"Как я представляю урок в начальной школе?"(выступление на МО)
статья
Предварительный просмотр:
.
Казакова И.И.,
учитель английского языка
Как я представляю урок в начальной школе?
(выступление на МО учителей начальных классов)
Это не просто сорок минут учебной деятельности, а это общение ребенка с учителем и одноклассниками, это продолжение жизни ребенка – домашней, дворовой, классной и т.д. Исходя из этого основного положения, основными дидактическими принципами, которым я следую, являются:
- принцип отсутствия страха и напряжения в атмосфере урока, а также принцип сопровождения собственно учебного материала позитивной фоновой информацией. Так, на уроках мы очень часто пользуемся карточками самооценки и оценки труда своего товарища:
- получилось, я рад за себя ( за своего товарища): ☺ |
- не получилось, но все еще впереди: 😐 |
- я не совсем постарался: (ты не совсем постарался): ☹ |
Постоянно на уроке звучат такие выражения, как:
Great stuff! Good of you! Fine! Well done. Don’t worry! You’ll try. You’ve got the idea. That’s much better!
- принцип сознательного включения чувств в процесс обучения. Так, например, при обучении чтению я прошу своих учеников побывать на концерте «барабанщиков», «скрипачей»; посетить кукольный театр при обучении монологу;
- принцип доброжелательных взаимоотношений между всеми участниками обучения; взаимопонимание, сотрудничество, и, конечно, тактичное оценивание творческого и интеллектуального труда учащихся;
- принцип совместной работы ребенка и его родителей при выполнении самостоятельных творческих работ. Ребенок ощущает себя в ситуации успеха в общении со своими родителями, а родители видят достижения своего ребенка и участвуют в создании данной ситуации успеха;
- игровая деятельность.
- использование субъектного опыта ребенка.
Как я стараюсь формировать оптимистическую самооценку, уверенность в себе.
После переменки нужны ритуальные действия!
В силу психофизиологических особенностей дети младшего школьного возраста после перемены или динамической паузы с трудом возвращаются в рабочее состояние. Необходимо использование особых приемов, которые помогли бы в организации детей на последующую работу. Это может быть:
☺ приветствие по цепочке с обязательным произнесением имени ученика к которому обращается говорящий,
☺ рифмованная песенка-приветствие или песенка по изученной прежде теме в стиле джаз-чант,
☺ любое короткое стихотворение на английском языке.
Важно использовать один прием длительное время, чтобы он превратился в ритуал, своеобразную медитацию, которая позволяет ребенку успокоиться и перейти в рабочее состояние.
Младшие школьники очень забывчивы.
Использование знаковых форм взаимодействия также очень полезно на начальной ступени обучения. Ребенок забыл общепринятые правила поведения или не понял, что нужно делать в данный момент – достаточно просто указать на определенный символ.
Это могут быть
☺ несколько лиц детей – хоровое проговаривание,
☺ два персонажа – работа в парах,
- открытая книга – нужно читать или работать с книгой,
- предлог или окончание – ребенок сразу исправляет свою грамматическую ошибку. Такие приемы по организации детей способствуют созданию спокойной рабочей атмосферы на уроке, избавляет от ненужных замечаний.
Как мы боремся с гиподинамией!
Известно, что неподвижная поза для младшего школьника гораздо утомительнее для организма, чем движения. Двигательная активность школьника в школе должна составлять не менее 2 часов. Большая часть ее предоставляется ребенку на переменах, уроках физкультуры. На уроке также необходимо проводить различные физкультминутки, динамические паузы, или очень часто менять позы детей и изучать необходимый учебный материал в движении. Я использую такие приемы как
☺ « колючий ежик » - при ответе на мой вопрос дети встают – появился ежик; при ответе на второй вопрос дети садятся – ежик убежал ;
☺ « позовем удава » - чтобы дети внимательно слушали друг друга, я предлагаю им позвать удава. Ученик1 – это голова удава, а ученик 12 – это хвост удава. После выполнения задания мы выясняем пришел к нам удав или нет. Если происходят паузы или заминки при выполнении задания дети, чаще всего просят начать все сначала, так как удав не может порваться!;
☺ ритмические песни в стиле джаз-чант с движениями;
☺ инсценировки, проигрывание диалогов, сказок, песен.
Младшим школьникам нужна интересная деятельность.
Известно, что перегрузка, ставшая большим злом для современного школьника исходит не от содержания отдельных предметов, а от отсутствия у ребенка интереса к тому, чем он занимается на уроке. Нет личностной ориентировки ребенка, не создаются условия для активного, деятельностного проживания его на уроке. В этом контексте экспериментальный учебник для 1 класса по английскому языку «COOL» решает эти проблемы.
Все задания учебника предполагают деятельностный подход. Например,
⭯ Слушай и соедини точки. Что у тебя получится?
⭯ Послушай, как играют наши друзья. Теперь ты придумай такую же игру.
⭯ Реши пример и раскрась картинку. Что у тебя получилось?
⭯ Пройди веселый лабиринт, в котором спрятаны школьные принадлежности. Что ты нашел?
⭯ Важное место в начальной школе занимает проектная деятельность Проекты могут быть самые различные, долгосрочные или краткосрочные. Например:
☺ Альбом моих достижений в английском языке – « My English Scrapbook».
☺ Магазин игрушек.
☺ Ты – диктор новостей.
- Презентация туристической поездки, обоснование ее полезности.
- Пресс-релиз о прошедшем празднике, каком-либо событии в классе или школе.
Младшие школьники оценивают себя сами.
Перед выполнением задания мы создаем критерии оценки выполнения. Например, если это стихотворение, дети говорят
- о выразительности, эмоциональности, правильности произнесенных слов, предложений;
- если это чтение, то обязательно должна быть интонация, как у диктора, темп, четкость и правильность всех слов; ⭯ если это рассказ, то необходимо наличие открывающих фраз: First, second, more that that, in my opinion, I think.
- Нами используются разные средства оценки. Это
⭢разноцветные кружки
красный = очень трудно для меня; оранжевый = нормально, немножко трудно, немножко легко;
зеленый = очень легко.
⭢баллы для определения рейтинга успешности,
⭢звездочки на линейке знаний,
⭢ лист самооценки
Self-assessment “My photo album”
Я оформил | |||||
С фотографиями | Только текст | Очень необычно | |||
Мне помогали | |||||
Чуть-чуть | Все время | Не помогали | |||
Я на уроке | |||||
Рассказал | Прочитал | Меня поправляли | |||
Моя оценка | |||||
Я собой доволен | Можно было сделать лучше | Я сделал не так, как объяснили | |||
Что мне помешало | |||||
Слушал объяснение невнимательно | Надеялся на родителей | Был занят другими уроками | Не хотелось делать |
Self-assessment. Lesson 13.
O.K | Good | Fair | |
Я знаю звуки | |||
Я знаю слова по теме | |||
Family | |||
Toys | |||
Games | |||
Я умею: | |||
Составлять предложения | |||
Читать с пониманием | |||
Я очень медленно работал и сделал | 1 зада ние | 2 зада ния | 3 зада ния |
Я хочу |
Кто есть кто и как определить.
ВИЗУАЛ | АУДИАЛ | КИНЕСТЕТИК |
-смотрит наверх, будто видит то, что рассказывает -выбирает описаие обстановки, декораций -испытывает замешательство при чтении незнакомых слов -обладает живой фантазией | -читая текст, приговаривает, шепчет про себя -глаза смотрят в сторону, будто бы к ушам -часто отвлекается -лучше расскажет, чем напишет | -старается все потрогать руками -когда читает, водит пальцем по строчкам -правила лучше выучит в игре -говорит медленно |
РАЗВИТИЕ ТРЕХ МОДАЛЬНОСТЕЙ | |||
Визуальная память
-показ картинки –пауза -«Отпечатайте» (дети смотрят внутрь себя) – Напишите-Посмотрите и проверьте себя (показывается карточка).
( с закрытыми глазами), затем можно записать.
Диктовка абзаца из книги – проверка соседом, в кружок обводятся слова, которые написаны неверно. Банк результатов записывается в тетрадь успехов.
| Аудиальная память
Песни поются для смены ритма, для отдыха, для развития трех каналов восприятия
| Кинестетическая память
эмоциональные игры и сценарий урока ☺ 😐 ☹
-На странице ____вашей книги вы найдете……… -На странице__ упражнение № поможет вам
то есть символические изображения ☺ V …. . ☺ V … ? Wh-? ☺ V … ?
| |
Успех порождает успех: | PORTFOLIO
| ||
| |||
| -хотеть учиться, изменяться знать, чему учиться -знать, как научиться этому -знать, что я смогу это сделать -знать, когда и где это делать |
В копилку приемов.
- Jazz Chants – соединение речи, музыки, движений.
Используется для обучения фонетической, лексической и грамматической сторонам английского языка. Jazz Chants – это ритмические напевы или речитативы в стиле молодежной музыки РЭП. Ученики с легкостью разучивают и воспроизводят монологические и диалогические тексты, охотно двигаются под музыку.
- Action song – соединение речи, музыки, движений, драматизации.
Ученики поют песню и демонстрируют движения или драматизируют песню по своему видению ее.
- Action poem.
- Ученики драматизируют стихотворения сразу на уроке, и, таким образом, заучивают его наизусть.
- Воображаемое путешествие – соединение речи, слуховых, зрительных и кинестетических представлений.
Так, при прохождении темы Лондон, мы совершаем путешествия на машине времени в старый Лондон и встречаемся там с римлянами; проводим видео-путешествия и различные экскурсии; представляем себя в Сафари-парке как посетителями, так и животными, живущими там.
- Прием эвристических вопросов.
Чтобы отыскать сведения о каком-либо событии или объекте, задаю семь вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответы на данные вопросы и их возможные сочетания, например, как - когда? порождают у учеников необычные и разнообразные версии и толкования относительно главных героев или событий рассказа.
- Прием сравнения.
Очень часто на уроках мы пытаемся сравнивать, сопоставлять существующие реалии в культуре и истории нашей жизни, жизни школьников Англии и своей школьной жизни, стараемся проводить аналогии в сказках. На уроках мы пытаемся сравнивать происхождение символов наших стран, проводим сравнительный анализ детских стихов на английском языке и их переводы нашими поэтами.
- Прием выдвижения гипотез.
Я предлагаю учащимся по названию рассказа и по данным иллюстрациям предположить, о чем пойдет речь в рассказе. Ученики предлагают свои варианты, таким образом, они учатся полно и четко формулировать свои версии, опираясь на интуицию и логику. Затем мы проверяем выдвинутые гипотезы. Другим вариантом использования этого метода является путешествие в прошлое или будущее. Например, подумайте и скажите, что будет, если отменить все школы? Или что было бы, если бы Римляне не добрались до Британии? При таких заданиях мы пользуемся как английским, так и русским языком, в зависимости от языковой компетенции ученика.
- “Мозговой штурм”.
Основная задача приема – активизация речемыслительной деятельности школьника. За определенное время ученик или группа учеников должна высказать как можно больше
- сведений об изучаемом явлении,
- версий о действиях главного героя,
- слов, пословиц по заданной теме.
- Взаимообучение.
Учащиеся в парах или группах выполняют функции учителя или консультанта по определенным проблемам.
- Рецензия.
Умение критически взглянуть на устный ответ своего товарища, на прочитанный рассказ, просмотренный мультфильм, инсценировку – необходимое условие самоопределения учащихся. Конечно, в начальной школе это только подготовительная работа к настоящим рецензиям. Ученики составляют свои рецензии по предложенным опорным схемам
- Рефлексия.
После выполнения всех заданий ученики возвращаются к основным элементам их деятельности на уроке (обычно такой план урока написан на доске). Происходит возврат и концентрация внимания на осуществление этой деятельности: ее видам, проблемам, результатам. Ученики отвечают на вопросы: Достиг ли я успеха? Как и почему? Какова моя самая большая трудность сегодня? Что у меня получилось? Что я хочу изменить в себе на следующем уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
« Создание условий для развития познавательного интереса учащегося на уроках в начальной школе »
обобщение опыта по данной теме...
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе. Принципы современного урока....
"Алтын қақпа"(сыныптан тыс шара) Урок учителя начальных классов Нигметовой Т.С.
Внеклассное мероприятие.Урок-игра "Золотые ворота"...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Презентация к выступлению "Коррекционно-развивающий урок в начальной школе"
Данная презентация представляет обязательные составляющие успешного коррекционно-развивающего урока в специальной (коррекционной) школе...
Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"
Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"...