«Профессиональная компетенция в работе педагога»
консультация
Каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и начну своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentsiya_v_rabote_pedagoga.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная компетенция
в работе педагога»
(выступление на психолого – педагогическом семинаре)
Подготовила:
Педагог-психолог I категории
Бахтина С.Э.
2020г.
Каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и начну своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Основная часть
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
Компетенция - круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.
Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенция - это требования.
Компетентность - это проявление этих требований.
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности". В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".
Структура ключевых компетенций в образовании:
1. Компетентность в области личностных качеств:
- эмпатийность и социорефлексия;
- самоорганизованность;
- общая культура.
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности:
- умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями обучающихся;
- умение перевести тему урока в педагогическую задачу;
- умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности.
- умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности;
- умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся;
- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности:
- компетентность в методах преподавания;
- компетентность в предмете преподавания;
- компетентность в субъективных условиях деятельности.
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений:
- умение выбрать и реализовать образовательную программы;
- умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы;
- умение принимать решения в педагогических ситуациях.
6. Компетентность в области организации учебной деятельности:
- умение устанавливать субъект-субъектные отношения;
- умение организовать учебную деятельность обучающихся;
- умение реализовать педагогическое оценивание.
Профессиональные качества педагога:
- Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
- Трудолюбие, честность, порядочность
- Эмоциональность, оптимизм
- Выразительность речи, педагогический такт
- Творческое начало личности
- Организаторские способности
- Чувство юмора
- Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами. Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- План самообразования
- Создания творческих групп
- Повышение квалификации
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
- Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Заключение
Таким образом, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. «Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Франсуа де Ларошфуко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально–этические нормы работы педагога–психолога
Профессионально–этические нормы работы педагога–психологаПринцип ненанесения ущерба.Правило взаимного уважения.Правило безопасности применяемых методик.Принцип компетентности.Пр...
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)
В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...
Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУ. Презентация. Материалы к педсовету . 2017 год
Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУПрофессиональная компетентность уч...
Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога
Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...