Программа "Основы информационной культуры школьника"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и Науки Ресублики Бурятия
МБОУ Мало-Куналейская СОШ
Программа курса
Основы информационной культуры современного школьника.
Составитель Казакова И.И , первая категория.
2018
Пояснительная записка.
Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования требует специальной информационной подготовки подрастающего поколения и совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных ресурсов.
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является курс «Основы информационной культуры школьника». Он позволяет учащимся самостоятельно выявлять и использовать информационные ресурсы в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть развивающий потенциал знаний.
Основные задачи курса:
- Дать представления учащимся о современных информационных технологиях
- Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.)
- Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
- Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях широко применяется система тестов для выявления качества полученных знаний. Поэтому автором данной программы предпринята попытка диагностирования уровня знаний учащихся по данному курсу с помощью тестов (тесты являются эффективной формой контроля). Предлагаемые тесты помогают не только проверить, но и закрепить полученные знания.
Тест № 1
Тема: «История возникновения информационных ресурсов общества»
- Выберите правильное определение к слову «библиотека»:
А) собрание печатных и рукописных материалов;
Б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных ресурсов
В) книгохранение
2. Почему название профессии «библиотекарь» произносится и пишется в мужском роде
А)с древнейших времен считалось мужской профессией;
Б) в женском роде звучит некрасиво;
В) можно произносить и писать как хочешь;
3. Первая попытка древнего человека создать книгу:
А) узелковое письмо
Б) глиняные таблички
В) каменные книги.
4. В древние времена в Египте для письма использовали:
А) бересту
Б) папирус
В) глину
5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из:
А) папирусных свитков;
Б) пергаментных книг;
В) глиняных табличек.
6.Самая известная библиотека древности находилась:
А) г. Александрия, Египет;
Б) г. Пергам, Малая Азия;
В) г. Ниневия, Ассирия.
7.Наиболее сохранившийся с древнейших времен вариант книги:
А) узелковое письмо;
Б) глиняные таблички;
В) папирусные свитки.
8. В какой из разновидностей книг использовались разноцветные шнуры, лоскут
А) каменные книги;
Б) узелковое письмо;
В) глиняные таблички.
9. Материал для письма «пергамент» был сделан из:
А) глины;
Б) речного тростника;
В) кожи.
10. Какие книги древности считались самыми дорогими, ценными и приковывали к себе внимание
А) папирусные;
Б) пергаментные;
В) глиняные.
11. В Древней Руси для письма использовались:
А) ткань;
Б) береста
В) бумага
Ключ к тесту: 1.А, Б, В, 2. А. 3.В. 4.Б.5.В. 6.А. 7.Б. 8.Б. 9.В. 10.Б. 11.Б
Тест № 2
Тема: «История возникновения информационных ресурсов общества»
- Способ печати, при котором изображение получает с плоской поверхности дерева:
А) ксерография;
Б) картография;
В) ксилография.
2. В какой стране были изданы первые печатные книги:
А) Голландия;
Б) Германия;
В) Россия.
3. Заслуга Иоганна Гуттенберга в том, что он изобрел:
А) Литейные формы
Б) Новый способ обработки металла
В) Книгопечатание
4. Название форм для литья букв:
А) Литера
Б) Матрица
В) Пресс
5. Как называют набор букв и знаков из металла:
А) Касса
Б) Набор;
В) Шрифт.
6. Как называется место, где печатают книги и газеты:
А) Фабрика;
Б) Типография;
В) Цех.
Ключ к тесту: 1В. 2Б. 3В. 4Б. 5В. 6Б.
Тест № 3
- Кто из перечисленных людей изобрел « книгопечатание»:
А) Петр Мстиславец;
Б) Иоганн Гуттенберг;
В) Иван Федоров.
- Вспомните, какая страна является родиной бумаги:
А) Египет
Б) Китай;
В) Ассирия
3.Название первой книги отпечатанной Иоганном Гуттенбергом:
А) Библия;
Б) учебник;
В) сказки.
4. Первые печатные книги в России были изданы в городе:
А) Львов;
Б) Санкт- Петербург;
В) Москва.
5. Первый книгопечатник на Руси:
А) Иван Федоров;
Б) Петр Мстиславец;
В) Иван Грозный.
6. Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:
А) Апостол;
Б) Часовник;
В) Букварь.
7. Какое наказание в Китае полагалось тому, кто попытался выдать тайну изготовления бумаги
А) Тюрьма;
Б) Изгнание;
В) Смертная казнь
Ключ к тесту: 1Б. 2 Б. 3А. 4В. 5А. 6А. 7В.
Тест № 4
Новые носители информации.
1. Собрание различных носителей информации носит название:
А) библиотека;
Б) архив;
В) медиатека.
2. Название короткометражного фильма, состоящего из отдельных кадров:
А) диафильм;
Б) диапозитив;
В) видеофильм.
3. Как называется диск из черной пластмассы, на котором воспроизводится запись:
А) грампластинка;
Б) магнитная лента;
В) лазерный диск.
4.Назовите носители информации в виде гибкой ленты, поверхность которой состоит из магнитного вещества:
А) фотопленка
Б) магнитная лента;
В) кинолента.
5.Какие носители информации используются в персональном компьютере:
А) грампластинка;
Б) магнитный диск;
В) лазерный диск.
6. Что называют традиционным носителем информации:
А) дискета;
Б) магнитная лента;
В) книга.
Ключ к тесту: 1В. 2А. 3А. 4Б. 5Б, В. 6В.
Тест № 5
Основные знания о книге.
- Слово «иллюстрация» в переводе означает наглядное изображение. С какого языка осуществляется перевод
А) греческий
Б) латинский
В) английский.
2. Кто из художников- иллюстраторов детских книг одновременно является и писателем ,и художником
А) Владимир Сутеев;
Б) Евгений Чарушин;
В) Владимир Конашевич.
3.Старейший русский художник-иллюстратор русских народных сказок
А) Татьяна Маврина
Б) Юрий Васнецов
В) Иван Билибин
4. Кто из российских художников- иллюстраторов детских книг награжден специальной медалью Г.-Х. Андерсена:
А) Владимир Сутеев
Б) Татьяна Маврина
В) Евгений Чарушин.
5. Художник, рисующий животных называется:
А) пейзажист
Б) маринист
В) анималист.
6. Кто из перечисленных художников является художником – анималистом
А) Юрий Васнецов
Б) Владимир Конашевич
В) Евгений Чарушин.
Ключ к тесту: 1Б. 2А, Б. 3В. 4Б. 5В. 6В.
Тест № 6
Тема: «Методы работы с книгой по поиску информации»
Разнообразие источников информации
- Книга в мягкой обложке, имеющая определенное количество страниц (от 4- 48 стр.)
А) Альбом
Б) Атлас
В) Брошюра.
- Как можно назвать книгу, в которой собраны репродукции картин, чертежи, фотографии.
А) Энциклопедия
Б) Брошюра
В) Альбом
3. Как называется книжное издание, в котором собраны: географические, исторические события и карты
А) Атлас
Б) Книга
В) Брошюра
4. Кому принадлежит идея объединения карт в одну книгу:
А) Меркатору
Б) Птолемею
В) Гуттенбергу.
5. Какие из перечисленных изданий относятся к справочной литературе:
А) энциклопедии
Б) словари
В) справочники
6. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:
А) алфавитный
Б) тематический
В) смешанный
7. Какое книжное издание названо в честь древнего правителя Ливии
А) словарь
Б) атлас
В) альбом
Ключ к тесту: 1В. 2.В 3А. 4А. 5А, Б, В .6А. 7Б
Тест № 7
Тема: «Методы работы с книгой»
- Что означает термин «справочная литература»:
А) справочники
Б) словари
В) энциклопедии
2. Справочная литература нужна для того, чтобы:
А) выполнять задания учителя
Б) развивать свои знания и интересы
В) для свободного чтения.
3. Выпускают ли в нашей стране энциклопедии для детей:
А) 2 энциклопедии для детей: «Что такое. Кто такой», «Все обо всем»
Б) выпускается очень много
В) не выпускается ни одной.
4. Какая расстановка слов принята в словаре:
А) по темам
Б) по алфавиту
В) смешанная (тема- алфавит).
5. Орфографический словарь помогает ученику
А) правильно поставить ударение
Б) правильно написать слово
В) определить падеж и род.
6. Толковый словарь нужен человеку, чтобы объяснять:
А) толкование древних, старинных слов
Б) объяснять непонятные
В) учащиеся в нем не нуждаются
7. Словарь иностранных слов помогает ученику:
А) сделать перевод слова
Б) объяснить слово, пришедшее из другого языка
В) дать правильное написание.
8. Что означает сокращение А.П.У.:
А) содержание книги
Б) алфавитно- предметный указатель
В) предисловие
9. В какой из перечисленных энциклопедий отсутствует А.П. У.
А) «Все обо всем»
Б) «Что такое. Кто такой»
В) Энциклопедии издательства «Росмэн»
Ключ к тесту: 1.А,Б,В. 2.А,Б. 3.Б. 4Б. 5А,Б 6А,Б 7Б 8Б 9Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедиа проекты - средство воспитание информационной культуры школьников
Мультимедиа проекты - средство формирования информационной культуры школьниковДегтярева Л.В.г. Тюмень, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ш...
ПРОГРАММА УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества...
Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности
Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...
Формирование информационной культуры школьников
Основные задачи курса информатики при формировании информационной культуры школьников....
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»
Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...