"Расписание уроков как фактор эффективной организации образовательного процесса"
статья на тему
Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно–воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллективов, администрации и всей школы в целом.
Оно должно соответствовать основным целям и устремлениям школы, ее общей ориентации на качество образования, учитывать психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей. Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя основного расписания.
В данной статье можно проследить рациональность варианта расписания на примере школы.
Составление расписания – это очень серьезный труд, требующий знаний, умений и достаточно большого количества времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_raspisanie_urokov.rar | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Расписание уроков
как фактор эффективной организации
образовательного процесса
Выполнила:
Дозморова О.Б.,
диспетчер по расписанию
МОУ «СОШ №16»
Пермь 2012
Содержание
Введение
1.Расписание учебных занятий как феномен управления
1.1.Расписание занятий. Что это такое?
1.1.Основные требования к составлению расписания
1.3.Алгоритм подготовки расписания уроков
2.Исследование рациональности расписания уроков на 2011-2012 учебный год в МОУ «СОШ №16»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Перед современным руководителем образовательного учреждения остро встает вопрос выбора путей развития школы на инновационный путь. Однако построить эффективно работающую систему непросто. Для этого необходимо учесть и создать условия, позволяющие сформировать в школе такую среду, которая была бы и обучающей, и развивающей, и сохраняющей здоровье ребенка. Одним из условий реализации подобной стратегии является рационально составленное расписание уроков.
В настоящее время российская школа находится на пути преобразования: осуществляется переход к вариативному, развивающему образованию, образованию по выбору, профильному обучению: когда учитель может выбирать, чему и как учить, а ученик – чему и у кого учиться.
В практику работы образовательных учреждений Российской Федерации вошел примерный базисный учебный план, в котором предусмотрены три составляющих компонента: федеральный, региональный и школьный.
При имеющейся в современных условиях возможности инновационной деятельности, создания авторских программ, изменения выбора предметов и введения новых дисциплин, включаемых в учебный план образовательного учреждения, а так же изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет регионального и школьного компонентов примерного базисного учебного плана возникает опасность перегрузки учащихся.
МОУ «СОШ №16» - школа с большим количеством учащихся (1300 детей).
Учебный план 5-11 классов составлен на основе Базисного плана ОУ Российской Федерации, а также использованы рекомендации департамента образования Пермской области «О введении регионального компонента в учебные планы и образовательные программы».
Специфика содержания образования определяется Программой развития школы «Формирование персональной экологической культуры учащихся как составляющей гражданского воспитания и здоровьесбережения».
План школы рассчитан на 6-дневную рабочую неделю. На средней и старшей ступени занятия ведутся в 1 смену.
Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание значимости физического самосовершенствования, овладение социально-психологической компетентностью осуществляется средствами преподавания таких предметов, как культура здоровья, культура движения (3-ий час физкультуры), экология, конфликтология.
В рамках локального школьного эксперимента по предпрофильному и профильному обучению в школе проходит апробация курсов по выбору в 9 классах (филология, информационные технологии, психология) и освоение предметов на уровне В (математика, экономика) в 11 классах. Предпрофильные курсы направлены на приобретение позитивного опыта, опыта взаимодействия, опыта среды, самооценки и самоопределения посредством пробы своих сил, потенциальных возможностей и перспектив в той и другой предметной области.
Дополнительные возможности расширенного обучения, повышающего базовый уровень, создает гимназический компонент (5г, 6г, 7а классы). Данный компонент предусматривает изучение дополнительных предметов, содействующих активной социальной адаптации, базовой подготовке по основным направлениям ИКТ, повышению уровня общей культуры.
В связи с этим в нашем образовательном учреждении возникла проблема поиска научно обоснованных путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, проблема его организации с целью устранения этого нежелательного явления.
Как избежать перегрузки в условиях школы с большим контингентом учащихся и недельным количеством предметов? Как оптимизировать организацию образовательного процесса в таком учебном заведении как школа №16?
Целью моей работы являлся анализ рациональности варианта расписания занятий в МОУ «СОШ №16», как одного из важнейших организационных документов, способствовавших эффективной организации учебного процесса.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи: 1)Выявить особенности феномена расписания уроков в современных условиях и основные требования к нему;
2)Обобщить данные исследования рациональности расписания уроков в МОУ «СОШ №16» на 2011-2012 учебный год.
1.Расписание занятий как феномен управления.
1.1.Расписание занятий. Что это такое?
Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно–воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллективов, администрации и всей школы в целом.
В работе по данному вопросу необходимо руководствоваться Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.-576-96
Рациональность расписания зависит от целого ряда общедидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и прочих условий.
В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения, создает оптимальные условия для деятельности педагогического и ученического коллективов.
Оно устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, всего учебного года, определяет характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашних занятий и труд учителей по подготовке к урокам. На его основе организуется работа библиотеки, дежурство учителей и учащихся по школе, родительские собрания, внеклассная и внешкольная работа, деятельность ученических общественных организаций и т.д.
Рационально составленное расписание занятий способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей, оптимальному использованию кабинетов, мастерских и других учебных помещений школы. Оно способствует осуществлению тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, организации внеклассной и внешкольной работы, вносит плановое начало во все виды многогранной работы образовательного учреждения.
1.2.Основные требования к составлению расписания уроков
Расписание уроков составляется на основе разработанного в школе учебного плана. Оно позволяет рационально распределить время обучающихся и педагогов, преодолеть их перегрузки и способствовать поддержанию хорошего самочувствия участников образовательного процесса. При составлении расписания занятий необходимо учесть многие факторы: психофизиологические особенности возраста обучающихся, санитарно – гигиенические нормы, сложность учебных предметов, особенности содержания образования в данной школе, интересы и пожелания школьников и педагогов.
Известно, что работоспособность учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем характерно, что она зависит и от возраста ученика. Мы руководствовались данными взятыми из книги «Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе» под редакцией Г.Н.Сердюковской и С.М.Громбаха, где были приведены колебания работоспособности.
Таблица 1. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки
Класс | Продуктивный урок | Непродуктивный урок |
1-2 | 1(↑), 2(↓), 4(↓) | 3(↑) |
3-5 | 1(↓),2(↓), 3(↓) | 4(↓) |
6-7 | 1(↓), 2(↓), 3(↓), 5(↓) | 4(↑), 6(↓) |
8 | 1(↑), 2(↓), 3(↓), 5(↓) | 4(↑), 6(↓) |
9 | 1(↓), 2(↓), 3(↓), 5(↓) | 4(↑), 6(↓) |
10 | 1(↓), 2(↓), 3(↓), 5(↑), 6(↑) | 4(↑) |
11 | 1(↑), 2(↓), 3(↓), 4(↑),6(↓) |
Примечание: Стрелки после цифр означают падение (↓) или рост (↑) работоспособности учащегося на соответствующем уроке. Так выражение «1 ( ↑ )» означает, что работоспособность учащегося на первом уроке возрастает от его начала к концу.
Таблица 2. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели
Классы | Благоприятные дни | Неблагоприятные дни |
1-4 | вторник, среда, четверг | понедельник, пятница, суббота |
5 | понедельник, вторник | среда, суббота |
6 | вторник, четверг, пятница, суббота | понедельник, среда |
7-8 | вторник, среда, четверг, суббота | понедельник, пятница |
9-11 | среда, четверг, пятница | понедельник, вторник, суббота |
Эти данные о дневном и недельном циклах изменения работоспособности учащихся позволяют принять меры, направленные на сохранение ее высокого уровня во время прохождения учебного процесса.
Кроме того, общеизвестно, что работоспособность учащегося во второй половине дня, хотя и подвержена аналогичным колебаниям, но в общем ниже, чем в первой.
Поэтому в образовательном учреждении рационально распределение классов по сменам с учетом возрастных особенностей при условии |обучения, где максимальное количество учащихся задействовано в первую смену.
При этом в связи с повышенной трудностью работы первых и выпускных (9-11) классов учащиеся этих классов должны заниматься только в первую смену.
Стоит также продумать и возможность смены учащихся, занимающихся во вторую смену, по четвертям и полугодиям.
В нашем учебном заведении есть возможность обучения в одну смену, что касается средней и старшей ступеней обучения и это, на мой взгляд, большой плюс.
При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень утомляемости учащихся определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее, или оставить на прежнем уровне.
Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем те же уроки, но разделенные уроком другого предмета, не близкого им.
То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов.
Современными научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для учащихся среднего и старшего возраста на 2, 3, 4-х уроках должны проводиться основные предметы. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели; остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в школьное расписание включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствует и правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» предметов. Хотя понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны. Нельзя утверждать с полной определенностью, что данный предмет для всех учащихся данного класса является «трудным» или «легким». Здесь многое зависит от психики ученика, его познавательных интересов и способностей, от возраста. Также большое значение имеет и методическое мастерство учителя, характер его взаимоотношений с классом в целом и каждым учеником в отдельности. «Трудность» и «легкость» предмета не исчерпывается только его названием, ибо внутри каждого предмета, будь то «трудный» или «легкий», есть как «трудные», так и «легкие» темы.
Тем не менее, при всей условности и относительности этих понятий, в педагогической практике школьные учебные предметы по степени трудности принято делить по степени трудности принято делить на 4 группы:
- Русский язык, родной язык, математика, общая биология, физика (9-11 кл.), иностранный язык;
- Природоведение, биология (6-9 кл.), физическая география, физика (7-8 кл.), химия, астрономия;
- Литература, история, обществоведение, экономическая география, черчение;
- Трудовое обучение, физическая культура, музыка, ИЗО, ОБЖ.
С другой стороны, для каждого возраста есть свои особенности восприятия предмета. Так, «трудными» предметами для разных параллелей являются:
- 5 класс – история, литература, русский язык;
- 6-7 класс – география, история, биология, литература, физика, русский язык;
- 8-9 класс – химия, география, иностранный язык, литература;
- 10 класс – химия, география, литература, физика;
- 11 класс – литература, химия.
Кроме того, «трудным» предметом для восприятия учащихся практически всех возрастных групп является математика; уроки этого предмета также желательно ставить на часы более высокой работоспособности. Также «трудными» являются те дисциплины, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении (физика в 7 кл., химия в 8 кл. и т.д.).
На утомляемость значительно влияет степень психофизиологического напряжения, которое требуется для усвоения тех или иных элементов учебной программы. Здесь отмечаются следующие факторы:
- объем сообщаемой учащимся информации, направленной на восприятие и дальнейшую ее переработку;
- сложность учебного материала;
- степень новизны учебного материала;
- тип урока и его структура методическое мастерство преподавателя;
- эмоциональное состояние ученика;
- степень интереса к предмету;
- взаимоотношения класса и учителя, ученика и учителя;
- санитарное состояние учебных помещений.
Общеизвестно, что развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности учащихся, атмосфера доброжелательности и внимания со стороны учителя на уроке, высокий эмоциональный фон – все это способствует тому, что даже самый трудный предмет становится понятным и доступным для его усвоения даже в неблагоприятный день и на непродуктивном уроке. Следует учитывать также, что для каждого конкретного ученика трудность и легкость усвоения учебного предмета зависит в значительной степени от способностей и склонностей этого ученика.
Таким образом, при составлении расписания необходим учет степени профессионального мастерства учителя, стиля и методов его работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, направленности каждого класса на предметы гуманитарного или естественного цикла.
На степень утомляемости учащихся также влияют соотношение между объемом изученного материала на уроке и объемом заданного на дом, объем домашних заданий по каждому учебному предмету и общий объем заданного.
Научными исследованиями установлено, что наиболее эффективная продолжительность выполнения домашних заданий (общее время подготовки домашних заданий) для учащихся разных параллелей составляет:
- 5 класс – 1,5 – 2 часа
- 6-8 классы – 2 -2,5 часа
- 9-11 классы – 3 часа
В настоящее время единственным инструментом, который гигиенисты предлагают для оптимизации школьного расписания, является шкала трудности, предложенная более четверти века И.Г. Сивковым (1975г.), но, во-первых, эта шкала не учитывает всех перемен в содержании образования: появление новых предметов и технологий, обновление многих разделов учебных дисциплин. Во-вторых, она едина для всего периода обучения. В связи с этим было проведено медико-социологическое исследование с использованием специально разработанной анкеты, в котором приняли участие около 1500 учащихся общеобразовательных школ России. На основе полученных результатов разработаны новые шкалы трудности для каждой возрастной группы среднего и старшего звена.
Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для учащихся
5-9-х классов.
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | - | - | - | 10 | 12 |
Геометрия | - | - | 12 | 10 | 8 |
Физика | - | - | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | - | - | 10 | 9 | 7 |
Экономика | - | - | - | - | 11 |
Черчение | - | - | - | 5 | 4 |
Биология | - | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | - | - | - |
Русский язык | 10 | 12 | 11 | 11 | 10 |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | - |
Природоведение | 7 | - | - | - | - |
География | - | 7 | 6 | 6 | 5 |
Граждановедение | 6 | 10 | 9 | 3 | - |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | - |
Физкультура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | - |
Информатика | 2 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учащихся
10-11-х классов.
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
Физика | 12 |
Геометрия, химия | 11 |
Алгебра | 10 |
Русский язык | 9 |
Литература, иностранный язык | 8 |
Биология | 7 |
Информатика, экономика | 6 |
История, обществознание | 5 |
Астрономия | 4 |
География, экология | 3 |
ОБЖ | 2 |
Физкультура | 1 |
Шкалы в обновленном виде могут быть использованы для распределения общеобразовательных нагрузок в течение дня и недели в зависимости от работоспособности и возраста учащихся.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели (понедельник и субботу) или когда оно одинаково во все дни недели.
Гигиенические требования к составлению расписания занятий в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и наличие динамического компонента во время занятий.
Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, трудового обучения, музыки и ИЗО. Это наименее утомительные уроки, при правильном чередовании их с уроками предметов гуманитарного и естественно-математического цикла, они снимают возникшее на предшествующих занятиях утомление. Такое переключение деятельности служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность, как в течение рабочего дня, так и всей учебной недели.
Также большое значение для снижения уровня утомляемости учащихся и создания комфортных условий для их обучения имеет рационально организованный режим учебного дня.
Так, например, работоспособность учащихся на уроке, проводимом после большой перемены, несколько возрастает.
Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» имеет большое количество классов при большой наполняемости, поэтому питание учащихся осуществляется по такой схеме: на первой и второй перемене – начальная школа, 5-8 классы – на третьей перемене, 9-11 классы – на четвертой перемене.
Расписание звонков имеет следующий вид:
Начало урока | Окончание урока | Длительность перемены |
8. 30 | 9.10 | 10 |
9. 20 | 10. 00 | 20 |
10. 20 | 11. 00 | 15 |
11. 15 | 11. 55 | 10 |
12. 05 | 12. 45 | 10 |
12. 55 | 13. 35 | 10 |
13. 45 | 14. 25 |
Следует отметить, что длительность перемены менее 10 минут не целесообразно и не оправдывает себя.
В связи с перечисленными пожеланиями расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
- Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения высокоэффективного труда учащихся, для чего:
- обеспечить строгий учет требований гигиены умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их работоспособности;
- учесть сложность учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете эффективности их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом;
- строгое выполнение норм, регулирующих учебную нагрузку учащихся.
- Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
- Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя, не допускать снижения его работоспособности как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели, для чего необходимо:
- предусматривать в расписании «окна» для рационального использования сил педагогов, организации взаимного посещения уроков преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя в качестве классного руководителя, на случай заболевшего учителя;
- учитывать психологический настрой учителя при чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;
- предоставлять по возможности учителю методический день для повышения его педагогического мастерства;
- Необходимо учесть материально-технические условия:
- предоставить всем учащимся и учителям равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах ОУ, спортивном зале, учебных мастерских и т.д.
- создать условия для активного использования на занятиях технических средств обучения, в том числе телевидения и ЭВМ.
- Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ.
1.3.Алгоритм подготовки расписания уроков
Решение каждого частного вопроса в ходе работы над расписанием необходимо рассматривать е точки зрения целесообразности организации учебно-воспитательного процесса. С точки зрения этого же критерия надо оценивать и пожелания, и предложения учителей к расписанию занятий. В конечном счете, составитель расписания должен помнить, что расписание уроков преследует, прежде всего, цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для ученика и учителя и составляется только исходя из требований организации нормального режима работы образовательного учреждения.
Предлагаются различного рода макеты для составления расписания: на магнитной основе, фишечные и другие. Сейчас появляются различные программные средства составления расписания, позволяющие сделать эту работу с помощью компьютера; например «Хронограф 3.0 Мастер» (интерактивная автоматизированная среда составления расписания и оперативного управления учебным процессом).
Но трудности остаются: макеты громоздки и неудобны в пользовании, основаны на методе простой перестановки, что является весьма неэффективным и очень долгим процессом; программы несовершенны, они не позволяют учесть весь комплекс требований к расписанию и не учитывают особенности данного учебного заведения, хотя использование информационных технологий и компьютерной техники для составления школьного расписания существенно расширяет возможности применения шкал трудности, сочетая принципы здоровьесбережения с возможностями администрации и педагогического коллектива школы.
Что касается нашей школы, мы пытались использовать программу «ХРОНОГРАФ 3.0 МАСТЕР».
Преимущества этой программы в том, что она содержит все данные об учреждении образования, недельную сетку часов, данные о преподавателях, информацию о кабинетах, распределение нагрузки, график работы преподавателей. Кроме этого, она автоматиче6ски составляет расписание уроков и ведет тетрадь замены в связи с отсутствием педагогов (больничный лист, курсовая подготовка и т. д.).
Следует отметить, что для нашей школы эта программа не совсем приемлема, т.к. существует ряд факторов, препятствующих этому:
- В образовательном учреждении обучается более 1000 учеников
- Не хватает кабинетов
- Учителя – совместители и др.
- Педагоги – пенсионеры
- УПК в старших классах и др.
Поэтому программа поэтапно отказывается от тех или иных пунктов составления расписания уроков. Сначала исключает нормы СанПиН; далее не считает нужным сдваивать такие учебные предметы, как технология; не сохраняет методические дни за некоторыми педагогами и др.. Таким образом, ХРОНОГРАФ не идет в условиях большой школы.
Следует отметить, какой бы современной и технологичной ни была компьютерная программа, она не в состоянии учесть главный человеческий фактор в работе учебного заведения, который сохраняется при составлении расписании уроков методом ручной перестановки.
Компьютерная программа – это шаг вперед, если ее подвергнуть некоторым изменениям и внести коррективы.
Для составления расписания методом перестановки необходимо:
- Подготовить необходимые документы и вспомогательные материалы:
- Учебный план
- Сведения о количестве классов
- Сведения о кабинетах и о закреплении их за учителями
- Приказ о распределении учебной нагрузки
- Приказ о закреплении классного руководства
- Сведения о планируемом прохождении педагогами курсов повышения квалификации (для предоставления методического дня)
- Личные пожелания учителей (методический день, сдвоенные уроки, наличие «окон»)
- Макет таблицы расписания
- Бирки разных цветов (цвет соответствует какому – либо учителю)
- Занести в таблицу данные об учителях и разместить в ней количество бирок, соответствующее количеству уроков согласно тарификации.
- Ориентировочно расставить методические дни для учителей.
- Расставить предметы, относящиеся к группе легких и ниже средней трудности.
- Расставить предметы, требующие спаренной расстановки, а также нагрузку учителей, требующую строгой регламентации.
- Расставить предметы групп повышенной трудности.
- По мере расстановки оставшихся предметов провести корректировку расписания.
- По составленному расписанию учителей написать расписание для учащихся.
Расписание занятий должно соответствовать основным целям и устремлениям школы, ее общей ориентации на качество образования, учитывать психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей. Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя основного расписания.
Расписание занятий в ОУ является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллективов, администрации и всей школы в целом.
2.Анализ рациональности расписания уроков в МОУ «СОШ №16» на 2011-2012 учебный год
Для получения более полной информации о рациональности составленного расписания было проведено:
а) анкета для учителей
б) оценка расписания уроков по ранговой шкале трудности
Анкетирование учителей
Объект исследования – расписание уроков второй четверти 2-3 ступеней методом простой перестановки.
Анализ анкет проводился в трех аспектах:
- Понимание процесса составления расписания
- Расписание с точки зрения целесообразности учебно-воспитательного процесса
- Оценка расписания, составленного методом перестановки
После обработки анкет получены следующие результаты:
В анкетировании приняли участие учителя школы – 33 человека, работающие на 2 и 3 ступени, что составило 78,6 % от списочного состава.
С точки зрения понимания процесса составления расписания, проведенный опрос показал: абсолютное большинство 100 % считают составление расписания трудоемким процессом.
Если рассматривать расписание с точки зрения оптимизации учебного процесса, то результаты тестирования выглядят следующим образом:
75,8 % прошенных считают, что при составлении расписания в первую очередь должна учитываться нормы СанПиН, а только потом нагрузка учащихся(33,3 %) и интересы педагогов(18,2 %).
81,8 % считают, что для составления расписания необходимо использовать компьютерные программы, чтобы облегчить процесс составления.
Понимание того, что невозможно вести 6,7 уроков в день высказали 15,6 % всех опрошенных, но в то же время 33,3 %допускают 7 урок в расписании, а 18,8 % указывают на эффективность 7-го урока.
78,8 % считают, что необходимо предоставлять методический день учителю, имеющему нагрузку более 1,5 ставки и более, а это как раз при наличии методического дня получается 6 часов и более в день.
87,5 % опрошенных согласны с тем, что в старших классах эффективны сдвоенные уроки.
«Окна» учителей – это производственная необходимость считают 81,8 % педагогов, но все же18,2 % думают, что это недостаток составления расписания. 48,5 % допускают 1«окно» в течение дня, 24,2 % - 2 «окна», 27,3 % - сколько продиктовано необходимостью.
Что касается оценки расписания, то результаты анкетирования следующие: 96,9 % считают, что их пожелания учитываются при составлении расписания.
Удовлетворены расписанием на текущую учебную четверть (3четв.) 97 %.
Анализ проведенного анкетирования позволил выделить слабые и сильные стороны одного из важных элементов организации учебного процесса – школьного расписания.
Большинство учителей, независимо от их возраста, учебной нагрузки, понимают, насколько сложно составить расписание. С разной степенью понятия относятся учителя к технологии составления расписания: учителя с большим стажем работы, со сложившимся стереотипом мышления, больше доверяют старым методам составления расписания. Учителя молодого поколения считают необходимым использование новых технологий составления расписания.
Оценка расписания уроков по ранговой шкале трудности
В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности .
Шкалой трудности уроков можно воспользоваться для гигиенической оценки расписания уроков, при этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.
День недели | Баллы | Баллы | Баллы |
| 5б | 8б | 11б |
Пн | 32 | 44 | 48 |
Вт | 33 | 40 | 54 |
Ср | 37 | 42 | 45 |
Чт | 34 | 36 | 38 |
Пт | 35 | 37 | 47 |
Сб | 25 | 36 | 15 |
Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом (в среду или четверг) или с двумя подъемами (среда и пятница).
Школьное расписание оценивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерности нагрузки в недельном цикле.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторники (или) среду. К такому распределению учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.
Для учащихся среднего возраста распределять нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов в день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.
Расписание классов можно считать рациональным и это видно на графике.
Но нужно обратить особое внимание
- на то, как оно соответствует нормам и требованиям СанПиН;
- на то, насколько выдержана в каждом классе предельно допустимая недельная учебная нагрузка;
- не случилось ли так, что в каком-то классе в один и тот же день есть уроки музыки физкультуры или изобразительного искусства, технологии (в любом сочетании), что означает наличие у детей «легких» и «тяжелых» учебных дней;
- в каких классах и почему имеются сдвоенные уроки;
- в какие дни поставлены предметы, имеющие в базисном учебном плане по одному – два часа, так как и учащимся, и учителям трудно, когда между этими уроками образуется большой перерыв;
- на ежедневное количество уроков в каждом классе;
- какие предметы поставлены в классах на втором и третьем уроках, так как это наиболее продуктивное время, пик умственной активности;
Так, например, в 11б наибольшее количество баллов за день по сумме приходится на среду;
образуется кривая с двумя подъемами во вторник и в пятницу;
присутствует в понедельник сдвоенный урок физики, что облегчает подготовку домашнего задания в выходной день;
ежедневное количество уроков не превышает допустимой нормы;
на втором и третьем уроках стоят такие «трудные» предметы, как физика, алгебра, геометрия.
Заключение
Таким образом, из проведенного анализа и работы по составлению расписания уроков можно оценить его как рациональное:
- Предельно допустимая недельная нагрузка выдержана
- Для учащихся имеются «легкие» и «тяжелые» учебные дни в связи с недельным циклом работоспособности разных возрастов
- В старшем звене имеются сдвоенные уроки, как и предусмотрено методикой
- Ежедневное количество уроков в каждом классе не превышает нормы
- Учитывается продуктивное время работоспособности учеников в течение учебного дня.
И если бы школа была укомплектована педагогами, которые имели бы оптимальную нагрузку, отсутствовали совместители, которые диктуют свои условия, и начальная школа имела бы свое помещение, то расписание уроков в нашей школе имело бы идеальный вариант и соответствовало 100% нормам СанПиН.
Расписание занятий можно считать достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя основного расписания.
Такое расписание занятий способствует эффективности УВП, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и учителей.
Следует также отметить, что составление расписания – это очень серьезный труд, требующий знаний, умений и достаточно большого количества времени.
Список использованной литературы
1. Завуч // №2, 2001
2. Лядова Н.В., ПастуховаО.М. Критерии оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. Пермь, 2005
3. Расписание для активно мыслящих. // Здоровье школьника. №3, 2006
4. Савкин А.П. Рабочая книга школьного администратора. М.: АРКТИ, 2007.Вып.1-2-е изд., испр. и доп.
5. Совершенствование воспитательной системы образовательных учреждений в современных условиях, проблемы преемственности воспитания школа-вуз. Пермь 2007
6.Справочник руководителя образовательного учреждения. №9, 2006
7. Чарный Б.М., Никитин И.Г. «Здоровая школа» Сущностные и организационно-методические основы деятельности центра содействия укреплению здоровья обучаемых в образовательном учреждении. Пермь, 2001
Приложение №1
Режим работы школы и расписание уроков
При организации образовательного процесса необходимо учитывать следующее:
- Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Без проведения нулевых уроков.
- Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
- Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов образовательных учреждений и всех ступеней обучения составляет не менее 10 минут, большой перемены – 50 минут. Однако вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.
- Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 6 – в основной школе.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия имеет смысл планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв. Целесообразно, чтобы его продолжительность составляла не менее 45 минут
Приложение №2
Список документации, необходимой для составления
расписания уроков
- Учебный план образовательного учреждения.
- Учебные программы по предметам учебного плана.
- Сведения о количестве классов в образовательном учреждении (приказ).
- Сведения о наличии учебных кабинетов и о закреплении их за определенными учителями (приказ).
- Распределение учебной нагрузки учителей по классам (приказ).
- Распределение классного руководства (приказ).
- Список руководителей методических объединений (приказ).
- Сведения об учителях, занимающихся на курсах повышения квалификации (приказ).
- Сведения об учителях, совмещающих работу в данном образовательном учреждении с работой в другой организации (личное заявление).
- Сведения об учителях, занимающихся в заочных и вечерних вузах (личное заявление).
- Сведения об учителях - внешних совместителях (личное заявление).
- Сведения об обязательных свободных днях (администрация, руководители методических объединений и т. д.)
- Личные пожелания учителей к расписанию уроков (личное заявление).
- Расписание занятий в УПК, где проходят занятия учащихся учебного заведения
- Сведения о делении классов на подгруппы при прохождении отдельных учебных курсов (приказ).
- Список классов и предметов, по которым необходимо предусмотреть в расписании сдваивание уроков
- Расписание звонков в образовательном учреждении
Приложение №3
Анкета для учителя «Расписание уроков»
Уважаемые учителя! Приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном проблемам составления расписания в образовательном учреждении на второй и третьей ступенях.
При заполнении анкеты нужный вариант ответа подчеркните; в некоторых случаях впишите свой вариант. Участие в опросе носит анонимный характер.
1.Вы работаете: а) на средней ступени, б) на старшей ступени
2.Ваш возраст: а) 21-30 лет, б) 31-40 лет, в) 41-50 лет, г) более 50 лет
3.Считаете ли вы, что составление расписания трудоемкий процесс?
Да Нет знаю
4.Что на Ваш взгляд необходимо учитывать в первую очередь при составлении расписания?
а) нормы СанПиН
б) нагрузка учителей
в) нагрузка учеников
г)обеспеченность кабинетами
5.Как Вы считаете, при составлении расписания нужно использовать
а) компьютерные программы
б) метод перестановки вручную
6.Нужно ли предоставлять учителю методический день при нагрузке более 30 часов?
Да Нет Не знаю
7.Как Вы считаете, «окна» учителей это
а) производственная необходимость
б) недостаток составления расписания
8.Сколько, на Ваш взгляд, допустимо «окон» в течение рабочего дня?
а) одно
б) не более двух
в) сколько продиктовано необходимостью (нагрузка, СанПиН, занятость кабинетов)
9.Допустим ли в расписании 7-ой урок?
Да Нет Иногда
10.Эффективны ли 7-е уроки с точки зрения учебного процесса?
Да Нет Не знаю
11.Оправданы ли сдвоенные уроки в старших классах?
Да Нет Не знаю
12.Учитываются ли в Ваши пожелания при составлении расписания?
Да Нет
13.Устраивает ли Вас расписание на текущую учебную четверть?
Да Нет
Спасибо. Благодарим за участие в опросе.
Приложение №4
Анализ анкеты "Расписание уроков" | |||
Всего учителей | 42 | ||
Приняли участие | 33 | ||
78,6% |
1.Ступень |
|
|
| кол-во | % |
5-9 класс | 28 | 84,8% |
10-11 класс | 18 | 54,5% |
2.Возраст |
|
|
| кол-во | % |
21-30 лет | 6 | 18,2% |
31-40 | 10 | 30,3% |
41-50 | 11 | 33,3% |
более 50 | 6 | 18,2% |
3.Составление расписания –трудоемкий процесс |
|
|
| кол-во | % |
Да | 33 | 100,0% |
Нет |
|
|
Не знаю |
|
|
4.Необходимо учитывать |
|
|
| кол-во | % |
нормы СанПиН | 25 | 75,8% |
нагрузка учителей | 6 | 18,2% |
нагрузка учеников | 11 | 33,3% |
кабинеты |
|
|
5.Нужно использовать |
|
|
| кол-во | % |
компьютерные программы | 27 | 81,8% |
метод перестановки | 6 | 18,2% |
6.Методический день |
|
|
| кол-во | % |
да | 26 | 78,8% |
нет | 5 | 15,2% |
не знаю | 3 | 9,1% |
7."Окна" |
|
|
| кол-во | % |
необходимость | 27 | 81,8% |
недостаток | 6 | 18,2% |
8.Колличество "окон" |
|
|
| кол-во | % |
одно | 16 | 48,5% |
не более двух | 8 | 24,2% |
более двух | 9 | 27,3% |
9.Наличие 7-го урока |
|
|
| кол-во | % |
да | 11 | 33,3% |
Приложение №5
Оценка расписания по шкале трудности | ||||||||
5б | 8б | 11б | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понедельник | Понедельник | |||||||
1 | технол. | 4 | биолог | 7 | конфлик | 3 | ||
2 | технол. | 4 | рус.яз. | 11 | физика | 12 | ||
3 | ин.яз. | 9 | алгебра | 9 | физика | 12 | ||
4 | матем | 10 | истор | 8 | рус.яз | 9 | ||
5 | информ | 2 | ин.яз. | 8 | биолог | 7 | ||
6 | ф-ра | 3 | музыка | 1 | истор | 5 | ||
7 | 32 | 44 | 48 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторник | 1 | музыка | 2 | геометр | 10 | - | Вторник | |
2 | рус.яз. | 10 | физик | 9 | алгебра | 10 | ||
3 | природ | 7 | литер | 4 | литер | 8 | ||
4 | литер | 4 | рус.яз. | 11 | литер | 8 | ||
5 | матем | 10 | психол | 3 | химия | 11 | ||
6 | общест | 3 | химия | 11 | ||||
7 | 33 | 40 | информ | 6 | ||||
|
|
|
|
|
|
| 54 |
|
Среда | 1 | рус.яз. | 10 | ф-ра | 2 | физика | 12 | Среда |
2 | матем | 10 | истор | 8 | алгебра | 10 | ||
3 | ин.яз. | 9 | алгебра | 9 | биолог | 7 | ||
4 | культ.дв. | 3 | информ | 7 | литер | 8 | ||
5 | истор | 5 | географ | 6 | литер | 8 | ||
6 | литер | 4 | химия | 10 | ||||
7 | 37 | 42 | 45 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Четверг | 1 | - | - | общест | 5 | Четверг | ||
2 | матем | 10 | физика | 9 | общест | 5 | ||
3 | рус.яз. | 10 | геометр | 10 | ф-ра | 1 | ||
4 | литер | 4 | ин.яз. | 8 | алгебра | 10 | ||
5 | природ | 7 | биолог | 7 | геометр | 11 | ||
6 | психол | 3 | технол | 1 | делопр | 6 | ||
7 | 34 | технол | 1 | 38 | ||||
|
|
|
|
| 36 |
|
|
|
Пятница | 1 | рус.яз. | 10 | литер | 4 | - | Пятница | |
2 | кул.дома | 3 | краевед | 5 | алгебра | 10 | ||
3 | ИЗО | 3 | рус.яз. | 11 | геометр | 11 | ||
4 | ин.яз. | 9 | алгебра | 9 | истор | 5 | ||
5 | матем | 10 | эколог | 6 | истор | 5 | ||
6 | ф-ра | 2 | ин.яз. | 8 | ||||
7 | 35 | 37 | ин.яз. | 8 | ||||
|
|
|
|
|
|
| 47 |
|
Суббота | 1 | рус.яз. | 10 | химия | 10 | - | Суббота | |
2 | истор | 5 | географ | 6 | ф-ра | 1 | ||
3 | ф-ра | 3 | ИЗО | 3 | ОБЖ | 2 | ||
4 | лит.прир. | 7 | алгебра | 9 | эконом | 6 | ||
5 | ин.яз. | 8 | географ | 3 | ||||
6 | эколог | 3 | ||||||
25 | 36 | 15 | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".
Активные методы обучения позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...
Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...
Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
Презентация к докладу: "Современный урок: эффективная организация образовательного процесса". В презентации сравнивается традиционный урок и современный. Рассматриваются основные аспекты сов...
Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса
Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...
«Современный урок: методика преподавания биологии для эффективной организации образовательного процесса»
Одной из главных задач в преподавании биологии на сегодняшний день является, достижение высоких результатов в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся, путем их заинтересованности в изучае...
«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»
Наша современная жизнь очень динамична, все меняется так стремительно, что учитель должен шагать в ногу со временем, ему приходиться пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и ...