Программа "Основы информационной культуры школьника"
методическая разработка

Казакова Ирина Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_inf._kult.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

                 Министерство Образования и Науки  Ресублики Бурятия    

                                         МБОУ Мало-Куналейская СОШ

                                        Программа курса

Основы информационной культуры современного                    школьника.

                                                   Составитель  Казакова И.И , первая  категория.

2018

Пояснительная записка.

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования требует специальной информационной подготовки подрастающего поколения и совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных ресурсов.

    Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является курс «Основы информационной культуры школьника». Он позволяет учащимся самостоятельно выявлять и использовать информационные ресурсы в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

     Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть развивающий потенциал знаний.

      Основные задачи курса:

  1. Дать представления учащимся о современных информационных технологиях
  2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.)
  3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
  4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

   

    В настоящее время в общеобразовательных учреждениях широко применяется система тестов для выявления качества полученных знаний. Поэтому автором данной программы предпринята попытка диагностирования уровня знаний учащихся по данному курсу с помощью тестов (тесты являются эффективной формой контроля). Предлагаемые тесты помогают не только проверить, но и закрепить полученные знания.

Тест № 1

Тема: «История возникновения информационных ресурсов общества»

  1. Выберите правильное определение к слову  «библиотека»:

                           А) собрание печатных и рукописных материалов;

                            Б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных ресурсов

                            В) книгохранение

2. Почему название профессии «библиотекарь» произносится и пишется в мужском роде

                        А)с древнейших времен считалось мужской профессией;

                        Б) в женском роде звучит некрасиво;

                        В) можно произносить и писать как хочешь;

3. Первая попытка древнего человека создать книгу:

                        А) узелковое письмо

                        Б) глиняные таблички

                        В) каменные книги.

4. В древние времена в Египте для письма использовали:

                        А) бересту

                        Б) папирус

                        В) глину

5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из:

                        А) папирусных свитков;

                        Б) пергаментных книг;

                        В) глиняных табличек.

6.Самая известная библиотека древности находилась:

                        А) г. Александрия, Египет;

                        Б) г. Пергам, Малая Азия;

                        В) г. Ниневия, Ассирия.

7.Наиболее сохранившийся с древнейших времен вариант книги:

                        А) узелковое письмо;

                        Б) глиняные таблички;

                        В) папирусные свитки.

8. В какой из разновидностей книг использовались разноцветные шнуры, лоскут

                        А) каменные книги;

                        Б) узелковое письмо;

                        В) глиняные таблички.

9. Материал для письма «пергамент» был сделан из:

                        А) глины;

                        Б) речного тростника;

                        В) кожи.

10. Какие книги древности считались самыми дорогими, ценными и приковывали к себе внимание

                        А) папирусные;

                        Б) пергаментные;

                        В) глиняные.

11. В Древней Руси для письма использовались:

                        А) ткань;

                        Б) береста

                        В) бумага

Ключ к тесту: 1.А, Б, В, 2. А. 3.В. 4.Б.5.В. 6.А. 7.Б. 8.Б. 9.В. 10.Б. 11.Б        

Тест № 2

Тема: «История возникновения информационных ресурсов общества»

  1. Способ печати, при котором изображение получает с плоской поверхности дерева:

А) ксерография;

Б) картография;

                        В) ксилография.

2. В какой стране были изданы первые печатные книги:

                        А) Голландия;

                        Б) Германия;

                        В) Россия.

3. Заслуга Иоганна Гуттенберга в том, что он изобрел:

                        А) Литейные формы                

                        Б) Новый способ обработки металла

                        В) Книгопечатание

4. Название форм для литья букв:

                        А) Литера

                        Б) Матрица

                        В) Пресс

5. Как называют набор букв и знаков из металла:

                        А) Касса

                        Б) Набор;

                        В) Шрифт.

6. Как называется место, где печатают книги и газеты:

                        А) Фабрика;

                        Б) Типография;

                        В) Цех.

Ключ к тесту: 1В. 2Б. 3В. 4Б. 5В. 6Б.

Тест № 3

  1. Кто из перечисленных людей изобрел « книгопечатание»:

А) Петр Мстиславец;

Б) Иоганн Гуттенберг;

В) Иван Федоров.

         

  1. Вспомните, какая страна является родиной бумаги:

А) Египет

Б) Китай;

В) Ассирия

     3.Название первой книги отпечатанной Иоганном Гуттенбергом:

                        А) Библия;

                        Б) учебник;

                        В) сказки.

     4. Первые печатные книги в России были изданы в городе:

                        А) Львов;

                        Б) Санкт- Петербург;

                        В) Москва.

    5. Первый книгопечатник на Руси:

                        А) Иван Федоров;

                        Б) Петр Мстиславец;

                        В) Иван Грозный.

  6. Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:

                        А) Апостол;

                        Б) Часовник;

                        В) Букварь.

 7. Какое наказание в Китае полагалось тому, кто попытался выдать тайну изготовления бумаги

                        А) Тюрьма;

                        Б) Изгнание;

                        В) Смертная казнь

Ключ к тесту: 1Б. 2 Б. 3А. 4В. 5А. 6А. 7В.

Тест № 4

Новые носители информации.

1. Собрание различных носителей информации носит название:

                        А) библиотека;

                        Б) архив;

                        В) медиатека.

2. Название короткометражного фильма, состоящего из отдельных кадров:

                        А) диафильм;

                        Б) диапозитив;

                        В) видеофильм.

3. Как называется диск из черной пластмассы, на котором воспроизводится запись:

                        А) грампластинка;

                        Б) магнитная лента;

                        В) лазерный диск.

4.Назовите носители информации в виде гибкой ленты, поверхность которой состоит из магнитного вещества:

                        А) фотопленка

                        Б) магнитная лента;

                        В) кинолента.

5.Какие носители информации используются в персональном компьютере:

                        А) грампластинка;

                        Б) магнитный диск;

                        В) лазерный диск.

6. Что называют традиционным носителем информации:

                        А) дискета;

                        Б) магнитная лента;

                        В) книга.

Ключ к тесту: 1В. 2А. 3А. 4Б. 5Б, В. 6В.

Тест № 5

Основные знания о книге.

  1. Слово «иллюстрация» в переводе означает наглядное изображение. С какого языка осуществляется перевод

А) греческий

Б) латинский

                                В) английский.

2. Кто из художников- иллюстраторов детских книг одновременно является и писателем ,и художником

                                А) Владимир Сутеев;

                                Б) Евгений Чарушин;

                                В) Владимир Конашевич.

3.Старейший русский художник-иллюстратор русских народных сказок

                                А) Татьяна  Маврина

                                Б) Юрий Васнецов

                                В) Иван Билибин

4. Кто из российских художников- иллюстраторов детских книг награжден специальной медалью Г.-Х. Андерсена:

                                А) Владимир Сутеев

                                Б) Татьяна Маврина

                                В) Евгений Чарушин.

5. Художник, рисующий животных называется:

                                А) пейзажист

                                Б) маринист

                                В) анималист.

6. Кто из перечисленных художников является художником – анималистом

                                А) Юрий Васнецов

                                Б) Владимир Конашевич

                                В) Евгений Чарушин.

Ключ к тесту: 1Б. 2А, Б. 3В. 4Б. 5В. 6В.

         

  Тест № 6

Тема: «Методы работы с книгой по поиску информации»

Разнообразие источников информации

  1. Книга в мягкой обложке, имеющая определенное количество страниц (от 4- 48 стр.)

А) Альбом

Б) Атлас

В) Брошюра.

  1. Как можно назвать книгу, в которой собраны репродукции картин, чертежи, фотографии.

                                        А) Энциклопедия

                                        Б) Брошюра

                                        В) Альбом

3. Как называется книжное издание, в котором собраны: географические, исторические события и карты

                                        А) Атлас

                                        Б) Книга

                                        В) Брошюра

4. Кому принадлежит идея объединения карт в одну книгу:

                                        А) Меркатору

                                        Б) Птолемею

                                        В) Гуттенбергу.

5. Какие из перечисленных изданий относятся к справочной литературе:

                                        А) энциклопедии

                                        Б) словари

                                        В) справочники

6. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:

                                        А) алфавитный

                                        Б) тематический

                                        В) смешанный

7. Какое книжное издание названо в честь древнего правителя Ливии

                                        А) словарь

                                        Б) атлас

                                        В) альбом

Ключ к тесту: 1В. 2.В 3А. 4А. 5А, Б, В .6А. 7Б

Тест № 7

Тема: «Методы работы с книгой»

  1. Что означает термин «справочная литература»:

А) справочники

Б) словари

В) энциклопедии

2. Справочная литература нужна для того, чтобы:

        А) выполнять задания учителя

        Б) развивать свои знания и интересы

        В) для свободного чтения.

3. Выпускают ли в нашей стране энциклопедии для детей:

        А) 2 энциклопедии для детей: «Что такое. Кто такой», «Все обо всем»

        Б) выпускается очень много

        В) не выпускается ни одной.

4. Какая расстановка слов принята в словаре:

        А) по темам

        Б) по алфавиту

        В) смешанная (тема- алфавит).

5. Орфографический словарь помогает ученику

        А) правильно поставить ударение

        Б) правильно написать слово

        В) определить падеж и род.

6. Толковый словарь нужен человеку, чтобы объяснять:

        А) толкование древних, старинных слов

        Б) объяснять непонятные

        В) учащиеся в нем не нуждаются

7. Словарь иностранных слов помогает ученику:

        А) сделать перевод слова

        Б) объяснить слово, пришедшее из другого языка

        В) дать правильное написание.

8. Что означает сокращение А.П.У.:

        А) содержание книги

        Б) алфавитно- предметный указатель

        В) предисловие

9. В какой из перечисленных энциклопедий отсутствует А.П. У.

        А) «Все обо всем»

        Б) «Что такое. Кто такой»

        В) Энциклопедии издательства «Росмэн»

Ключ к тесту: 1.А,Б,В. 2.А,Б. 3.Б. 4Б. 5А,Б 6А,Б 7Б 8Б 9Б

        

        

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедиа проекты - средство воспитание информационной культуры школьников

Мультимедиа проекты  - средство формирования информационной культуры школьниковДегтярева  Л.В.г. Тюмень, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ш...

ПРОГРАММА УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.  В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества...

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Формирование информационной культуры школьников

Основные задачи курса информатики при формировании  информационной культуры школьников....

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»

Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...