Работа с детьми с ОВЗ
статья
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_kak_uslovie_polucheniya_obrazovaniya_rebenkom_s_ovz.docx | 39.52 КБ |
anketa_rabota_s_detmi_s_ovz.docx | 31.74 КБ |
anketa_ovz.pptx | 115.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ
Сегодня на педагогическом совете мы говорим об инклюзивном образовании. Основополагающий принцип инклюзивного образования является следующий: «Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».
В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.
В пункте 3 статьи 79 ФЗ чётко прописывает условия получения образования ребёнком с ОВЗ. «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
«...Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида...». Это новое явление для нашей образовательной практики.
Что же такое адаптированная образовательная программа,
как она создается?
Пункт 28 статьи 2 Закона «Об образовании» звучит так: «Адаптированная образовательная программа(АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реаби-литации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается на основе:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5.Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ (программы СКОУ), к которой относится ребенок.
При этом модификации, то есть изменению, преобразованию, адапти-рованию в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися.
Адаптирование учебных программ предусматривает:
- Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ
- Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
- Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
- Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
- Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)
Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-разви-вающую направленность образования.
Так в АОП варианта 7.2 (ЗПР) по математике для 1 класса коррекционно - развивающими задачами будут:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида включает в себя:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Индивидуальный учебный план
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)
- Мониторинг достижений обучающихся
- Заключение и рекомендации
На титульном листе указываются:
- наименование учреждения;
- назначение программы;
- срок реализации;
- адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);
- гриф утверждения руководителем;
В пояснительной записке указываются:
- сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
- диагноз;
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
- структура индивидуальной образовательной программы, её
цель и задачи;
- основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
- обоснованность и варьирование используемых программ;
- перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).
В индивидуальном учебном плане отражается варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости).
Содержание программы включает в себя следующие компоненты:
Образовательный компонент-
Индивидуальный образовательный план
Задачи по предметным областям
Критерии оценивания достижений по образовательным областям
Календарно-тематическое планирование;
Коррекционный компонент-
Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
Социализация (воспитательный компонент)-
содержит раздел классного руководителя, условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения
- внеклассная и внеурочная деятельность;
- мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.
В мониторинге достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций (динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации).
В заключении и рекомендациях дается
- обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
- заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при совпадении желания родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционно-развивающего обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.
Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость.
Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с реко-мендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами пси-холого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возмож-ности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения.
Что касается моего класса, то он сформировался в сентябре 2016 года. В классе было 32 ученика. Из них 2 ребёнка с ОВЗ, занимающиеся по АОП варианта 7.1 (ЗПР) и 1 ребёнок с ОВЗ, занимающийся по АОП НОО вариант 7.2- (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа обучающегося с задержкой психического развития направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
На уроках эти дети испытывают определённые трудности:
познавательные:
- невозможность воспроизведения ранее изученного материала на следующем уроке;
- невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации;
- неумение работать по наглядным моделям и схемам;
коммуникативные:
- неумение согласовывать действия с партнерами (работа в парах);
- неумение грамматически правильно построить фразу или задать вопрос;
психомоторные:
- неумение правильно держать ручку;
- неустойчивый почерк;
- плохая ориентировка на плоскости и в пространстве.
Для этих учащихся была разработана адаптированная программа (согласно рекомендациям городской ПМПК). С данными детьми проводят коррекционно- развивающие занятия школьный логопед и школьный психолог.
Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.
Таким образом, в моём выступлении и выступлении коллег были определены наиболее важные положения, касающиеся разработки и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. Но на практике, какие бы идеальные условия не были бы разработаны, как бы хороши они не были по отношению к потребностям конкретного ребенка – положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации будет вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.
Хотелось бы закончить своё выступление высказыванием из Конвенкции ООН о правах ребёнка:
«Мы работаем в первую очередь в интересах детей.
Все дети имеют надежду и возможности.
Все дети имеют право на охрану здоровья,
безопасность и развитие.
Все дети имеют право голоса и возможность влиять
на решения, касающиеся их жизни».
Литература
1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образование. 2011. № 09. С. 224–231.
3. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные про- граммы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197.
4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
5. Организация специальных образовательных условий для детей с огра ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.
6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ
с учётом требований ФГОС
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
- принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
- принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
- принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
- Практика проведения коррекционно-развивающего обучения.
Обратимся к конкретному педагогическому опыту организации коррекционно-развивающего обучения. Современная школьная практика накопила определенный опыт осуществления коррекционно-развивающего обучения, обеспечивающего положительные результаты в образовании и воспитании детей.
Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе. Педагоги осваивают «помогающее поведение», «помогающие отношения». Помогающие отношения, как они понимаются в психотерапии, характеризуются тем, что одна из сторон способствует другой стороне в личностном росте, развитии зрелости, лучшей жизнедеятельности, умении ладить с другими, развитии потенциальных внутренних возможностей. Такие отношения между учителем и учеником являются обязательными. Основу таких отношений составляют любовь, принятие, уважение индивидуальности, доверие, понимание, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и уважение к их выбору, интерес к ребенку.
Понимание, признание в ребенке человека - это самый главный вклад взрослого в его развитие. Вот почему учителя-предметники заходят в класс к детям и в дни, когда нет их уроков, только для того, чтобы поприветствовать учеников, пообщаться с ними, поинтересоваться успехами, настроением, самочувствием, поддержать. Каждый урок в начальных классах эти педагоги начинают с признания, что встреча с детьми для них радостна и приятна, что они ждали этой встречи, готовились к ней и надеются на взаимность.
Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.
Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка.
На основе анализа литературных источников, опыта работы педагогов можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников.
Во-первых, необходимо положительное отношение ребенка к школе в целом. Пребывание в школе не должно вызывать v ребенка негативные эмоции. У него должны быть ровные, хорошие деловые отношения с учителями и одноклассниками, исключены конфликты с ними. Он должен принимать участие в жизни класса и школы.
Особое значение занимают эмоции сопереживания в общении с учителем и одноклассниками. Очень важно учить детей культуре чувств: понимание душевного состояния другого человека, умению поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, или порадоваться вместе с ним, желанию понять и принять интересы другого человека как свои собственные.
Во-вторых, наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в работе. В школе, утверждает известный педагог В. Ф.Шаталов, ребенок должен обрести точку опоры как утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которого - честь, совесть, правда. Может быть, главный наш принцип - снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. Мы считаем, что все дети могут учиться успешно, однако учителя должны иметь большое терпение...
Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь» - напоминает учитель ученику. «Он может» - должен понимать коллектив ребят. «Я могу» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придает ему новые силы.
В-третьих, положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способами учебной работы, самостоятельными наблюдениями, исследованиями. Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление. Однако важно помнить, что эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой, захваливание школьников может привести и к застою в учебной работе, к «закрытости» их для развития. Вместе с тем в обучении должно присутствовать и чувство преодоления трудности. Ребенок всегда должен осознавать оценку как результат своих собственных усилий. Он должен получать удовлетворение от самостоятельного преодоления трудностей.
6.Коррекционная работа с детьми.
6.1.Формирование готовности овладению навыками письма.
На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
С детьми проводились гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия.
Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.
Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
5. Формирование базовых графических навыков.
Детей обучали проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.
6.2.Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаимоотношения умственно отсталых учащихся с окружающими называют и недостаточно глубокое понимание обществом проблемы интеллектуальной недостаточности, и наличие у школьников целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Ведущие специалисты коррекционной педагогики и психологии неоднократно подчеркивали необходимость всестороннего и целостного изучения личности школьника с интеллектуальной недостаточностью, а также комплексного воздействия на все структурные компоненты его психики. В то же время, в центре внимания продолжает оставаться интеллектуальное развитие таких детей, и лишь отдельные исследователи рассматривают особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости.
Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.
Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.
Список литературы
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
- Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.
Предварительный просмотр:
Анкета «Работа с детьми с ОВЗ»
1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это:
а) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящих к социальной дезадаптации, нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению;
б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
в) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
г) физические лица, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий при освоении образовательной программы.
2. Образование обучающихся с ОВЗ:
а) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
б) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в) может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
г) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается:
а)использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
б)использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
в) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
г) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
д) все вышеперечисленное.
4. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются:
а) в первой смене, по 5-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса;
б) в первой смене, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса;
в) в две смены, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 45 минут, за исключением первого класса.
5. Максимальное количество учащихся с ОВЗ в одном классе (группе) определяется:
а) образовательной организацией самостоятельно;
б) в соответствии с рекомендациями СанПиН;
в) в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими условиями ОО.
6. Инклюзивное образование – это:
а) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
б) обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
в) обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе;
г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.
7. Оцените уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании:
а) хорошо понимаю и объясняю особенности инклюзивного образования;
б) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании;
в) не имею представлений и не понимаю сути такого образования.
8. Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ:
а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;
в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ.
9. Оцените уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ:
а) специальные знания отсутствуют;
б) имеются минимальные специальные знания;
в) специальные знания достаточны для осуществления работы с детьми с ОВЗ.
10. Как вы считаете, необходимо ли вам повышение квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с ОВЗ?
а) нет необходимости повышать квалификацию;
б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.
11. Как вы относитесь к детям с ОВЗ?
а) считаю, что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования (коррекционные школы);
б) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе со всеми
детьми при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий;
в) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в специализированных классах общеобразовательных школ.
12. Что вы думаете об инклюзивном образовании?
а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования;
б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения;
в) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования.
13. Как вы относитесь к комплектованию классов (групп) детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития?
а) считаю, что классы (группы) детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития;
б) не исключаю возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, но придерживаюсь идеи комплектования классов(групп)с учетом состояния здоровья;
в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием.
14. Вам предложили работать в классе (группе), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы:
а) согласитесь;
б) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки;
в) постараетесь аргументировать свой отказ, но если директор будет настаивать, согласитесь на условиях достаточной доплаты;
г) категорически откажетесь.
15. Насколько у вас сформирована психологическая готовность к работе с детьми с ОВЗ?
а) готовность полностью сформирована;
б) постепенно формируется, но не в полной мере;
в) такая готовность не сформирована.
16. Вам предложили взять класс (группу), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы согласитесь так как:
а) вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи и сделаете все возможное для их успешного обучения;
б) по объективным причинам не можете оспаривать решение директора;
в) это приоритетное направление в образовании, это престижно, предоставляет возможность профессионального роста;
г) работа в таких классах (группах) оплачивается выше.
17. Как вы считаете, влияет ли присутствие детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования:
а) нет никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования;
б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития эмпатии, толерантности и пр.
в) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ.
18. Оцените свое желание работать по программам для детей с ОВЗ:
а) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми с ОВЗ;
б) иногда интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ;
в) не интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ.
19. Беседы, которые проводит педагог с учениками в инклюзивном классе (группе) должны:
а) обращать внимание учащихся на то, что у какого-то ребенка есть проблемы, и его надо опекать и жалеть;
б) быть организованы так, чтобы у каждого ребенка были выделены сильные стороны, в т. ч. и у ребенка с ОВЗ;
в) обращать внимание на то, что все дети разные, и формировать уважительное отношение друг к другу.
20. Мне кажется, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование является:
а) страх и брезгливость педагогов;
б) опасение педагогов, что ученики без ограничений возможностей здоровья будут ущемлены в правах, и им будет уделяться меньше времени на усвоение программы;
в) опасение педагогов, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения.
21. Сформирована ли у вас профессиональная установка на готовность работать с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?
а) такая установка не сформирована;
б) постепенно формируется, но не в полной мере;
в) установка полностью сформирована.
22. Оцените свою готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:
а) владею методами и приемами работы с детьми с ОВЗ, и знаю пути их интеграции
в коллектив здоровых детей;
б) имею ограниченные навыки работы с детьми с ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей;
в) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив школьников без ограничений возможностей здоровья.
23. Оцените ваш уровень владения программами по работе с детьми с ОВЗ:
а) владею программами по работе с детьми с ОВЗ;
б) владею лишь некоторыми приемами и программами по работе с детьми с ОВЗ;
в) не владею программами по работе с детьми с ОВЗ.
24. Готовы ли вы принять участие в разработке образовательных программ для обучения детей с ОВЗ?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
25. Имеете ли вы опыт использования инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ:
а) широко использую инновационные игровые, здоровьесберегающие технологии;
б) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке;
в) не считаю возможным использование инновационных технологий.
26. Оцените свою готовность к взаимодействию со специалистами социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
а) выражаю полную готовность к взаимодействию;
б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами;
в) нет необходимости в таком взаимодействии.
27. Если бы у вас в классе (группе) был ребенок с ОВЗ, то вы:
а) справились, у вас не будет с ним проблем;
б) попросили бы перевести его в другой класс (группу), потому что у вас нет опыта
для работы с ребенком с ОВЗ;
в) обратились бы за помощью к специалистам, коллегам, имеющим опыт работы с
ребенком с ОВЗ.
28. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать в вашем классе (группе)?
а) готов работать с любыми детьми;
б) все зависит от особенностей ребенка;
в) не готов к работе с детьми с ОВЗ.
29. Как вы думаете, что нужно будет изменить в вашей работе, если в классе (группе) появятся дети с ОВЗ?
а) использовать особые дидактические материалы, а так же специальное оборудование;
б) применять специальные технологии и методы обучения;
в) ничего менять не стал бы.
30. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ?
а) да, моей профессиональной подготовки и психологических способностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию;
б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически;
в)готов психологически, но не обладаю достаточными профессиональными навыками;
г) нет, не готов к работе с детьми с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.
Обработка результатов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а – 0 | а – 0 | а – 0 | а – 2 | а – 0 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 0 | а – 2 |
б – 0 | б – 0 | б – 0 | б – 0 | б – 2 | б – 0 | б – 1 | б – 1 | б – 1 | б – 1 |
в – 2 | в – 2 | в – 0 | в – 0 | в – 0 | в – 0 | в – 0 | в – 0 | в – 2 | в – 0 |
г – 0 | г –0 | г –0 | г – 0 | ||||||
д – 2 | |||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
а – 0 | а – 2 | а – 0 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 1 | а – 2 | а – 0 | а – 0 |
б – 2 | б – 1 | б – 1 | б – 1 | б – 1 | б – 0 | б – 2 | б – 1 | б – 1 | б – 1 |
в – 1 | в – 0 | в – 2 | в – 0 | в – 0 | в – 1 | в – 0 | в – 0 | в – 2 | в – 2 |
г – 0 | г – 0 |
| |||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
а – 0 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 2 | а – 1 | а – 2 |
б – 1 | б – 1 | б – 1 | б – 0 | б – 1 | б – 1 | б – 0 | б – 1 | б – 2 | б – 1 |
в – 2 | в – 0 | в – 0 | в – 1 | в – 0 | в – 0 | в – 1 | в – 0 | в – 0 | в – 1 |
г – 0 | |||||||||
Сопоставьте полученное количество баллов с критериями оценки
- – 51 – 60 баллов – высокий уровень;
- – 50 – 30 баллов – средний уровень;
- – 29 – 0 баллов – низкий уровень
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
- Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной (знаниевой) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной) готовности. Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной (деятельностной) готовности.
Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.
Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.
Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.
Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно: сначала должна сформироваться информационная готовность, затем психологическая готовность, а потом уже профессиональная.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это: а ) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящих к социальной дезадаптации , нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению; б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий ; в) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; г) физические лица, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий при освоении образовательной программы.
2. Образование обучающихся с ОВЗ: а) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ; б ) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность ; в ) может быть организовано как совместно с другими обучающимися , так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; г ) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
3 . Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается: а) использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания , специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; б)использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; г) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; д) все вышеперечисленное.
4. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются : а) в первой смене, по 5-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса ; б) в первой смене, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса ; в ) в две смены, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 45 минут, за исключением первого класса.
5. Максимальное количество учащихся с ОВЗ в одном классе (группе) определяется: а ) образовательной организацией самостоятельно; б ) в соответствии с рекомендациями СанПиН; в) в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими условиями ОО. 6 . Инклюзивное образование – это: а) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ; б) обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях; в) обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе ; г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.
7. Оцените уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании: а ) хорошо понимаю и объясняю особенности инклюзивного образования; б ) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании; в ) не имею представлений и не понимаю сути такого образования. 8 . Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ: а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ.
9. Оцените уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ: а) специальные знания отсутствуют; б) имеются минимальные специальные знания; в) специальные знания достаточны для осуществления работы с детьми с ОВЗ. 10. Как вы считаете, необходимо ли вам повышение квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с ОВЗ? а) нет необходимости повышать квалификацию; б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии; в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.
11. Как вы относитесь к детям с ОВЗ? а) считаю, что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования ( коррекционные школы); б) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе со всеми детьми при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий ; в) считаю , что детей с ОВЗ надо обучать в специализированных классах общеобразовательных школ. 12. Что вы думаете об инклюзивном образовании? а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования; б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения; в) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования .
13. Как вы относитесь к комплектованию классов (групп) детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития? а ) считаю, что классы (группы) детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития; б) не исключаю возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, но придерживаюсь идеи Комплектования классов (групп) с учетом состояния здоровья ; в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием. 14. Вам предложили работать в классе (группе), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы: а) согласитесь; б ) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки; в ) постараетесь аргументировать свой отказ, но если директор будет настаивать, согласитесь на условиях достаточной доплаты; г) категорически откажетесь.
15. Насколько у вас сформирована психологическая готовность к работе с детьми с ОВЗ? а) готовность полностью сформирована; б ) постепенно формируется, но не в полной мере; в ) такая готовность не сформирована. 16. Вам предложили взять класс (группу), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы согласитесь так как: а) вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи и сделаете все возможное для их успешного обучения; б ) по объективным причинам не можете оспаривать решение директора; в) это приоритетное направление в образовании, это престижно, предоставляет возможность профессионального роста ; г) работа в таких классах (группах) оплачивается выше.
17. Как вы считаете, влияет ли присутствие детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования: а) нет никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования ; б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития эмпатии , толерантности и пр. в ) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ.
18. Оцените свое желание работать по программам для детей с ОВЗ: а ) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми с ОВЗ; б ) иногда интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ; в ) не интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ. 19. Беседы , которые проводит педагог с учениками в инклюзивном классе (группе) должны: а ) обращать внимание учащихся на то, что у какого-то ребенка есть проблемы, и его надо опекать и жалеть; б) быть организованы так, чтобы у каждого ребенка были выделены сильные стороны , в т. ч. и у ребенка с ОВЗ; в ) обращать внимание на то, что все дети разные, и формировать уважительное отношение друг к другу.
20. Мне кажется, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование является: а ) страх и брезгливость педагогов; б ) опасение педагогов, что ученики без ограничений возможностей здоровья будут ущемлены в правах, и им будет уделяться меньше времени на усвоение программы; в ) опасение педагогов, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения. 21. Сформирована ли у вас профессиональная установка на готовность работать с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья? а) такая установка не сформирована; б) постепенно формируется, но не в полной мере; в ) установка полностью сформирована.
22. Оцените свою готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: а ) владею методами и приемами работы с детьми с ОВЗ, и знаю пути их интеграции в коллектив здоровых детей; б) имею ограниченные навыки работы с детьми с ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей; в ) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив школьников без ограничений возможностей здоровья. 23. Оцените ваш уровень владения программами по работе с детьми с ОВЗ: а ) владею программами по работе с детьми с ОВЗ; б) владею лишь некоторыми приемами и программами по работе с детьми с ОВЗ; в ) не владею программами по работе с детьми с ОВЗ.
24. Готовы ли вы принять участие в разработке образовательных программ для обучения детей с ОВЗ? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 25. Имеете ли вы опыт использования инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ: а) широко использую инновационные игровые, здоровьесберегающие технологии; б ) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке; в ) не считаю возможным использование инновационных технологий. 26. Оцените свою готовность к взаимодействию со специалистами социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: а) выражаю полную готовность к взаимодействию; б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами; в) нет необходимости в таком взаимодействии.
27. Если бы у вас в классе (группе) был ребенок с ОВЗ, то вы: а) справились, у вас не будет с ним проблем; б) попросили бы перевести его в другой класс (группу), потому что у вас нет опыта для работы с ребенком с ОВЗ; в) обратились бы за помощью к специалистам, коллегам, имеющим опыт работы с ребенком с ОВЗ. 28. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать в вашем классе (группе)? а ) готов работать с любыми детьми; б) все зависит от особенностей ребенка; в) не готов к работе с детьми с ОВЗ.
29. Как вы думаете, что нужно будет изменить в вашей работе, если в классе (группе) появятся дети с ОВЗ? а ) использовать особые дидактические материалы, а так же специальное оборудование; б ) применять специальные технологии и методы обучения; в) ничего менять не стал бы. 30. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ? а) да, моей профессиональной подготовки и психологических способностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию; б ) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически; в)готов психологически, но не обладаю достаточными профессиональными навыками ; г) нет, не готов к работе с детьми с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.
Обработка результатов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а – 0 а – 0 а – 0 а – 2 а – 0 а – 2 а – 2 а – 2 а – 0 а – 2 б – 0 б – 0 б – 0 б – 0 б – 2 б – 0 б – 1 б – 1 б – 1 б – 1 в – 2 в – 2 в – 0 в – 0 в – 0 в – 0 в – 0 в – 0 в – 2 в – 0 г – 0 г –0 г –0 г – 0 д – 2
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 а – 0 а – 2 а – 0 а – 2 а – 2 а – 2 а – 1 а – 2 а – 0 а – 0 б – 2 б – 1 б – 1 б – 1 б – 1 б – 0 б – 2 б – 1 б – 1 б – 1 в – 1 в – 0 в – 2 в – 0 в – 0 в – 1 в – 0 в – 0 в – 2 в – 2 г – 0 г – 0
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 а – 0 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 1 а – 2 б – 1 б – 1 б – 1 б – 0 б – 1 б – 1 б – 0 б – 1 б – 2 б – 1 в – 2 в – 0 в – 0 в – 1 в – 0 в – 0 в – 1 в – 0 в – 0 в – 1 г – 0
Сопоставьте полученное количество баллов с критериями оценки – 51 – 60 баллов – высокий уровень; – 50 – 30 баллов – средний уровень; – 29 – 0 баллов – низкий уровень
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной ( знаниевой ) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной) готовности. Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной ( деятельностной ) готовности.
Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.
Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми ОВЗ . Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.
Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей ОВЗ . У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.
Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно : сначала должна сформироваться информационная готовность, затем психологическая готовность, а потом уже профессиональная .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...
Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....