Межпредметная связь математики и физики как фактор повышения мотивации к изучению предметов
методическая разработка
Физика и математика неразрывно связаны между собой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента или теоретических исследований.Невнимание к физике причиняет вред самой математике, затрудняет ее понимание и притупляет к ней интерес. А не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти. В статье раскрываю свои средства установления взаимосвязи межу математикой и физикой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Без математики нельзя понимать
ни основ современной техники, ни того,
как ученые изучают природные и социальные явления»
А.Н. Колмогоров
Межпредметная связь математики и физики как фактор повышения мотивации к изучению предметов
Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике, что создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения учеников и выпускников школ.
Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. Распространено мнение о том, что в школьном преподавании интеграция физики с математикой возможна только в классах с углубленным изучением этих предметов. Однако очень многие элементы такой интеграции могут сделать изложение физики более ясным и доступным на всех уровнях ее изучения.
Школьная математика практически везде оторвана от потребностей физики – как по выбору материала, так и в постановке задач.
Невнимание к физике причиняет вред самой математике, затрудняет ее понимание и притупляет к ней интерес. А не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти.
Но физика и математика неразрывно связаны между собой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента или теоретических исследований.
Уже 11 лет я работаю в физико-математических классах, поэтому особое внимание уделяется связи этих двух предметов. Вместе с учителем физики мы практикуем интегрированные уроки. Это «Мир многогранников и кристаллов», «Решение практико-ориентированных задач с физическим содержанием», «Производная как механизм изучения социальных и природных явлений» и др.
Задачи с физическим содержанием присутствуют на Едином Государственном экзамене. Они вызывают трудности у всех учащихся, так как слабо рассматривается учителями интеграция математики и физики. Происходит это по следующим причинам:
1) учащиеся, которые готовятся к ЕГЭ по физике, видя физическую задачу на экзамене по математике, пытаются глубоко вникнуть в физические процессы, которые рассматриваются в данной задаче и только больше запутываются и теряют драгоценное время.
2) учащиеся, которые не собираются сдавать ЕГЭ по физике или не понимают её, видя физическую задачу, просто пугаются и пропускают.
3) в задачах используются формулы, которые не проходят в школьном курсе физики.
На уроке «Решение практико-ориентированных задач с физическим содержанием» мы восстановили соответствие: формула – название физического процесса – функциональная зависимость – график функции.
При разборе задач учитель физики использовал эксперименты, а учитель математики рекомендовал, какие математические знания надо использовать при решении той или иной задачи. В течение урока учащиеся выработали рекомендации для решения задач с физическим содержанием:
1) Внимательно прочитайте условие, выпишите заданную формулу и данные величины, выявите искомую величину.
2) Проанализируйте условие: необходимо
либо выразить искомую величину из формулы и вычислить её,
либо подставить данные величины в формулу и решить уравнение или неравенство.
3) Выбрать из полученных решений те, которые удовлетворяют условию задачи.
После такой проработки заданий многие ученики без страха приступают к решению задач.
На уроке «Производная как механизм изучения социальных и природных явлений» перед учениками была поставлена следующая цель: формирование у учащихся умение решать простейшие практические задачи с использованием методов дифференциального исчисления. Учащиеся повторили не только определение производной с точки зрения математики, но и записали физические величины, являющиеся производной по времени от других физических величин.
В течение урока учащиеся решали задачи на применение производной в различных областях: физике, энергетике, биологии, строительстве, что показывает значимость школьных знаний в будущих профессиях.
На уроке проводился эксперимент с акселерометром, после соответствующих измерений и рассуждений учащиеся убедились в необходимости использования формул производных для вычисления ускорения.
Таким образом, на уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.
Сделаем вывод: преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении математики. Это способствует решению трех главных дидактических задач:
1. Повышение научности последовательности учебной информации;
2. Стимулирование познавательных интересов и активного отношения школьников к усвоению знаний и вследствие этого ускорение их умственного развития;
3. Формирование у учащихся научного мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА".
Задачи предлагаемого доклада - ознакомление со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования на уроках физики путём анализа фрагментов работы, которая проводилась мною на основе специ...
Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.
Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....
Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....
Использование компьютерных технологий как один из факторов повышения мотивации к изучению иностранного языка
Использование компьютерных технологий влияет на мотивацию учащихся...
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...
«Использование современных образо-вательных технологий для повышения мотивации к изучению предмета на уроках физики»
laquo;Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации к изучению предмета на уроках физики»...
Повышение мотивации к изучению предмета –математика, через решение задач
Данная статья посвящена проблеме повышения мотивации к предмету, развития креативного мышления у обучающихся. Люди обладающие таким мышлением, умеют находить нестандартные решения для стандартных ситу...