориентированный е) ролевой |
характер контактов | а) внутриклассный б) внутришкольный в) региональный (в пределах одной страны) г) международный | |
ценностно- ориентированные признаки | а) экологический б) социальный в) культурологический | г) экономический д) политический е) технологический ж) смешанный |
возрастная категория (выберите одну или несколько категорий) |
Цельпроекта:
Задачипроекта:
Планируемые результаты проекта(рекомендуется заполнять после составления таблицы «Этапы
проекта»)
предметные
метапредметные
личностные
Предполагаемый(е) продукт(ы)проекта
Необходимое оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению проектной работы
В материале даны рекомендации по выполнению проектной работы, дана подробная таблица оценивания проектной работы (при выполнении проекта учащимися, всегда вызывает затруднение процесс оценивания...
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров п/о , СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» .Состоят из восьми разделов: методические рекомендации по организац...
Методические рекомендации по выполнению проектной работы
В материале даны рекомендации по выполнению проектной работы, дана подробная таблица оценивания проектной работы (при выполнении проекта учащимися, всегда вызывает затруднение процесс оценивания...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...
Методические рекомендации для обучающихся 10-11 классов по выполнению проектной работы
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить ТВОИ творческие спосо...