Городской практико-ориентированный семинар "Современный детский сад: инструменты для эффективной организации образовательного процесса"
материал

На семинаре были представлены методические и игровые пособия корпорации "Российский учебник"; показан мастер-класс по использованию данных пособий для речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических  игр на логопедических занятиях

с детьми дошкольного возраста.

(методические пособия корпорации «Российский учебник»)

                                                                   

         Учитель – логопед МБДОУ «ДС «Лада»: Чен И.А.

Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас. Дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные и речевые задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Дидактические игры

Представленные дидактические  игры будут полезны для логопедов и воспитателей детских садов. Материал предназначен для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.

«Собери урожай»

Цель игры: активизировать словарный запас по теме «Овощи» и «Фрукты»; упражнять детей в делении слов на слоги.

Материал: картинки: плоскостное изображение  корзин со слоговыми схемами, предметные картинки – овощи и фрукты.

 https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_6544738bd10869b13ac62ae7831483e3.jpg.jpg                        https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_de22a37bdb2b227a7b95d1105bd220fa.jpg.jpg

Ход игры:

Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к бабушке и дедушке в деревню, чтобы посмотреть, какие овощи выросли на грядках.

- А вот и бабушка с дедушкой встречают нас.

                                       https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_e433e74f9c9fbfb2817c6952b1a5a719.jpg.jpg

Логопед. Бабушка предлагает вам отгадать, урожай каких овощей они собрали.

- круглый, красный, сочный, полезный, мягкий …(помидор)

- овальный, зеленый, хрустящий, шершавый, твердый …(огурец)

- продолговатая, оранжевая, твердая, вкусная, витаминная …(морковь)

- круглый, горький, твердый, полезный …(лук)

- круглая, зеленая, сочная, хрустящая …(капуста)

Логопед. Ребята, вы правильно отгадали все овощи. А сейчас мы будем раскладывать их по корзинам.

- Обратите внимание, какие красивые корзины приготовила бабушка. На каждой корзинке слоговая схема. Мы по очереди будем называть овощи, определять количество слогов в каждом слове и класть овощ в нужную корзину.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_2c988cc7f415a1332b6453956cb98ea1.jpg.jpg                             https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_8c455921375d66cd8246d73d37a02483.jpg.jpg   

Такую игру можно провести по теме «Фрукты».

«Слоговые домики»

Цель игры:  упражнять детей в делении слов на слоги.

Материал.  Плоскостные изображения домиков с окнами-кармашками для картинок. На каждом доме слоговая схема. Предметные картинки с изображением сказочных героев – Волк, Карлсон, Незнайка, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах и другие.

Ход игры.

Логопед. К нам в гости пришли сказочные герои. Назови их.

Ребенок. Волк, Карлсон, Мальвина, Буратино, Айболит.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_488498517c5327975e7832525caae386.jpg.jpg

Логопед. Гостей нужно «поселить» в домики. Определи количество слогов в каждом слове и «посели» героя в нужный домик.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_6b6a3327cea8c2566dfcf3296daf34c7.jpg.jpg            https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_f144d44deb0ddb08af4498aafe323df1.jpg.jpg               

Ребёнок (проговаривает и прохлопывает количество слогов)

- «Карл-сон» - два слога (ставит картинку в кармашек домика №2)

- «Волк» - 1 слог (ставит картинку в кармашек домика №1).

- «Маль-ви-на» – в этом слове три слога (ставит картинку в кармашек домика №3)

- «Бу-ра-ти-но» - в слове четыре слога (ставит картинку в кармашек домика №4)

  https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_3691aa1cb62c539552cac0131d2c6f81.jpg.jpg        https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_0e0465f2f779dfd79fcd69924ef9d42d.jpg.jpg

Можно использовать «звуковой паровозик»

(В вагоны распределяются картинки в зависимости от количества слогов)

C:\Users\User\Desktop\Фото по РППС\IMG_20200911_135334.jpg

Дидактическая игра  «В каком домике живет картинка?»

Перед ребенком дидактическое пособие «Звуковой домик»  логопед уточняет , что на крыше домика красного лежит главная картинка + символ-цвет, а к ним  нужно подобрать картинки с соответсвующим звуком и разместить их в окошки ( на дифференциацию берется два домика .)Контролируя артикуляцию,  перед зеркалом соотносим звук с цветом.

Дидактическая игра  : «Определи , какой звук твёрдый или мягкий»

 Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)

«Цветные шары»

Цель: Научить детей подбирать картинки-пары, называя единственное и множественное число , соотнося окончания существительных и числительных.

Описание игры: Логопед раздаёт большие картинки с мн .числом , ребенок находит пару и называет ед ч. и  мн число сущ.

Дидактическая игра « Собери бусы»

Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.

Описание игры : Дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок  есть заданный звук.

Игры на развитие речевого выдоха(Лабиринт).

Описание игры : Перед ребенком пособие лабиринт, в начале лабиринта лежит бомбентонный шарик, ребенок с помощью воздушной струи дует на шарик чтобы он покатился и вышел из лабиринта.

«Прятки на полянке»

Цель: Автоматизация звука, ориентация в пространстве, развитие памяти.

Описание игры: Какой звук спрятался под цветочком спряталась, верхнем правом углу? В первом ряду посередине? В левом нижнем углу? и т.д. (ребенок откручивает и называет  звук)

«Говорим слово, наматываем ленту»

 Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.  

   Описание игры: ребёнок произносит слово по слогам, на каждый слог наматывает один кружок ленты.

«Помоги мышке добраться до сыра»

Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук.

Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова(название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.

«Собери по смыслу пару»

Цель: Определять первый звук в словах  и сравнивать слова, учить соединять слова по смыслу, развивать логическое мышление .

Описание игры: Ребёнок соединяет между собой картинки, которые  начинаются на одинаковый звук « Поймай первый звук»; Ребёнок соединяет между собой картинки по смыслу («Кто, что ест?», «Съедобное», «Найти детёнышей»…)

«Домино»

Цель: Научить детей подбирать картинки-пары, называя единственное и множественное число , соотнося окончания существительных и числительных.

Описание игры: Логопед раздаёт  картинки,дето играют по принципу домино соотнося пары  и называет ед ч. и  мн число сущ.

«Назови предмет»

Цель: Узнать предмет по силуэту, определить какой звук объединяет данную группу предметов (В одном яичке 5картинок)

Описание игры: детям раздают «киндер сюрприз», в них картинки на определённый звук. Ребёнок определяет, какой звук на его картинке

     



Предварительный просмотр:

Использование игровых наборов Фрёбеля

в логопедической практике с детьми раннего возраста.

                                                 Учитель – логопед МБДОУ «ДС «Лада»:

                           Чен Инна Александровна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области. Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фребель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами), а так же методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.

Применение набора.

 Подборка дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые можно применять для развития речи.

Игры на формирование грамматического строя речи,

ее связанности при построении развернутого высказывания.

Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль): Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море

Игра «Подарки». Дети делятся на 2 подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются детям одной из подгрупп, 2-ая подгруппа — получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,...желтое солнечное настроение...»

Игра «А сколько у тебя?» в начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8), а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.

Игра «Радуга» (модуль 10) Описание игры: дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, белый — снег, мел, сахар и т.д. Желтый — руль, кубик; желтое — солнце, и т.д.

Игра «Волшебные превращения» На столе лежат фигуры (модуль 7), детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочки для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т.д.

Игры на формирование словаря.

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.

Игра «Подбери слово-действие»

Сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.

Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

Игра «Подбери признаки к словам»

День весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

Игры на формирование звуковой культуры речи.

Игра «Пчелы и змеи»

Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.

Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р»), или коров (мычат «му-му-му»).

Игра «Гусеница»

Цель: учить подбирать слова с заданным звуком

 Назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета..

Игра «Выложи звуковую схему слова»

Цель: учить выполнять звуковой анализ слов

Игра «Бусы для мамы»

Цель: автоматизация звука «С».

  - Проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово — нанизывай бусину на шнурок.

Игры на формирование фонематического восприятия.

 Игра «Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8).

Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т.д.

Игра «Дорожки»

 Цель: отработка навыка деления слов на слоги.

- Посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое?

Игра  «Музыкальная дорожка»

Цель: Развитие слухового восприятия.

- Логопед простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука.

Игры на развитие мелкой моторики.

Игра «Танец кубиков»  

Перед детьми располагается лист — схема, по которой нужно выложить узор.

Игры на развитие пространственных отношений.

У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности.  Игры помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления

 Дети выполняют задание по инструкции, например:

В правую руку свой мячик возьми,

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись!

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с ТНР должны учитываться не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.Применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения как средства эффективной организации образовательного процесса

Введение2.       Теоретическая база опыта3.       Технология опыта3.1.         Активные методы перво...

"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".

Активные методы обучения  позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и  осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...

"Расписание уроков как фактор эффективной организации образовательного процесса"

Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно–воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим раб...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

Презентация к докладу: "Современный урок: эффективная организация образовательного процесса". В презентации сравнивается традиционный урок и современный. Рассматриваются основные аспекты сов...

Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса

Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...

«Современный урок: методика преподавания биологии для эффективной организации образовательного процесса»

Одной из главных задач в преподавании биологии на сегодняшний день является, достижение высоких результатов в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, путем их заинтересованности в изучае...