Работа с детьми с ОВЗ
статья

Васильченко Лариса Петровна

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на  получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ

Сегодня на педагогическом совете мы говорим об инклюзивном образовании. Основополагающий принцип инклюзивного образования является следующий: «Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».

В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.

В пункте 3 статьи 79 ФЗ чётко прописывает условия получения образования ребёнком с ОВЗ. «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

«...Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида...». Это новое явление для нашей образовательной практики.

Что же такое адаптированная образовательная программа,

как она создается?

Пункт 28 статьи 2 Закона «Об образовании» звучит так: «Адаптированная образовательная программа(АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реаби-литации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается на основе:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
5.Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы
 Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ (программы СКОУ), к которой относится ребенок.

При этом модификации, то есть изменению, преобразованию, адапти-рованию в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися.

Адаптирование учебных программ предусматривает:

  • Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ
  • Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
  • Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
  • Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)

Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-разви-вающую направленность образования.

Так в АОП варианта 7.2 (ЗПР) по математике для 1 класса коррекционно - развивающими задачами будут:

- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида включает в себя:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Индивидуальный учебный план
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)
  • Мониторинг достижений обучающихся
  • Заключение и рекомендации


На титульном листе указываются:

  • наименование учреждения;
  • назначение программы;
  • срок реализации;
  • адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);
  • гриф утверждения руководителем;

В пояснительной записке указываются:

  • сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
  • диагноз;
  • психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
  • структура индивидуальной образовательной программы, её

цель и задачи;

  • основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
  • обоснованность и варьирование используемых программ;
  • перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).

В индивидуальном учебном плане отражается варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости).

Содержание программы включает в себя следующие компоненты:

Образовательный компонент-

Индивидуальный образовательный план

Задачи по предметным областям

Критерии оценивания достижений по образовательным областям

Календарно-тематическое планирование;

Коррекционный компонент-

Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

Социализация (воспитательный компонент)-

содержит раздел классного руководителя, условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

  • внеклассная и внеурочная деятельность;
  • мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.

В мониторинге достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций (динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации).

В заключении и рекомендациях дается

  • обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
  • заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при совпадении желания родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционно-развивающего обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.

Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость.

Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с реко-мендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами пси-холого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возмож-ности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения.

Что касается моего класса, то он сформировался в сентябре 2016 года. В классе было 32 ученика. Из них 2 ребёнка с ОВЗ, занимающиеся по АОП варианта 7.1 (ЗПР) и 1 ребёнок с ОВЗ, занимающийся по  АОП НОО вариант 7.2- (ЗПР)


Адаптированная рабочая программа обучающегося с задержкой психического развития направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

На уроках эти дети испытывают определённые трудности:

познавательные:

  • невозможность воспроизведения ранее изученного материала на следующем уроке;
  • невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации;
  • неумение работать по наглядным моделям и схемам;

коммуникативные:

  • неумение согласовывать действия с партнерами (работа в парах);
  • неумение грамматически правильно построить фразу или задать вопрос;

психомоторные:

  • неумение правильно держать ручку;
  • неустойчивый почерк;
  • плохая ориентировка на плоскости и в пространстве.

Для этих учащихся была разработана адаптированная программа (согласно рекомендациям городской ПМПК). С данными детьми проводят коррекционно- развивающие занятия школьный логопед и школьный психолог.

Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.

Таким образом, в моём выступлении и выступлении коллег были определены наиболее важные положения, касающиеся разработки и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. Но на практике, какие бы идеальные условия не были бы разработаны, как бы хороши они не были по отношению к потребностям конкретного ребенка – положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации будет вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.

Хотелось бы закончить своё выступление высказыванием из Конвенкции ООН о правах ребёнка:

«Мы работаем в первую очередь в интересах детей.

Все дети имеют надежду и возможности.

Все дети имеют право на охрану здоровья,

безопасность и развитие.

Все дети имеют право голоса и возможность влиять

на решения, касающиеся их жизни».



Литература

1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014.

2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образование. 2011. № 09. С. 224–231.

3. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные про- граммы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197.

4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.

5. Организация специальных образовательных условий для детей с огра ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.

6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.

 

Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ

с учётом требований ФГОС

      С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.  Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

     В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на  получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.  

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это  фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При  проведении  коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых  и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
  2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
  3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и  речь.
  4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

  1. Практика проведения коррекционно-развивающего обучения.

Обратимся к конкретному педагогическому опыту организации коррекционно-развивающего обучения. Современная школьная практика накопила определенный опыт осуществления коррекционно-развивающего обучения, обеспечивающего положительные результаты в образовании и воспитании детей.

Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе. Педагоги осваивают «помогающее поведение», «помогающие отношения». Помогающие отношения, как они понимаются в психотерапии, характеризуются тем, что одна из сторон способствует другой стороне в личностном росте, развитии зрелости, лучшей жизнедеятельности, умении ладить с другими, развитии потенциальных внутренних возможностей. Такие отношения между учителем и учеником являются обязательными. Основу таких отношений составляют любовь, принятие, уважение индивидуальности, доверие, понимание, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и уважение к их выбору, интерес к ребенку.

Понимание, признание в ребенке человека - это самый главный вклад взрослого в его развитие. Вот почему учителя-предметники заходят в класс к детям и в дни, когда нет их уроков, только для того, чтобы поприветствовать учеников, пообщаться с ними, поинтересоваться успехами, настроением, самочувствием, поддержать. Каждый урок в начальных классах эти педагоги начинают с признания, что встреча с детьми для них радостна и приятна, что они ждали этой встречи, готовились к ней и надеются на взаимность.

Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.

Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка.

На основе анализа литературных источников, опыта работы педагогов можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников.

Во-первых, необходимо положительное отношение ребенка к школе в целом. Пребывание в школе не должно вызывать v ребенка негативные эмоции. У него должны быть ровные, хорошие деловые отношения с учителями          и одноклассниками,    исключены конфликты с ними. Он должен принимать участие в жизни класса и школы.

Особое значение  занимают эмоции сопереживания в общении с учителем и одноклассниками. Очень важно учить детей культуре чувств: понимание       душевного состояния другого человека, умению поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, или порадоваться вместе с ним, желанию понять и принять интересы другого человека как свои собственные.

Во-вторых, наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в работе. В школе, утверждает известный педагог В. Ф.Шаталов, ребенок должен обрести точку опоры как утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которого - честь, совесть, правда. Может быть, главный наш принцип - снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. Мы считаем, что все дети могут учиться успешно, однако учителя должны иметь большое терпение...

Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь» - напоминает учитель ученику. «Он может» - должен понимать коллектив ребят. «Я могу» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придает ему новые силы.

В-третьих, положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способами учебной работы, самостоятельными наблюдениями, исследованиями. Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление. Однако важно помнить, что эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой, захваливание школьников может привести и к застою в учебной работе, к «закрытости» их для развития. Вместе с тем в обучении должно присутствовать и чувство преодоления трудности. Ребенок всегда должен осознавать оценку как результат своих собственных усилий. Он должен получать удовлетворение от самостоятельного преодоления трудностей.

6.Коррекционная работа с детьми.

6.1.Формирование готовности овладению навыками письма.

На каждом этапе  выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:

1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

С детьми проводились гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.

3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.

Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.

4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.

5. Формирование базовых графических навыков.

Детей обучали проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

6.2.Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Одной из специфических закономерностей аномального развития психики являются особые взаимоотношения ребенка с окружающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что существенно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаимоотношения умственно отсталых учащихся с окружающими называют и недостаточно глубокое понимание обществом проблемы интеллектуальной недостаточности, и наличие у школьников целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Ведущие специалисты коррекционной педагогики и психологии неоднократно подчеркивали необходимость всестороннего и целостного изучения личности школьника с интеллектуальной недостаточностью, а также комплексного воздействия на все структурные компоненты его психики. В то же время, в центре внимания продолжает оставаться интеллектуальное развитие таких детей, и лишь отдельные исследователи рассматривают особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости.

Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия. 

   Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.  

Список литературы

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
  2. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.



Предварительный просмотр:

Анкета «Работа с детьми с ОВЗ»

1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это:  

а) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящих к социальной дезадаптации, нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению;

б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие        получению образования        без        создания специальных  условий;

в) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные        психолого-медико-педагогической        комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

г) физические        лица,        нуждающиеся        в  создании  специальных образовательных условий при освоении образовательной программы.

2. Образование обучающихся с ОВЗ:

а) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях,  осуществляющих  образовательную  деятельность,  в  соответствии  с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

б) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

в) может  быть  организовано  как  совместно  с  другими  обучающимися,  так  и  в отдельных классах, группах  или        в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

 г) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается:

 а)использование специальных  образовательных  программ,  методов  обучения        и  воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

б)использование специальных технических        средств обучения коллективного и   индивидуального  пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

в) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

г) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

д) все вышеперечисленное.

4. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются:

 а) в первой смене, по 5-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса;

 б) в первой смене, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса;

 в) в две смены, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 45 минут, за исключением первого класса.

5. Максимальное количество учащихся с ОВЗ в одном классе (группе) определяется:

 а) образовательной организацией самостоятельно;

б) в соответствии с рекомендациями СанПиН;

в) в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими условиями ОО.

 6. Инклюзивное образование – это:

а)  обеспечение  равного доступа  к образованию для  всех обучающихся  с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных  возможностей;

б) обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;

в) обучение  ребенка  с  особыми  образовательными  потребностями  в  специальной школе;

г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.

7. Оцените уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании:

 а) хорошо понимаю и объясняю особенности инклюзивного образования;

б) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании;

в) не имею представлений и не понимаю сути такого образования.

 8. Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ:

а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ;

в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ.

9. Оцените уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ:

 а) специальные знания отсутствуют;

б) имеются минимальные специальные знания;

в) специальные знания достаточны для осуществления работы с детьми с ОВЗ.

 10. Как вы считаете, необходимо ли вам повышение квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с ОВЗ?

а) нет необходимости повышать квалификацию;

б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.

 11. Как вы относитесь к детям с ОВЗ?

а) считаю, что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования (коррекционные школы);

б) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе со всеми

детьми при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий;

в) считаю, что        детей        с ОВЗ надо обучать в специализированных        классах  общеобразовательных школ.

 12. Что вы думаете об инклюзивном образовании?

а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования;

б) хотелось бы         принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения;

в) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования.

13. Как вы относитесь к комплектованию классов (групп) детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития?

 а) считаю, что классы (группы) детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития;

б) не исключаю возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, но придерживаюсь идеи комплектования классов(групп)с учетом состояния здоровья;

в) считаю возможным        совместное пребывание детей с различным        состоянием здоровья и психическим развитием.

 14. Вам предложили работать в классе (группе), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы:

  а) согласитесь;

б) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки;

 в) постараетесь аргументировать свой отказ, но если директор будет настаивать, согласитесь на условиях достаточной доплаты;

 г) категорически откажетесь.

15. Насколько у вас сформирована психологическая готовность к работе с детьми с ОВЗ?

а) готовность полностью сформирована;

 б) постепенно формируется, но не в полной мере;

в) такая готовность не сформирована.

 16. Вам предложили взять класс (группу), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы согласитесь так как:

 а) вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи и сделаете все возможное для их успешного обучения;

б) по объективным причинам не можете оспаривать решение директора;

 в) это приоритетное направление в образовании, это престижно, предоставляет возможность профессионального роста;

 г) работа в таких классах (группах) оплачивается выше.

 17. Как вы считаете, влияет ли присутствие детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования:

 а) нет никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования;

б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития эмпатии, толерантности и пр.

в) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ.

18. Оцените свое желание работать по программам для детей с ОВЗ:

 а) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми с ОВЗ;

б) иногда интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ;

в) не интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ.

 19. Беседы, которые проводит педагог с учениками в инклюзивном классе (группе) должны:

 а) обращать внимание учащихся на то, что у какого-то ребенка есть проблемы, и его надо опекать и жалеть;

б)  быть  организованы  так,  чтобы        у  каждого  ребенка        были        выделены  сильные стороны, в т. ч. и у ребенка с ОВЗ;

 в) обращать внимание на то, что все дети разные, и формировать уважительное отношение друг к другу.

20. Мне кажется, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование является:

 а) страх и брезгливость педагогов;

 б) опасение педагогов, что ученики без ограничений возможностей здоровья будут ущемлены в правах, и им будет уделяться меньше времени на усвоение программы;

в) опасение педагогов, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения.

 21. Сформирована ли у вас профессиональная установка на готовность работать с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?

а) такая установка не сформирована;

б) постепенно формируется, но не в полной мере;

в) установка полностью сформирована.

22. Оцените свою готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:

 а) владею методами и приемами работы с детьми с ОВЗ, и знаю пути их интеграции

в коллектив здоровых детей;

б) имею ограниченные навыки работы с детьми с ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей;

 в) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив школьников без ограничений возможностей здоровья.

 23. Оцените ваш уровень владения программами по работе с детьми с ОВЗ:

а) владею программами по работе с детьми с ОВЗ;

б) владею лишь некоторыми приемами и программами по работе с детьми с ОВЗ;

в) не владею программами по работе с детьми с ОВЗ.

24. Готовы ли вы принять участие в разработке образовательных программ для обучения детей с ОВЗ?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

 25. Имеете ли вы опыт использования инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ:

а) широко использую инновационные игровые, здоровьесберегающие технологии;

б) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке;

в) не считаю возможным использование инновационных технологий.

 26.  Оцените свою готовность к взаимодействию со специалистами социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

а) выражаю полную готовность к взаимодействию;

б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами;

 в) нет необходимости в таком взаимодействии.

27. Если бы у вас в классе (группе) был ребенок с ОВЗ, то вы:

а) справились, у вас не будет с ним проблем;

б) попросили бы перевести его в другой класс (группу), потому что у вас нет опыта

для работы с ребенком с ОВЗ;

в) обратились бы за помощью к специалистам, коллегам, имеющим опыт работы с

ребенком с ОВЗ.

 28. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать в вашем классе (группе)?

а) готов работать с любыми детьми;

б) все зависит от особенностей ребенка;

в) не готов к работе с детьми с ОВЗ.

 29. Как вы думаете, что нужно будет изменить в вашей работе, если в классе (группе) появятся дети с ОВЗ?

 а) использовать особые дидактические материалы, а так же специальное оборудование;

б) применять специальные технологии и методы обучения;

 в) ничего менять не стал бы.

 30. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ?

а) да, моей профессиональной подготовки и психологических способностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию;

б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов   психологически;

в)готов        психологически, но не обладаю достаточными  профессиональными навыками;

г) нет, не готов к работе с детьми с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.

                   Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а – 0

а – 0

а – 0

а – 2

а – 0

а – 2

а – 2

а – 2

а – 0

а – 2

б – 0

б – 0

б – 0

б – 0

б – 2

б – 0

б – 1

б – 1

б – 1

б – 1

в – 2

в – 2

в – 0

в – 0

в – 0

в – 0

в – 0

в – 0

в – 2

в – 0

г – 0

г –0

г –0

г – 0

д – 2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а – 0

а – 2

а – 0

а – 2

а – 2

а – 2

а – 1

а – 2

а – 0

а – 0

б – 2

б – 1

б – 1

б – 1

б – 1

б – 0

б – 2

б – 1

б – 1

б – 1

в – 1

в – 0

в – 2

в – 0

в – 0

в – 1

в – 0

в – 0

в – 2

в – 2

г – 0

г – 0

 

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

а – 0

а – 2

а – 2

а – 2

а – 2

а – 2

а – 2

а – 2

а – 1

а – 2

б – 1

б – 1

б – 1

б – 0

б – 1

б – 1

б – 0

б – 1

б – 2

б – 1

в – 2

в – 0

в – 0

в – 1

в – 0

в – 0

в – 1

в – 0

в – 0

в – 1

г – 0

Сопоставьте полученное количество баллов с критериями оценки

  • – 51 – 60 баллов – высокий уровень;
  • – 50 – 30 баллов – средний уровень;
  • – 29 – 0 баллов – низкий уровень

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  • Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной (знаниевой) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной) готовности. Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной (деятельностной) готовности.

Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.

 Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми  ОВЗ. Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.

Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей ОВЗ. У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.

Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно: сначала должна сформироваться информационная готовность, затем психологическая готовность, а потом уже профессиональная.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНКЕТА «Диагностика готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ» Инструкция : прочитайте высказывания и напишите один вариант ответа.

Слайд 2

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это: а ) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящих к социальной дезадаптации , нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению; б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий ; в) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; г) физические лица, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий при освоении образовательной программы.

Слайд 3

2. Образование обучающихся с ОВЗ: а) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ; б ) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность ; в ) может быть организовано как совместно с другими обучающимися , так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; г ) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Слайд 4

3 . Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается: а) использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания , специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; б)использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; г) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; д) все вышеперечисленное.

Слайд 5

4. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются : а) в первой смене, по 5-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса ; б) в первой смене, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 40 минут, за исключением первого класса ; в ) в две смены, по 6-дневной учебной неделе и не превышают 45 минут, за исключением первого класса.

Слайд 6

5. Максимальное количество учащихся с ОВЗ в одном классе (группе) определяется: а ) образовательной организацией самостоятельно; б ) в соответствии с рекомендациями СанПиН; в) в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими условиями ОО. 6 . Инклюзивное образование – это: а) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ; б) обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях; в) обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе ; г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.

Слайд 7

7. Оцените уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании: а ) хорошо понимаю и объясняю особенности инклюзивного образования; б ) имею ограниченные представления об инклюзивном образовании; в ) не имею представлений и не понимаю сути такого образования. 8 . Оцените уровень своих знаний об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ: а) знаю об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; б) имею ограниченные представления об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ; в) фактически не имею представлений об особенностях физического и психического развития детей с ОВЗ.

Слайд 8

9. Оцените уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ: а) специальные знания отсутствуют; б) имеются минимальные специальные знания; в) специальные знания достаточны для осуществления работы с детьми с ОВЗ. 10. Как вы считаете, необходимо ли вам повышение квалификации в области коррекционной педагогики и коррекционной психологии для работы с детьми с ОВЗ? а) нет необходимости повышать квалификацию; б) хотелось бы повысить квалификацию по некоторым вопросам коррекционной педагогики и коррекционной психологии; в) считаю необходимым получить дополнительное образование по коррекционной педагогике и коррекционной психологии.

Слайд 9

11. Как вы относитесь к детям с ОВЗ? а) считаю, что детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования ( коррекционные школы); б) считаю, что детей с ОВЗ надо обучать в общеобразовательной школе со всеми детьми при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий ; в) считаю , что детей с ОВЗ надо обучать в специализированных классах общеобразовательных школ. 12. Что вы думаете об инклюзивном образовании? а) положительно отношусь к идее инклюзивного образования; б) хотелось бы принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживаю неуверенность в правильности этого обучения; в) отрицательно отношусь к идее инклюзивного образования .

Слайд 10

13. Как вы относитесь к комплектованию классов (групп) детей с различными особенностями состояния здоровья и психического развития? а ) считаю, что классы (группы) детей следует комплектовать с учетом их состояния здоровья и психического развития; б) не исключаю возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, но придерживаюсь идеи Комплектования классов (групп) с учетом состояния здоровья ; в) считаю возможным совместное пребывание детей с различным состоянием здоровья и психическим развитием. 14. Вам предложили работать в классе (группе), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы: а) согласитесь; б ) согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки; в ) постараетесь аргументировать свой отказ, но если директор будет настаивать, согласитесь на условиях достаточной доплаты; г) категорически откажетесь.

Слайд 11

15. Насколько у вас сформирована психологическая готовность к работе с детьми с ОВЗ? а) готовность полностью сформирована; б ) постепенно формируется, но не в полной мере; в ) такая готовность не сформирована. 16. Вам предложили взять класс (группу), где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, вы согласитесь так как: а) вы понимаете, что дети с ОВЗ нуждаются в вашей помощи и сделаете все возможное для их успешного обучения; б ) по объективным причинам не можете оспаривать решение директора; в) это приоритетное направление в образовании, это престижно, предоставляет возможность профессионального роста ; г) работа в таких классах (группах) оплачивается выше.

Слайд 12

17. Как вы считаете, влияет ли присутствие детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования: а) нет никакого влияния присутствия детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в условиях инклюзивного образования ; б) возможно положительное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития эмпатии , толерантности и пр. в ) возможно негативное влияние детей с ОВЗ на одноклассников без ограничений возможностей здоровья в плане развития у здоровых детей нетерпимости, антипатии и непринятия детей с ОВЗ.

Слайд 13

18. Оцените свое желание работать по программам для детей с ОВЗ: а ) занимаюсь и совершенствуюсь в освоении программ по работе с детьми с ОВЗ; б ) иногда интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ; в ) не интересуюсь программами по работе с детьми с ОВЗ. 19. Беседы , которые проводит педагог с учениками в инклюзивном классе (группе) должны: а ) обращать внимание учащихся на то, что у какого-то ребенка есть проблемы, и его надо опекать и жалеть; б) быть организованы так, чтобы у каждого ребенка были выделены сильные стороны , в т. ч. и у ребенка с ОВЗ; в ) обращать внимание на то, что все дети разные, и формировать уважительное отношение друг к другу.

Слайд 14

20. Мне кажется, что главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование является: а ) страх и брезгливость педагогов; б ) опасение педагогов, что ученики без ограничений возможностей здоровья будут ущемлены в правах, и им будет уделяться меньше времени на усвоение программы; в ) опасение педагогов, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения. 21. Сформирована ли у вас профессиональная установка на готовность работать с любым ребенком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья? а) такая установка не сформирована; б) постепенно формируется, но не в полной мере; в ) установка полностью сформирована.

Слайд 15

22. Оцените свою готовность к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: а ) владею методами и приемами работы с детьми с ОВЗ, и знаю пути их интеграции в коллектив здоровых детей; б) имею ограниченные навыки работы с детьми с ОВЗ, и испытываю трудности в их интеграции в коллектив здоровых детей; в ) не имею навыков работы и не знаю, каким образом помочь детям с ОВЗ в интеграции их в коллектив школьников без ограничений возможностей здоровья. 23. Оцените ваш уровень владения программами по работе с детьми с ОВЗ: а ) владею программами по работе с детьми с ОВЗ; б) владею лишь некоторыми приемами и программами по работе с детьми с ОВЗ; в ) не владею программами по работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 16

24. Готовы ли вы принять участие в разработке образовательных программ для обучения детей с ОВЗ? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить. 25. Имеете ли вы опыт использования инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ: а) широко использую инновационные игровые, здоровьесберегающие технологии; б ) иногда использую инновационные технологии, больше работаю по старинке; в ) не считаю возможным использование инновационных технологий. 26. Оцените свою готовность к взаимодействию со специалистами социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: а) выражаю полную готовность к взаимодействию; б) считаю возможным частичное взаимодействие с данными специалистами; в) нет необходимости в таком взаимодействии.

Слайд 17

27. Если бы у вас в классе (группе) был ребенок с ОВЗ, то вы: а) справились, у вас не будет с ним проблем; б) попросили бы перевести его в другой класс (группу), потому что у вас нет опыта для работы с ребенком с ОВЗ; в) обратились бы за помощью к специалистам, коллегам, имеющим опыт работы с ребенком с ОВЗ. 28. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать в вашем классе (группе)? а ) готов работать с любыми детьми; б) все зависит от особенностей ребенка; в) не готов к работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 18

29. Как вы думаете, что нужно будет изменить в вашей работе, если в классе (группе) появятся дети с ОВЗ? а ) использовать особые дидактические материалы, а так же специальное оборудование; б ) применять специальные технологии и методы обучения; в) ничего менять не стал бы. 30. Считаете ли вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ? а) да, моей профессиональной подготовки и психологических способностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию; б ) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически; в)готов психологически, но не обладаю достаточными профессиональными навыками ; г) нет, не готов к работе с детьми с ОВЗ ни психологически, ни профессионально.

Слайд 19

Обработка результатов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а – 0 а – 0 а – 0 а – 2 а – 0 а – 2 а – 2 а – 2 а – 0 а – 2 б – 0 б – 0 б – 0 б – 0 б – 2 б – 0 б – 1 б – 1 б – 1 б – 1 в – 2 в – 2 в – 0 в – 0 в – 0 в – 0 в – 0 в – 0 в – 2 в – 0 г – 0 г –0 г –0 г – 0 д – 2

Слайд 20

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 а – 0 а – 2 а – 0 а – 2 а – 2 а – 2 а – 1 а – 2 а – 0 а – 0 б – 2 б – 1 б – 1 б – 1 б – 1 б – 0 б – 2 б – 1 б – 1 б – 1 в – 1 в – 0 в – 2 в – 0 в – 0 в – 1 в – 0 в – 0 в – 2 в – 2 г – 0 г – 0

Слайд 21

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 а – 0 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 2 а – 1 а – 2 б – 1 б – 1 б – 1 б – 0 б – 1 б – 1 б – 0 б – 1 б – 2 б – 1 в – 2 в – 0 в – 0 в – 1 в – 0 в – 0 в – 1 в – 0 в – 0 в – 1 г – 0

Слайд 22

Сопоставьте полученное количество баллов с критериями оценки – 51 – 60 баллов – высокий уровень; – 50 – 30 баллов – средний уровень; – 29 – 0 баллов – низкий уровень

Слайд 23

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Ответы на высказывания с 1-го по 10-й характеризуют уровень информационной ( знаниевой ) готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на высказывания с 11-го по 20-й характеризуют уровень психологической (личностной) готовности. Ответы на высказывания с 21-го по 30-й характеризуют уровень профессиональной ( деятельностной ) готовности.

Слайд 24

Высокий уровень готовности – у педагога имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагог принимает ценности инклюзивного образования, имеет положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Педагог умеет отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеет педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагог готов к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.

Слайд 25

Средний уровень готовности – у педагога имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагог психологически может быть не готов к работе с детьми ОВЗ . Недостаточно уверен в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готов к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.

Слайд 26

Низкий уровень готовности – педагог не готов к работе с учащимся с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагога наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Он не разделяет ценностей инклюзивного образования. Не готов обеспечить необходимые условия для организации обучения детей ОВЗ . У него нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.

Слайд 27

Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно : сначала должна сформироваться информационная готовность, затем психологическая готовность, а потом уже профессиональная .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....