Сообщение на педсовете "Современный урок ОБЖ"
учебно-методический материал
Современный урок Основ безопасности жизнедеятельности по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovete_obzh_fgos.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ОБЖ»
Подготовила
учитель ОБЖ
Чернобровкина А.В.
Г.О. Подольск 2020
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Целью Государственного стандарта общего образования детей с тяжелыми нарушениями речи является реализация их прав на образование и последующую трудовую деятельность, а целями школы (школы-интерната, класса) - преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности, стать полноправным членом общества, решать проблемы своей жизнедеятельности, в том числе здоровья и здорового образа жизни.
В целом курс ОБЖ и предусматривает получение комплекса знаний и умений, системно отражающих все стороны безопасности жизнедеятельности - от опасных факторов среды обитания, угрожающих жизни и здоровью людей во всем их многообразии, до безопасного и здорового образа жизни в повседневных, более сложных социальных и прочих условиях современной реальности.
Целями курса ОБЖ для детей с тяжелыми нарушениями речи являются:
-приобретение знаний по проблемам безопасности, охватывающих теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера;
-выработка практических навыков предвидения, распознавания и оценки вредных факторов среды обитания, умения определять способы защиты от них, а также навыков оказания само- и взаимопомощи в любых опасных ситуациях;
-воспитание устойчивых навыков здорового образа жизни;
-формирование личности, способной адаптироваться к условиям среды обитания, наиболее опасным видам деятельности, выполнению конституционного долга по защите Отечества, интересов общества и государства.
Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
- неустойчивое внимание;
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
- недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала);
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления;
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений.
Основой ФГОС (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов) является:
- духовно-нравственное воспитание личности;
- гражданская идентичность;
- системно-деятельностный подход.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, в частности «Основы безопасности жизнедеятельности».
Сегодня мы переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
Вся учебная деятельность в настоящее время должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно его собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Как же построить урок ОБЖ в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.
Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.
Вариативны и способы приобретения знания, каждый обучающийся действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно, устно; посредством слова, рисунка, схемы. Это способствует выполнению требований ФГОС к освоению учебных программ на двух уровнях: «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться», что является принципиальным отличием новых Стандартов.
Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) обучающихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные. Они отражены в ООП (Основной образовательной программе) школы и в рабочих программах учебных предметов педагогов по каждому разделу (теме) в соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания - главным средством достижения планируемых результатов образования.
Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, формулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
∙ Предъявить противоречивые факты, теории;
∙ Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
∙ Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба).
Различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника (авторы учебника по ОБЖ – А.Т. Смирнов, Б.О Хренников), разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.
Учитывая эти особенности учащихся, проведение уроков в школе-интернате для обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями имеет свою специфику. Ученикам сложно и понять новый материал и воспроизвести его. Преодолеть скованность в речи, не запутаться в сложных формулировках, лучше понять тему урока помогают предлагаемые к рассмотрению учебные ситуации.
Приведу наиболее удачные в практическом применении ситуации.
1.«Совет министров». Выбираются (или назначаются) министры: транспорта, строительства, просвещения, их помощники. Тема заседания совета министров: «Уменьшение ущерба последствий землетрясений». Каждому министру с помощниками даётся время для составления перечня мер для уменьшения последствий землетрясений. Перечень зачитывается и обсуждается советом. Игру можно провести до изучения этого параграфа в учебнике. В конце урока ученики читают текст соответствующего параграфа и определяют, какие меры они не предложили, а какие совпали с представленными в учебнике.
2. «Узнай по описанию». Каждый ученик ищет в тексте 1-2х параграфов одной темы определение какого- либо понятия или явления и зачитывает его классу. Остальные должны узнать, к чему относится это описание и ответить.
4. «Хорошо-плохо». В качестве объекта обсуждения можно взять любое понятие или явление, изучаемое в ОБЖ, например – «окружающая среда», «радиация», уточнить, что входит в это понятие. Далее – класс делится на две команды или выбираются два «дуэлянта», одни доказывают, что современная окружающая среда это «хорошо» для человека, другие – что это «плохо». Выигрывает команда или ученик, последним сумевший привести свои аргументы.
5. «Пресс-служба МЧС». Разработать листовку, буклет на актуальную тему, например «Пиротехника в новогодние праздники», «Курение убивает», «Наркомания – путь в никуда».
Используя интерес некоторых учеников к ОБЖ, привлекаю их к проведению практической части урока, например, по средствам защиты при химических, биологических и радиационных авариях. Эту часть урока можно записать на видео и демонстрировать на следующих уроках.
Все это направлено на активизацию полученных знаний, мыслительных процессов, умение искать нужную информацию, ориентироваться в тексте, на понимание практического применения полученных на уроках ОБЖ знаний.
Основополагающими принципами проектирования современного урока являются:
1. Изменение парадигмы (совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов) образования от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются такие компетенции как:
- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса
- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими обучающихся средствами предмета.
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития обучающихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Сегодня учитель – это навигатор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос ученика «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».
Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.
Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Современные дети уже в школе получают возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом мире. Эту задачу помогает решить ФГОС. Поэтому учителю ОБЖ необходимо учитывать интегрированное содержание предмета, что обеспечивает личностно-значимые связи с основами наук, изучаемых в школе, и целостность содержания образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).
Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...
Методические сообщения и открытые уроки
Методические сообщения ("Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по истории мировой культуры", "Организация практической деятельности студентов, как основа модульно-компете...
Методическое сообщение "Методика проведения урока с подвинутым учеником"
О содержании урока в специальном классе, о распределении времени урока и характере проведения урока в целом, об основных формах проведения урока и подготовке педагога к занятиям....
Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС
Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...
Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»
В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...
2023 Методическое сообщение с открытым уроком «Изучение этюдов – один из шагов к техническому совершенству»
Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определённого вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном про...
Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы
Перечень методических сообщений и открытых уроков 2019-2023 годы...