Формирование социокультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала при обучении иностранному языку
учебно-методический материал

Выступление на муниципальном секционном заседании учителей иностранного языка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsiokulturnoy_kompetentsii_uchashchihsya_.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

     Формирование социокультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала при обучении иностранному языку

       

Изучение иностранного языка призвано формировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации.  Но такую личность невозможно сформировать без знаний  об  особенностях страны изучаемого языка.  Поэтому согласно  государственным образовательным стандартам в области иностранного языка  в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, помимо речевых умений и языковых  навыков, входит  также формирование социокультурной компетенции.

     Социокультурная компетенция - это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.                                

    Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвистических  знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

      В структурном плане социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя несколько компонентов,  один из которых – лингвострановедческий.

 Лигвострановедение –  это  целостная система представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющая извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.

    Лингвострановедение  обеспечивает усвоение языка в тесной связи с культурой стран изучаемого языка, которая включает познавательные сведения по истории, литературе,  культуре  страны, её нравах, традициях, бытовых особенностях.

     В условиях отсутствия реальной языковой среды, сжатых рамок урока   учитель сталкивается с объективными трудностями в решении сложной задачи формирования  социокультурной компетенции учащихся, поэтому   качество обучения во многом зависит от умения учителя подобрать тот или иной лингвострановедческий материал.

При этом следует учитывать:

- аутентичность используемых материалов; новизну информации,  интересы учащихся;

-соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого иностранного языка;

Также не следует забывать о родной культуре учащихся, привлекая ее элементы для сравнения, поскольку только в этом случае обучаемый осознает особенности восприятия мира представителями другой культуры.

   Каким же образом учитель может познакомить учащихся на уроках немецкого языка с культурой страны изучаемого языка? Я считаю, что при изучении любой темы необходимо использовать лингвострановедческий компонент.

В своей работе я учитываю потребности и интересы ученика, подбираю такие виды деятельности на уроке, чтобы помочь своим учащимся учиться радостно, творчески и видеть свои результаты. Поэтому на  своих уроках я использую следующие средства реализации лингвострановедческого подхода.

Географические карты  являются  важным  наглядным материалом при изучении иностранного  языка. Они  не только позволяют закрепить уже имеющиеся знания по географии, но и способствуют развитию зрительной памяти,  воображения, логического мышления учащихся.

Тексты лингвострановедческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам и являются  значимым материалом для формирования социокультурной компетенции. Учебники  по немецкому языку содержат достаточный   материал страноведческого характера, который позволяет обеспечить реализацию социокультурного компонента, предлагая информацию о Германии и немецкоговорящих странах. Из произведений  литературы мы узнаем о жизни, традициях, обычаях, образе жизни,  знакомимся с языковой культурой этих стран. Технология работы с текстом представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.

       Также при подготовке к урокам использую дополнительную литературу, такие как: «Здравствуй, Германия» С. Катаева,  «Страноведение. Германия» Н.А. Коляды и др., интересные статьи из немецких газет и журналов.   Актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, познавательных характер текстов, множество фотографий, иллюстраций, подробные комментарии и тренировочные упражнения делают данные пособия удачным дополнением к любым учебникам немецкого языка. 

   

       Приближение к культуре страны изучаемого языка невозможно без ознакомления с ее  пословицами и поговорками, что является обязательным компонентом лингвострановедческого материала. Изучая иностранный язык, мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов.

Изучая немецкие пословицы, например мы, сравниваем, как одна и та же мысль передается разными средствами в разных языках. И мы обязательно обращаем внимание на такие моменты, что народная мудрость, выраженная в пословицах интернациональна. Мы говорим по-русски "Терпенье и труд все перетрут" а по-немецки: "FLEISS BRINGT EIS ". Знание пословиц играет большую роль, как в изучении русского языка, так и в изучении иностранного языка.

Квиз (Quiz) –одно из самых универсальных средств  при работе с лингвострановедческим материалом. Его универсальность в том, что квиз применяется на разных этапах работы как над темой отдельного урока, так и при завершении работы над микроциклом учебника.  Квиз представляет собой одно из самых эффективных заданий, стимулирующих самостоятельную работу учащихся, развивающих умение сжато излагать основные страноведческие сведения.

Чаще всего квиц строится в виде теста, основанного на принципе выбора ответа из ряда предложенных вариантов.  Практика работы показывает, что при систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии немецкоговорящих стран, изучаемые в школе.

 Таким образом, использование  вышеперечисленных лингвострановедческих материалов  при обучении развивает творческие и познавательные умения учащихся, повышает интерес к изучению иностранного языка, содействуют  вовлечению в диалог культур. То есть способствует  формированию социокультурной компетенции, что делает ученика не только образованным, но и культурным, учит мыслить и применять полученные  знания в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Хорошо известно, что лучшим временем для начала изучения иностранных языков является тот возраст, когда еще действует механизм импринтинга, т.е. как раз возраст до 8-9 лет. Именно в это время изучение...

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Формирование лингвистической компетенции как одна из основных задач при обучении иностранному языку

В данной статье рассматривается, как формирование лингвистической компетенции помогает обучающимся правильно конструировать грамматические нормы и синтаксические построения в соответствии с нормами яз...

ВКР Роль аутентичного материала в целях формирования социокультурной компетенции учащихся

В этой дипломной работе описаны виды аутентичного материала, этапы и способы формирования социокультурной компетенции и т.д....

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка

Формирование социокультурной компетенции посредством изучения аутентичных текстовых материалов на уроках иностранного языка...