Занятие для педагогов «Профессиональная деформация личности»
методическая разработка

Цель: ознакомление с понятием «профессиональная деформация личности» и способами ее преодоления.

Задачи:

1. Расширить представления педагогов о видах профессиональной деформации, ее проявлениях.

2.Указать факторы, приводящие к профессиональной деформации.

3. Предложить способы профилактики и преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_vygoranie.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов «Профессиональная деформация личности»

Цель: ознакомление с понятием «профессиональная деформация личности» и способами ее преодоления.

Задачи:

1. Расширить представления педагогов о видах профессиональной деформации, ее проявлениях.

2.Указать факторы, приводящие к профессиональной деформации.

3. Предложить способы профилактики и преодоления.

При исследовании профессионального становления личности зарубежные ученые Г. Беккер, К. Зейферт, И. Ландшир, К. Роджерс, Д. Сьюпер и др. в основном обращали внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Деструктивные же изменения личности не являлись специальным предметом исследования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда происходит интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности и подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе (Руденский, 1992) [10].

Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Ниже представлены некоторые последствия, которые специалист может иметь благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что называют «профессиональной деформацией» [13].

Таблица. Воздействие профессии на личность                        

Позитивные последствия
(“личностный рост”)

Негативные последствия
(“профессиональная деформация”)

1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.
3. Способность к рефлексии.
4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.
5. Коммуникативные навыки.
6. Противостояние чужому влиянию.
7.Саморегуляция.
8. Способность к принятию и эмпатии.
9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.
10. Познавательный интерес.
11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.
2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).
3. Консультирование окружающих.
4. Принятие роли "учителя".
5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.
6. Idea fixe — "работа над собой".
7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.
8. Пресыщение общением.
9. Эмоциональная холодность.
10.  Цинизм.


Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности устоявшимися способами не может сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности, неизбежны периоды стабилизации, развитие профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов [5].  

Если эти изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, приводящие к ее дисгармоничному развитию, их можно считать профессиональными деформациями (Руденский, 1992) [10].

Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития [11, 13].

Профессиональная деформация личности, по А.В.Коваленко, Л.А. Шиканову, - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

К признакам профессиональной деформации исследователи относят:

  • нарушения в деятельности, причем называют их по-разному: должностные проступки, ошибки, нарушения дисциплины, социальных, морально-этических, правовых норм, преступления, злоупотребления и т. п.
  • профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественностью [13].

Выделяют основные детерминанты профессиональных деформаций специалиста:

  • стереотипы мышления и деятельности,
  • социальные стереотипы поведения,
  • отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация.
  • профессиональная стагнация специалиста,
  • акцентуация черт характера [13].

Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкций является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций [5].

Основываясь на анализе научной литературы и собственных исследованиях, Э.Ф. Зеер сформулировал следующие концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности:

1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие - это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала - не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.

2. Профессиональные деформации в самом общем случае - это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деформации возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении.

3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

4. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества.

5. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.

6. Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций [5].

Профессиональные деформации — это разновидность профзаболеваний, они неизбежны. Проблема заключается в их профилактике и технологиях преодоления. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации [5].

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

  • Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими.
  • Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций.
  • Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности — темперамента, способностей, характера — на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
  • деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;
  • деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);
  • деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.  Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.
  • Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом» [5].

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением [13].

Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности. Как результат специфических особенностей профессиональной деятельности, хронического воздействия больших эмоциональных нагрузок на человека с увеличением стажа работы возникает так называемый синдром «эмоционального сгорания». Термин «эмоциональное сгорание» (burnout) введен американским психиатром Фрейнденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании им профессиональной помощи [5].

Выделяют четыре фазы синдрома, каждая из которых характеризуется комплексом симптомов:

  • изменение динамики утомляемости;
  • снижение сопротивляемости к болезням;
  • ухудшение эмоциональных контактов;
  • притупление ощущений [13].

Выделяют следующие три группы факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального сгорания»:

1. Личностные факторы, увеличивающие риск «сгорания»:

  • низкая оценка специалистом значимости своей работы;
  • неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом;
  • недостаток автономности у субъекта, ориентация на поддержку;
  • агрессивность, несдержанность, ориентация на достижение своих целей любой ценой;
  • авторитаризм,   доминантность,   категоричность,    бескомпромиссность;
  • ригидность (жесткость, неспособность к изменению программы действий), инертность, негибкость;
  • «трудоголизм», т.е. те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто ищет свое призвание в работе до самозабвения.

2. Ролевые (социальные) факторы синдрома:

  • отсутствие согласованности совместных действий специалистов;
  • внутренняя конкуренция специалистов, отсутствие интеграции их усилий при необходимости работы на общий результат.

3. Организационные факторы (характер работы):

  • многочасовая, не оцениваемая должным образом работа, имеющая трудноизмеримое содержание:
  • характер руководства не соответствует содержанию работы;
  • неопределенность или недостаток ответственности.

Однако есть личностные качества, облегчающие адаптируемость, снижающие процесс «сгорания»:

  • доброжелательность, способность к эмпатии;  
  • активная стратегия «поведения преодоления» (овладение ситуацией путем ее преобразования и преодоления эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации);
  • личная  аутентичность («незакомплексованность»);

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» рассматривается в основном в двух направлениях:

  • «смягчение действия организационного фактора»
  • «работа со сгоранием» - в форме различных видов психотерапии (групповой и индивидуальной) [13].

В последнее время термин «профессиональное сгорание» стал применяться не только в смысле эмоционального истощения от работы, но и для обозначения разочарования профессиональной деятельностью [10].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций,пути самосовершенствования

Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций, пути самосовершенствованияГлавная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье дошкольников и школьников, но без заб...

Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»

В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...

Презентация к педагогическому совету по теме: "Факторы риска профессиональной деформации личности педагога"

Работая  продолжительное время в образовании , имея в течение дня колоссальный  объем времени для общения с детьми и их родителями, с учетом современных педагогических требований со стороны ...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Деформация личности учителя в процессе профессиональной деятельности

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на 4-х уровнях: а) общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех...

Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педаг...

Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика

В статье даны трактовки и характеристики деформации педагогических работников а также описываются некоторые способы психопрофилактических мер по устранению педагогической деформации....