«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры. Мастер – классы»
методическая разработка
В содержании мастер - класса отражена система работы над созданием проекта "Виртуальный музей" учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_o_sozdanii_virutalnogo_muzeya.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на заседании секции
«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры. Мастер – классы»
«Информационно – коммуникационные технологии и духовно – нравственное развитие школьников: «Виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий, митрополит Московский»
А.В. Абрамова
Заместитель директора по научно – методической работе, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть – Омчуг», Магаданская область
Уважаемые коллеги!
В 2015 году в школы было направлено письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметных областей «ОРКСЭ» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Изучение и обсуждение этого документа помогло выявить проблемы образовательной практики:
В этих документах содержатся конкретные требования по развитию духовно – нравственных качеств личности школьников через названные предметные области, есть опыт ведения курса ОРКСЭ Модулей «Основы православной культуры», «Основы светской этики»), но нет технологии, обеспечивающей преемственность курса ОРКСЭ И ОДНКНР. Мы знаем, что ОРКСЭ преподаётся 1 час в неделю в 4 классе. Затем курс исчезает из образовательного процесса. Отсутствие преемственности – это тоже одна из проблем реализации названных предметных областей. Самая сложная проблема – обеспечить участие самих школьников в процессе реализации «Основ духовно – нравственной культуры народов России».
Одной из форм работы, позволяющей обеспечить единство образовательного пространства, преемственность, способствующей участию школьников в работе является виртуальный музей. И это не только потому, что тема работы «Виртуальная экскурсия». Где проводят время дети на переменах, в свободное время после уроков? Очень часто в виртуальном пространстве. Привлекая школьников к созданию виртуального музея, мы ориентируем ребёнка на поиск познавательного и содержательного материала, тем более создание музея – это дело не одного и даже не десяти дней. Кроме этого, нужна основа для проектирования музея. У нас такой основой стал устный журнал «Слово о великом человеке. Святитель Иннокентий», созданный при активном участии учеников 7 классов в прошлом учебном году. Лекторская группа из числа семиклассников представила журнал в 7 – 10 классах школы. А в текущем учебном году был разработан проект виртуального музея. Что самое трудное в создании виртуального музея?
Определить его идею.
Коллеги, давайте поработаем вместе и определим идею создания виртуального музея «Новомученики Земли Колымской» (участники выдвигают собственные гипотезы).
Спасибо. Очень хорошо.
Следующий наш совместный шаг: проектирование самого музея. Давайте определим количество залов в нашем музее. Например, три.
Итак, как можно назвать первый зал: (участники выдвигают собственные гипотезы). В качестве примера предлагаются варианты: «История советской Колымы», «Репрессии и Колыма», «Трагические страницы истории нашей малой родины».
Второй зал «Дорогами скорби» - лагеря на территории области (участники определяют содержание материала).
Третий зал «Новомученики Земли Колымской».
А на каких уроках можно будет использовать материалы музея в качестве источника информации?
Как сделать эту работу полезной?
(Один из ответов: подготовить детей к экскурсии по музею).
Я приглашаю Вас на экскурсию в виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий, митрополит Московский».
Маршрут экскурсии по виртуальному музею включает посещение 7 залов:
1). По страницам истории Колымского края.
2). Православие на Колыме. Храмы Магаданской области.
3). Святитель Иннокентий: детство и юность.
4). В начале священного пути. Жизнь во имя людей.
5). Путь Святителя по Колымской земле.
6). Дела Твои святы…
7). В памяти народов.
Вначале экскурсии говорится о содержании залов музея, обращается внимание на оформление экспозиции перед входом в музей. Затем участники экскурсии направляются в первый зал. Краткий экскурс в историю освоения Магаданской области позволяет слушателям вспомнить, что они знают из истории и географии малой родины. Особое внимание уделяется событиям духовной жизни на Колыме, слушатели знакомятся с понятием миссионер. На первом этапе экскурсии упоминается имя святителя Иннокентия, отмечается его огромная роль в распространении православия на севере. Таким образом, слушатели готовы посетить второй зал музей «Православие на Колыме. Храмы Магаданской области». Во втором зале представлены фотографии большинства храмов нашей области. В Ягоднинском районе есть храм святителя Иннокентия, поэтому логичен переход в третий зал, где можно познакомиться с материалами, рассказывающими о родине святителя, его детстве и юности.
Сведения о начале священного пути святителя Иннокентия снабжены доступным наглядным материалом: географическими картами, рисунками девятнадцатого века, иллюстрациями, фотографиями. Цитируются высказывания людей, знавших святителя Иннокентия, приводятся примеры его мужества и самоотверженности. В пятом зале «Путь святителя Иннокентия по Колымской земле» расположены материалы о его пребывании в нашем краю. Усиливает эмоциональное воздействие на слушателей наглядный материал: на карте Магаданской области проложен путь святителя (по его запискам, письмам, воспоминаниям современников), иллюстрации девятнадцатого века, современные фотографии подчёркивают, в каких тяжелейших климатических и общественных условиях жил и служил великий человек. В шестом зале слушатели знакомятся с деяниями святителя на Дальнем Востоке, в Якутии, здесь же представлена карта «Итоги миссионерской деятельности святителя Иннокентия в Сибири, на дальнем Востоке, в Русской Америке. Территория епархии, где в течение многих лет служил святитель, равнодушным не оставляет никого.
Экскурсанты знакомятся с редким документом – Указом о назначении святителя митрополитом Московским, его деятельностью на этом высоком посту, посещают место упокоения митрополита Московского Иннокентия.
В седьмом зале представлены материалы, которые подтверждают мысль о вечности православных духовных ценностей. Слушатели побывают в музее на родине святителя, поучаствуют в ангинском хороводе в честь святителя Иннокентия, посетят памятники в Магадане, Благовещенске, ознакомятся с выставочными материалами, посвящёнными Иннокентию, святителю, Апостолу северных народов, митрополиту Московскому, в городах Сибири и дальнего Востока.
По окончании экскурсии слушатели могут задавать вопросы экскурсоводам. Если экскурсия проводилась в рамках изучения регионального компонента по истории, географии, обществознанию, то учитель может предложить детям написать сочинение – эссе, рассуждение о жизни и подвиге святителя. Если участниками экскурсии являются взрослые (родители, учителя), то формой рефлексии может быть «Неоконченное предложение», «Синквейн» и др. При условии проведения экскурсии на классном часе можно предложить детям внести дополнения в содержание данного проекта.
Заверяю
Врио директора Горчакова В.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.
Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры» «Информационно – коммуникационные технологии и духовно – нравственное развитие школьников: «Виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий"
В мастер - классе представлена система работы по созданию виртуального музея (региональный компонет по литературе"...