Уроки с использованием игр или игровых ситуаций
презентация к уроку
Уважаемые коллеги, моё выступление, посвященное использованию игровой технологии в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gololobova_igra.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, моё выступление, посвященное использованию игровой технологии в образовательном процессе, хотелось бы начать со слов выдающегося советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского. (Слайд 2)
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
Таким образом, можно сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Мы с вами более подробно остановимся на играх, которые мы можем использовать как на конкретных предметах, так и на любом уроке в частности.
Игры на уроках русского языка (слайд 3)
Русский язык считается одним из самых трудных предметов.
Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Занимательность может быть задана неожиданной формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, КВН и т. д.).
(слайд 4) Живые буквы
Педагог даёт карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.
"Секретное письмо".
Начертите в воздухе контуры буквы или даже слова. Пусть ребёнок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание дети пишут по очереди.
Игры на уроках математики (слайд 5)
Занимательность на уроках математики используют не ради развлекательности, а чтобы организовать внимание ребят, включить их в активную деятельность.
Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады).
«Составь круговые примеры»
-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.
7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7
Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.
«Веселый счет»
Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».
(слайд 6) Задачи, побуждающие к выбору неверного способа решения.
- Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
- У куба 8 вершин, если одну из них отпилить, сколько вершин будет?
- Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
(слайд 7) Пример игр на уроках биологии.
3. Шарады
С «Г» – принадлежность для болтов,
С «Л» – гонит лаем лис, волков,
С «М» – не имеет рукавов,
С «Ч» – быстрокрылый рыболов.
(Гайка, Лайка, Майка, Чайка.
11. «Да-нет»
Суть игры заключается в том, что ведущий (учитель или ученик) загадывает нечто (число, предмет, героя, явление:). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ведущий может отвечать только словами "да", "нет", "и да, и нет".
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были правильными, корректными? Какие и почему неверными и слабыми? Это необходимо для того, чтобы вырабатывать у ребят стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному задаванию вопросов и простому угадыванию.
(слайд 8) Примеры игр на уроках географии
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
- 59 с.ш. 11 в.д. Осло
- 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
- 13 ю.ш. 76 з.д Лима
- 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
- с.ш. 115 в.д. Чита
- 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
- 46 с.ш. 75 з.д. Оттава
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.
“Слова в словах”
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
(слайд 9) Игры на уроках ИЗО
головоломка
Составьте из геометрических фигур изображения животных.
в природе этого нет
Взрослый предлагает придумать всем вместе необычное существо:
а) зверя;
б) рыбу;
в) птицу;
г) насекомое;
д) инопланетянина.
Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает изображение на доске при помощи цветных мелков.
(слайд 10) Игры на уроках иностранного языка
В процессе изучения английского языка игра встречается довольно часто – это лексика, грамматика, а также разговорные формы, отрабатывающиеся в диалогах и монологах.
Игры на уроках иностранного языка могут быть следующими:
1. При изучении алфавита
Например,
2. Называя букву алфавита, добавляют фразу на эту букву;
7. Находят ошибки в записи алфавита;
- распределяют буквы и звуки по своим домикам;
- составляют из букв слова;
- записывают алфавит на память;
12. Собирают рассыпавшийся алфавит;
(слайд 11) Фонетическая игра «Охотники»
На доске скотчем прикреплены слова в транскрипции по теме «Clothes».
Вызываются 2 «охотника»; у каждого своя «сумка». Учитель называет слово, дети ищут его транскрипцию. Кто первым нашел слово, тот снимает с доски «добычу» и кладет в свою сумку. Побеждает тот, кто набрал больше карточек. Победитель затем демонстрирует свою «добычу» ребятам, доставая карточки из сумки и читая их.
Результаты: при выполнении этого упражнения идет работа над одним из сложнейших элементов работы – транскрипцией.
(слайд 12) 2. Игры при изучении лексики
Лексические игры также очень важны. Например:
1. «Поле чудес»: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма;
6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.
(слайд 13) Лексические игры
1.Перечисли по-английски предметы в каждом ряду и зачеркни лишнее (юбка, пальто)
2. Решите буквограмму – найдите слова, обозначающие одежду и расставьте полеченные слова в алфавитном порядке.
(слайд 14) 3. Игры при изучении грамматического материала
Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать основные грамматические формы:
5. Ролевая игра «Дай мне» (для отработки повелительной формы глаголов и употребления существительных в дательном падеже);
7. Грамматическое лото (по образованию формы прошедшего времени глагола);
(слайд 15) Грамматическая игра «Цепочка»
Игра «Цепочки». Детям нужно собрать чемодан чтобы поехать в путешествие. Им нужно создать цепочку с предлогами и on и under. Дети складывают вещи в чемодан, произнося аналогичную фразу: The shirt is on the trousers. The skirt is on the shirt. А потом наоборот – разложить чемодан по приезду в гостиницу. The skirt is under the shirt. The trousers are under the shirt.
Результаты: в этой игре дети в занимательной форме закрепляют нужные предлоги, при этом развили внимание и воображение. Одновременно с этим ученики повторяют структуру предложения.
(слайд 16)4. Игры при обучении аудированию
Для того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:
1. Хлопки, повторение за учителем в такт;
(слайд 17) Игры на обучение аудированию.
Цели: научить понимать смысл однократного высказывания; развивать слуховую память; развивать слуховую реакцию.
1.Как и любая девочка, Кейт любит наряжаться, а нарядов у нее не мало! Послушайте, что рассказывает Кейт о своих нарядах, и раскрасьте их. I’ve got a long blue dress. I’ve got a short yellow dress. I’ve got a short red skirt. I’ve got black shoes. I’ve got red and white shoes. I’ve got an orange blouse. I’ve got a long blue skirt blouse.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1 ИГРА ОТ КАЖДОГО МО!!!!!!!!)
6.Выводы.
(слайд 18)Универсальные игры:
- Поиграй в учителя
Эта игру хорошо применять в начале или в конце урока. При использовании в начале урока целью игры может быть повторение ранее пройденного материала, а в случае проведения игры в конце урока — обобщение пройденного на занятии.
Разделите класс на две группы. Попросите каждую группу придумать по пять вопросов, касающихся пройденного материала.
Когда вопросы подготовлены, каждая группа выбирает по одному представителю, который будет играть роль учителя. Представитель от каждой из групп выходит к доске и ведёт часть урока, задавая вопросы другим ученикам.
- Гонка вопросов
Учитель заранее готовит 15-20 вопросов или коротких заданий для класса и записывает каждый из вопросов на отдельной полоске бумаги.
Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждой группе выдается первое задание. В группе ученики выполняют первое задание, после выполнения задания представитель группы бежит к учителю. Учитель проверяет задание. Если ответ правильный, то учитель выдаёт ученику следующий вопрос, с которым ученик возвращается к команде. Выигрывает команда, которая быстрее ответит на все вопросы.
- (слайд 19)Угадай слово
Класс делится на две команды. Игрок первой команды вытаскивает табличку, на которой написано слово, но не показывает его своей команде. Задача игрока за ограниченное время (1-2 минуты) объяснить своей команде значение слова так, чтобы команда смогла это слово отгадать. Главное не использовать само слово, а также однокоренные слова.
Затем играет вторая команда. Побеждает та команда, которая смогла отгадать больше слов за 3-4 раунда.
- Да. Нет. Вставай!
Можно играть со всем классом одновременно. Учитель задаёт закрытый вопрос, на который правильным может быть только один ответ Ученики слушают вопрос и отвечают: если правильный ответ “Да”, то встают; если правильный ответ “Нет”, то продолжают сидеть. Такая игра позволяет ученикам не только повторить пройденный материал, но и провести физическую разминку.
Я бы хотела прочитать вам небольшую притчу. (Слайд 20) Восточная притча говорит, что труд педагога можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. (Абдул-Баха) Этой притчей я хотела сказать о том, что в нашей образовательной системе есть множество различных технологий, и всё зависит непосредственно от учителя и индивидуальных особенностей его детей. Разнообразить учебный процесс можно применяя любую технологию, но только учитель решает, что ему подходит больше в определённый промежуток времени при реализации учебных задач. (Слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых ситуаций на уроке
статья об использовании игровых ситуаций на уроках в младших классах...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Как использовать игровые ситуации в своей работе на уроках различных типов, в разных классах....
Использование игровых ситуаций на уроке английского языка»
Все мы знаем, что играть – интересно, весело, забавно. Однако некоторые считают, что развлечения – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. И это заб...
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...
Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"
В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...
Использование игровых ситуаций на уроках немецкого языка как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе.
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!...
Формирование коммуникативных навыков через использование игр и игровых ситуаций на уроках иностранного языка.
Цель данной работы заключается в освещении вопроса о формировании коммуникативных навыков через использование игровых ситуаций на уроках иностранного языка....