Методические рекомендации по выполнению проектной работы
учебно-методическое пособие по литературе на тему
В материале даны рекомендации по выполнению проектной работы, дана подробная таблица оценивания проектной работы (при выполнении проекта учащимися, всегда вызывает затруднение процесс оценивания работы). Также даны примерные вопросы для анкетирования после завершения над проектной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_-_posobie.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение_________________________________________________4 стр.
Этапы работы над проектом (таб.1)___________________________6 стр.
Метод проектов – научное исследование______________________ 7 стр.
Типология проектов________________________________________8 стр.
Памятка «Как написать отчет о выполнении проекта»___________ 9 стр.
Подготовка презентации проектной работы____________________10 стр.
Критерии оценки проектной работы__________________________ 12 стр.
Использованная литература__________________________________14 стр.
Приложение_______________________________________________15 стр.
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на
одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой работе.
А.Н.Колмогоров
Введение
Данное пособие создано для того, чтобы помочь студенту при выполнении проектной работы по дисциплине «Литература». В пособие включены рекомендации по выполнению проекта, этапы работы над проектом, типология проектов, памятка о написании отчета работы над проектом и памятка о подготовке презентации проектной работы, а также в приложении студенты могут найти образцы проектов, выполненных студентами. Они послужат подсказкой для их дальнейшей работы, а, возможно, и для выполнения еще оригинальной и лучшей проектной работы.
Что такое метод проектов?
Под проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством преподавателя.
Метод проектов – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность».
Всякая технология предполагает структурирование деятельности. Проект, как технология, включает следующие этапы (таб.1.): начинание, планирование, принятие решения, выполнение, рефлексия (оценка деятельности), защита.
Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий студента.
Проект – это возможность студентам выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, электронной книги, брошюры, календаря и др. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что студент, а не преподаватель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет презентация.
При применении проектной методики у студента должен увеличиваться интерес к дисциплине, улучшение качества познания, значительно совершенствоваться умение устной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяться кругозор студентов.
Цель проектной работы
- Научить самостоятельному достижению результата;
- Научить предвидеть проблемы, пути их решения;
- Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- Научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию;
- Сформировать навыки проведения исследований;
- Сформировать навыки работы и делового общения в группе;
- Сформировать навыки защиты и представления своей работы.
Из целей видно, что метод проектов позволяет формировать коммуникативные и информационные компетенции
Этапы работы над проектом:
Таблица 1.
Этапы | Задачи. Содержание работы | |
1. | Подготовительный | а) определение темы; б) выбор рабочей группы. |
2. | Планирование | а) анализ проблемы; б) определение источников в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей). |
3. | Исследование | а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта г) решения проблемы. |
4. | Выполнение | а) реализация намеченного; б) подготовка выступления. |
5. | Защита проекта (предоставление отчета) | а) объяснение результатов; б) публичное выступление. |
6. | Оценка результатов (рефлексия) | а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач. |
Памятка
Метод проектов – научное исследование
- Тема работы;
- Проблема (гипотеза) исследования;
- Объект исследования;
- Предмет исследования;
- Цель исследования;
- Задачи исследования;
- Новизна и практическая значимость (актуальность) исследования;
- Методы исследования (поисковый, компаративный, анализ и обработка данных);
- Структура исследования;
- Выводы исследования.
Типология проектов
Данная классификация по нескольким критериям выделяет следующие типы проектов
(Е.С.Полат)
Таблица 2.
1. По методу, доминирующему в проекте | |||
-исследовательские -творческие -приключенческие, игровые -информационные -практико-ориентированные | |||
2. По характеру координирования проекта | |||
-с явной координацией | -со скрытой координацией | ||
3. По характеру контактов | |||
- внутренние (региональные) | -международные | ||
4. По количеству участников | |||
-личностные (индивидуальные) | -парные | -групповые | |
5. По продолжительности проведения | |||
-краткосрочные | -средней продолжительности | -долгосрочные |
Памятка
«Как написать отчет о выполнении проекта»
- Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.
- Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
- Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
- Сформулируй цель выполнения своего проекта.
- Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
- Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
- Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
- Обоснуй ценность своего продукта.
- Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
- Сделай вывод на основе полученных данных.
Подготовка презентации проектной работы
- Сделай оригинальный титульный лист, на котором укажи:
- название проекта;
- Ф.И.О. автора;
- наименование образовательного учреждения;
- группу;
- Ф.И.О. преподавателя;
- дату.
- Подготовь убедительное, эмоциональное выступление, в котором отрази важность и актуальность выбранной темы, наиболее интересные моменты содержания проекта, открытия, которые ты сделал для себя в ходе работы над проектом.
- Используй во время выступления наглядные материалы:
- компьютерные слайды;
- таблицы;
- графики;
- плакаты;
- фотографии;
- рисунки.
- Подведи итоги своей работы:
- полученные знания;
- приобретенные навыки;
- оригинальность представления темы проекта;
- используемые источники информации;
- личные размышления;
- оценка степени самостоятельности выполнения работы;
- влияние преподавателя на ход работы;
- перспективные направления разработки данной темы.
Критерии оценки проектной работы
Проект оценивается по следующим критериям.
- Обоснование и постановка цели, планирование путей его достижения:
Таблица 3.
Показатели | Баллы |
Цель выполнения проекта не сформулирована | 0 |
Цель определена, но не обозначены пути её достижения, нет плана работы | 1-2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей её достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом | 3-5 |
- Полнота использованной информации, разнообразие источников информации:
Показатели | Баллы |
Библиография отсутствует | 0 |
Библиография содержит незначительный объем подходящей информации | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников | 3 |
3. Творческий и аналитический подход к работе:
Показатели | Баллы |
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта | 0 |
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода | 2-4 |
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 5-7 |
4. Соответствие требованиям оформления отчета о работе над проектом:
Показатели | Баллы |
Отчет отсутствует | 0 |
Отчет представлен в виде устного сообщения | 1-3 |
Отчет представлен в виде презентации или текстового файла | 3-4 |
- Анализ процесса и результата работы:
Показатели | Баллы |
Анализ работы отсутствует | 0 |
Анализ работы выполнен формально | 1-2 |
Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций | 5-6 |
- Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу:
Показатели | Баллы |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 1-2 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора | 3-4 |
Использованная литература:
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- м.: 2000
- Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М.: 1995.
- Кудрявцева Н.Г. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы - №8, 2008.
- Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся.// Литература в школе - №7, 2002.
- Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов./ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара, 2002.
- Донцова О.В. Метод проектов как один из форм ученического исследования на уроках литературы.// Литература в школе - №11, 2008.
- Висленко Л.П., Белокурова С.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы.// Литература в школе - №11, 2008.
- Копылова Е.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.: 2003.
- Ширина Н.И., Петряков П.А. Использование проектного метода для обучения школьников 5 класса по модулю «Культура питания» программы «Технология»: Методические рекомендации и дидактический материал. – Новгород: 2000.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов// Наука и школа - №7, 2007.
Приложение №1
Анкета
участника проектной деятельности
Фамилия, Имя_______________________________________________________________
Группа_____________________________________________________________
Консультант проекта____________________________________________________________
Тема проекта____________________________________________________________
1. Практический результат проекта (продукт):
- Реферат;
- Веб-страница;
- Брошюра;
- Учебное пособие;
- Модель;
- Театрализованное представление;
- Доклад;
- Глава учебника;
- Другое _________________________________________________________________
2.Ответь на вопросы (ответ обозначь в таблице):
- Какие умения помогли тебе в работе над проектом?
- Чему ты научился, работая над проектом?
- Чему тебе еще надо учиться?
Умения | Умел | Научился | Надо учиться |
Умение выделять существенное, главное | |||
Умение анализировать, сравнивать | |||
Умение обобщать, делать выводы | |||
Умение воображать, создавать, моделировать | |||
Умение планировать и организовывать работу | |||
Умение формулировать научную гипотезу и цель работы |
3.Оцени возможности обычного урока и проектной деятельности (в процентах):
Возможности | Урок | Проектная деятельность |
Свобода в выборе темы | ||
Свобода в выборе источников информации | ||
Обобщение, сотрудничество | ||
Самостоятельная работа | ||
Активность | ||
Желание учиться |
4. Определи степень самостоятельности и творческой активности:
Этап | Консультация учителя | Совместная работа с учителем | Помощь родителей | Помощь другого лица | Самостоятель ная работа |
Выбор темы проекта | |||||
Формулировка гипотез и целей | |||||
Выбор источников информации | |||||
Поиск информации | |||||
Обобщение и систематизация материала | |||||
Оформление работы | |||||
Подготовка презентации | |||||
Защита проекта, выступление |
5. Определи, какой этап работы был для тебя:
- Самым сложным;
- Самым важным;
- Самым интересным;
- Неинтересным.
Этап | Самый сложный | Самый важный | Самый интересный | Неинтересный |
Выбор темы проекта | ||||
Формулировка гипотез и целей | ||||
Выбор источников информации | ||||
Поиск информации | ||||
Обобщение и систематизация материала | ||||
Оформление работы | ||||
Подготовка презентации | ||||
Защита проекта, выступление |
6. Испытал ли ты, работая над проектом:
- Перегрузки, напряжение;
- Тревожность;
- Дефицит времени;
- Радость творчества;
- Интерес от открытия новых знаний?
7. Значение проектной работы для тебя:
- Возможность творческого самовыражения;
- Эмоциональная удовлетворенность;
- Получение дополнительной оценки по предмету;
- Подготовка к будущей профессии;
- Потребность в общении;
- Желание стать более активным, успешным;
- Желание стать лидером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ"
Учебно-методический комплекс «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы» адресован студентам и преподавателям средне-специальных учебных заведений, с целью помочь овладеть технолог...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»
Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...
Методические рекомендации по выполнению проектной работы
В материале даны рекомендации по выполнению проектной работы, дана подробная таблица оценивания проектной работы (при выполнении проекта учащимися, всегда вызывает затруднение процесс оценивания...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Рекомендации по выполнению проектных работ
рекомендации по выполнению проектных работ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...