Городской практико-ориентированный семинар "Современный детский сад: инструменты для эффективной организации образовательного процесса"
материал
На семинаре были представлены методические и игровые пособия корпорации "Российский учебник"; показан мастер-класс по использованию данных пособий для речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 586.42 КБ |
ispolzovanie_igrovyh_naborov_fryobelya_v_logopedicheskoy_praktike.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр на логопедических занятиях
с детьми дошкольного возраста.
(методические пособия корпорации «Российский учебник»)
Учитель – логопед МБДОУ «ДС «Лада»: Чен И.А.
Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас. Дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные и речевые задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Дидактические игры
Представленные дидактические игры будут полезны для логопедов и воспитателей детских садов. Материал предназначен для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.
«Собери урожай»
Цель игры: активизировать словарный запас по теме «Овощи» и «Фрукты»; упражнять детей в делении слов на слоги.
Материал: картинки: плоскостное изображение корзин со слоговыми схемами, предметные картинки – овощи и фрукты.
Ход игры:
Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к бабушке и дедушке в деревню, чтобы посмотреть, какие овощи выросли на грядках.
- А вот и бабушка с дедушкой встречают нас.
Логопед. Бабушка предлагает вам отгадать, урожай каких овощей они собрали.
- круглый, красный, сочный, полезный, мягкий …(помидор)
- овальный, зеленый, хрустящий, шершавый, твердый …(огурец)
- продолговатая, оранжевая, твердая, вкусная, витаминная …(морковь)
- круглый, горький, твердый, полезный …(лук)
- круглая, зеленая, сочная, хрустящая …(капуста)
Логопед. Ребята, вы правильно отгадали все овощи. А сейчас мы будем раскладывать их по корзинам.
- Обратите внимание, какие красивые корзины приготовила бабушка. На каждой корзинке слоговая схема. Мы по очереди будем называть овощи, определять количество слогов в каждом слове и класть овощ в нужную корзину.
Такую игру можно провести по теме «Фрукты».
«Слоговые домики»
Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги.
Материал. Плоскостные изображения домиков с окнами-кармашками для картинок. На каждом доме слоговая схема. Предметные картинки с изображением сказочных героев – Волк, Карлсон, Незнайка, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах и другие.
Ход игры.
Логопед. К нам в гости пришли сказочные герои. Назови их.
Ребенок. Волк, Карлсон, Мальвина, Буратино, Айболит.
Логопед. Гостей нужно «поселить» в домики. Определи количество слогов в каждом слове и «посели» героя в нужный домик.
Ребёнок (проговаривает и прохлопывает количество слогов)
- «Карл-сон» - два слога (ставит картинку в кармашек домика №2)
- «Волк» - 1 слог (ставит картинку в кармашек домика №1).
- «Маль-ви-на» – в этом слове три слога (ставит картинку в кармашек домика №3)
- «Бу-ра-ти-но» - в слове четыре слога (ставит картинку в кармашек домика №4)
Можно использовать «звуковой паровозик»
(В вагоны распределяются картинки в зависимости от количества слогов)
Дидактическая игра «В каком домике живет картинка?»
Перед ребенком дидактическое пособие «Звуковой домик» логопед уточняет , что на крыше домика красного лежит главная картинка + символ-цвет, а к ним нужно подобрать картинки с соответсвующим звуком и разместить их в окошки ( на дифференциацию берется два домика .)Контролируя артикуляцию, перед зеркалом соотносим звук с цветом.
Дидактическая игра : «Определи , какой звук твёрдый или мягкий»
Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)
«Цветные шары»
Цель: Научить детей подбирать картинки-пары, называя единственное и множественное число , соотнося окончания существительных и числительных.
Описание игры: Логопед раздаёт большие картинки с мн .числом , ребенок находит пару и называет ед ч. и мн число сущ.
Дидактическая игра « Собери бусы»
Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.
Описание игры : Дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок есть заданный звук.
Игры на развитие речевого выдоха(Лабиринт).
Описание игры : Перед ребенком пособие лабиринт, в начале лабиринта лежит бомбентонный шарик, ребенок с помощью воздушной струи дует на шарик чтобы он покатился и вышел из лабиринта.
«Прятки на полянке»
Цель: Автоматизация звука, ориентация в пространстве, развитие памяти.
Описание игры: Какой звук спрятался под цветочком спряталась, верхнем правом углу? В первом ряду посередине? В левом нижнем углу? и т.д. (ребенок откручивает и называет звук)
«Говорим слово, наматываем ленту»
Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.
Описание игры: ребёнок произносит слово по слогам, на каждый слог наматывает один кружок ленты.
«Помоги мышке добраться до сыра»
Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук.
Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова(название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.
«Собери по смыслу пару»
Цель: Определять первый звук в словах и сравнивать слова, учить соединять слова по смыслу, развивать логическое мышление .
Описание игры: Ребёнок соединяет между собой картинки, которые начинаются на одинаковый звук « Поймай первый звук»; Ребёнок соединяет между собой картинки по смыслу («Кто, что ест?», «Съедобное», «Найти детёнышей»…)
«Домино»
Цель: Научить детей подбирать картинки-пары, называя единственное и множественное число , соотнося окончания существительных и числительных.
Описание игры: Логопед раздаёт картинки,дето играют по принципу домино соотнося пары и называет ед ч. и мн число сущ.
«Назови предмет»
Цель: Узнать предмет по силуэту, определить какой звук объединяет данную группу предметов (В одном яичке 5картинок)
Описание игры: детям раздают «киндер сюрприз», в них картинки на определённый звук. Ребёнок определяет, какой звук на его картинке
Предварительный просмотр:
Использование игровых наборов Фрёбеля
в логопедической практике с детьми раннего возраста.
Учитель – логопед МБДОУ «ДС «Лада»:
Чен Инна Александровна
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области. Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фребель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами), а так же методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.
Применение набора.
Подборка дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые можно применять для развития речи.
Игры на формирование грамматического строя речи,
ее связанности при построении развернутого высказывания.
Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море
Игра «Подарки». Дети делятся на 2 подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются детям одной из подгрупп, 2-ая подгруппа — получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,...желтое солнечное настроение...»
Игра «А сколько у тебя?» в начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8), а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.
Игра «Радуга» (модуль 10) Описание игры: дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д.
Игра «Волшебные превращения» На столе лежат фигуры (модуль 7), детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д.
Игры на формирование словаря.
В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.
Игра «Подбери слово-действие»
Сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.
Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
Игра «Подбери признаки к словам»
День весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
Игры на формирование звуковой культуры речи.
Игра «Пчелы и змеи»
Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.
Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»).
Игра «Гусеница»
Цель: учить подбирать слова с заданным звуком
Назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета..
Игра «Выложи звуковую схему слова»
Цель: учить выполнять звуковой анализ слов
Игра «Бусы для мамы»
Цель: автоматизация звука «С».
- Проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово — нанизывай бусину на шнурок.
Игры на формирование фонематического восприятия.
Игра «Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8).
Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д.
Игра «Дорожки»
Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
- Посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое?
Игра «Музыкальная дорожка»
Цель: Развитие слухового восприятия.
- Логопед простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука.
Игры на развитие мелкой моторики.
Игра «Танец кубиков»
Перед детьми располагается лист — схема, по которой нужно выложить узор.
Игры на развитие пространственных отношений.
У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. Игры помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления
Дети выполняют задание по инструкции, например:
В правую руку свой мячик возьми,
И перед грудью его подержи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись!
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с ТНР должны учитываться не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.Применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения как средства эффективной организации образовательного процесса
Введение2. Теоретическая база опыта3. Технология опыта3.1. Активные методы перво...
"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".
Активные методы обучения позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...
"Расписание уроков как фактор эффективной организации образовательного процесса"
Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно–воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим раб...
Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...
Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
Презентация к докладу: "Современный урок: эффективная организация образовательного процесса". В презентации сравнивается традиционный урок и современный. Рассматриваются основные аспекты сов...
Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса
Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...
«Современный урок: методика преподавания биологии для эффективной организации образовательного процесса»
Одной из главных задач в преподавании биологии на сегодняшний день является, достижение высоких результатов в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, путем их заинтересованности в изучае...