Выступление на МО по теме: "Значение картинного плана для усвоения литературного текста учащимися с умеренной умственной отсталостью" с презентацией
методическая разработка

В данном метериалае представлено выступление с презентацией по теме: "Значение картинного плана для усвоения литературного текста учащимися с умеренной умственной отсталостью".

Аннотация: Умение понимать прочитанный текст и пересказывать его необходимо при изучении всех школьных предметов. Обучение пересказу представляет особую трудность для ребёнка с умственной отсталостью, что связано со спецификой формирования его психических процессов. Для таких детей характерны ограниченность знаний, бедность словарного запаса, узость поля зрения, выраженная недостаточность звуко-слогового анализа  синтеза, зачастую значительные нарушения произносительной стороны речи и грамматического строя, дефекты слухового и зрительного восприятия, слабость внимания и памяти, выраженные трудности в понимании причинно-следственных связей и установления логической последовательности событий, низкая работоспособность. Все это обуславливает то, что навык чтения у школьников с умственной отсталостью имеет специфические особенности, а процесс его формирования значительно растягивается во времени. На пути к овладению синтетическим чтением у учеников возникают трудности в понимании прочитанного, как на уровне слова (на начальных этапах обучения), так и на уровне предложений и текста. Кроме того, чтобы пересказать прочитанный текст ученик должен овладеть не только навыком осознанного чтения, но и также навыком последовательно и связно излагать материал, что наиболее затруднительно для детей  различными интеллектуальными нарушениями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Выступление на методическом объединении

по теме: «Значение картинного плана для усвоения литературного текста учащимися с умеренной умственной отсталостью»

Составила

учитель: Мокрякова Татьяна Яковлевна

        2020 г.

        Умение понимать прочитанный текст и пересказывать его необходимо при изучении всех школьных предметов. Обучение пересказу представляет особую трудность для ребёнка с умственной отсталостью, что связано со спецификой формирования его психических процессов. Для таких детей характерны ограниченность знаний, бедность словарного запаса, узость поля зрения, выраженная недостаточность звуко-слогового анализа  синтеза, зачастую значительные нарушения произносительной стороны речи и грамматического строя, дефекты слухового и зрительного восприятия, слабость внимания и памяти, выраженные трудности в понимании причинно-следственных связей и установления логической последовательности событий, низкая работоспособность. Все это обуславливает то, что навык чтения у школьников с умственной отсталостью имеет специфические особенности, а процесс его формирования значительно растягивается во времени. На пути к овладению синтетическим чтением у учеников возникают трудности в понимании прочитанного, как на уровне слова (на начальных этапах обучения), так и на уровне предложений и текста. Кроме того, чтобы пересказать прочитанный текст ученик должен овладеть не только навыком осознанного чтения, но и также навыком последовательно и связно излагать материал, что наиболее затруднительно для детей  различными интеллектуальными нарушениями.

Трудности при пересказе сохраняются у школьников с умственной отсталостью вплоть до старших классов, поэтому подготовительную работу по обучению пересказу необходимо начинать параллельно с работой по обучению чтению. Основными направлениями работы по обучению пересказу являются:

  • тренировка техники чтения,
  • формирование осознанного чтения,
  • обучение построения связанного рассказа.

Параллельно с этой работой нужно уделить внимание

  • обогащению знаний об окружающем мире,
  • увеличению объёма словаря, как активного, так и пассивного,
  • коррекции внимания,
  • развитию всех видов памяти,
  • развитию эмоциональной сферы, в частности, умения принимать чужие эмоции, выражать свои.

Сначала школьников следует научить передавать содержание предложений или небольших рассказов, прочитанных учителем. Воспринимаемый ими материал должен читаться медленно и выразительно. Богато интонированное и эмоциональное чтение очень важно как для понимания детьми текста, так и для поддержания их интереса. Для младших школьников чтение или рассказ можно сопровождать показом кукольного театра. Со временем актерами этого театра могут стать дети.

Работу по обучению пересказу необходимо организовывать по принципу «от простого к сложному». Начинать следует с ответов на вопросы по содержанию отдельного предложения, а потом текста, прочитанного учителем. Объем материала на первых этапах минимален. Так, первые предложения, над которыми ведется работа, должны состоять из 2-3 слов. Одновременно ребенку предъявляется сюжетная картинка, отражающая содержание предложения. Педагог читает предложение, а затем задает вопрос к каждому слову (Кошка спит. Кто спит? Что делает кошка?). Затем пересказ ведется по серии сюжетных картинок.

При обучении пересказу формируются умения:

  • передавать содержание прочитанного своими словами, при этом использовать слова и выражения из текста,
  • понимать и передавать последовательность событий,
  • понимать простые причинно-следственные связи,
  • передавать содержание текста, не упуская ничего важного,
  • понимать чувства и оценивать поступки героев,
  • выразительно рассказывать.

Особое внимание стоит обратить на:

  • обучение начинать пересказ. Для этого можно заучить первое предложение или заранее проговорить слова, которыми ученик начнет повествование.
  • передачу логики событий. С помощью иллюстраций, рисунков, обыгрывания ситуаций и других вспомогательных приемов следует добиваться понимания последовательности событий, простых мотивов и последствий.
  • подробное воспроизведение всего текста. Необходимо учитывать особенности памяти и мышления умственно отсталых детей и особенно прорабатывать пересказ заключительной части текста.
  • бедность и ограниченность языковых средств. Через работу с текстами, чтение и активную речевую работу возможно постепенное расширение словарного запаса и повышения качества устной речи.
  • умение в форме косвенной речи передавать содержание реплик героев. Работу необходимо проводить над каждым диалогом из текста, давать шаблоны, которыми ребенок сможет пользоваться при пересказе.

 Работу над пересказом ведем по плану

1.        Словарная работа.

На этом этапе ученикам объясняется значение всех незнакомых слов, встречающихся в тексте, уточняется понимание остальных слов. Особенно сложные слова выписываются (на доску или в специальную тетрадь). При пересказе этот список должен быть перед глазами у детей.

2.        Знакомство с текстом.

Первое прочтение должно быть выразительным и эмоциональным. Темп чтения должен быть оптимальным для восприятия детьми. Чтение текста сопровождается соответствующими иллюстрациями.

3.        Работа над содержанием.

Текст делится на отдельные абзацы или смысловые отрезки. После прочтения каждого абзаца необходимо ответить на вопрос «О чем здесь написано?». Также важно обсудить содержание диалогов и объяснить логику событий. К концу прочтения может быть составлен иллюстративный или текстовый план, передающий содержание текста.

4.        Обсуждение прочитанного.

С учениками еще раз необходимо проговорить, о чем текст, какие чувства у них вызвала история, чему она нас учит, как можно охарактеризовать поступки героев и самих героев.

5.        Пересказ частей текста.

Работа ведется над пересказом каждого абзаца последовательно. Особое внимание уделяется содержанию абзацев, находящихся в концовке текста. Еще раз уточняется последовательность событий и причинно-следственные связи.

6.        Повторное чтение целого текста.

При достаточной технике чтения можно предложить чтение по цепочке или по ролям.

7.        Пересказ.

Возможно, педагогу придется помочь начать пересказ. Не стоит забывать про использование картинного или текстового плана.

Как показала практика, наиболее эффективными для развития словесно-логической памяти учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках чтения являются приёмы обучения пересказу, при которых неотъемлемой частью работы над текстом является составление плана. При этом виды планов, задания для работы с ними должны варьироваться и вводиться на уроках в следующей последовательности:

  1. простые картинные,
  2. картинные деформированные,
  3. «словесное рисование»,
  4. схематические,
  5. словесные, состоящие из слов, предложений или вопросов.

Такой порядок работы с планами обусловлен особенностями развития памяти школьников с лёгкой  степенью умственной отсталости.  Как было доказано исследователями, умственно отсталые учащиеся к 12 годам лучше запоминают яркие зрительные образы, так как у них, в отличие от нормально развивающихся сверстников, всё ещё преобладает наглядно-образное, конкретное мышление. А значит, конкретные наглядные образы им более понятны и легко запоминаются.

Следовательно, начиная работать с картинным планом, мы облегчаем школьникам понимание и запоминание прочитанного. Одновременно с этим мы приучаем ребят видеть структурные части текста, устанавливать логические связи между ними. Для решения указанной проблемы на уроках применяются такие задания, как, например,

  • соотнести картинки с текстом,
  • восстановить нарушенную последовательность иллюстраций,
  • найти лишний или недостающий элемент картинного плана и т.д.

Такой способ работы подходит и для детей с умеренной умственной отсталостью, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Так же, при составлении пересказа текста, хорошо применять в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью и с детьми, имеющими речевую патологию, мнемотехнику (картинно-графический план) .

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер.

Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация. Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха. Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания. Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно. Все графические объекты, которые используются  в плане, ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Умение пересказывать у детей с умеренной умственной отсталостью формируется в результате планомерной систематической работы и требует значительных затрат времени и сил! Но, создав, позитивный настрой, поддерживая интерес к занятиям и используя индивидуальный подход, педагог обязательно достигнет результата!

Список литературы

1.  Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. / А.К. Аксенова – М.: ВЛАДОС, 2005. – 316 с.

2.  Белякова И.В, Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников  [Текст]: учеб. Пособие/ Под ред. В.Г. Петровой, И.В. Беляковой  - М.: Академия, 2002. – 160 с.

3.  Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т., Том 2 - М.: Педагогика, 1982. - с. 31- 62.

4.  Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Том 5 - М.: Педагогика, 1983. - с.231-256.

5.  Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - с.420-436.

6.  Мальцева К.Б. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания [Текст] //Развитие логической памяти детей/Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Педагогика, 2006. С. 115-186.

7.  Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст] / Т.Г. Неретина. - Минск: ФЛИНТА МПСИ, 2008. – 376 с.

8.  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/  Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

9.  Озолайте В.А. Значение картинного плана для усвоения текста младшими умственно отсталыми школьниками [Текст] / В.А. Озолайте // Дефектология. 1995 - №. 5,  с.62-65.

10.  Петрова В.Г. Исследования вербальной памяти у умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г.Петрова // Дефектология. 1996 - № 5,  с. 3-7.

11.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. [Текст] Сборник 1/ Под ред. Воронковой В.В., авторы: Воронкова В.В., Перова М.Н., Эк В.В. и др. – М.: Владос, 2010. – 124 с.

13.  Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" / С.Я.Рубинштейн. -  М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

14.  Торшина Л.Г. Работа с умственно отсталыми школьниками над содержанием рассказов при наличии сюжетных картин [Текст] / Л.Г. Торшина  // Дефектология. 2000  - № 3.  с. 42-45.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З начение картинного плана для усвоения литературного текста учащимися с умеренной умственной отсталостью Составила учитель Мокрякова Т.Я. 2020г.

Слайд 2

План - предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. по Ожегову С.И.

Слайд 3

Виды планов Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание; Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Слайд 4

Что такое картинный план произведения это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста . В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами .

Слайд 5

Ч то такое картинный план к рассказу (сказке) — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Слайд 7

Как составляется картинный план Прочитать текст; Разделить текст на смысловые части; Определить главное в каждой части; К каждой части подобрать (нарисовать) картинку.

Слайд 8

Основных видов работы с картинными планами несколько с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д .; прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план; комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Слайд 9

Какие требования предъявляются Общие требования к картинному плану те же, что и к другим: Структурированность . Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов. Последовательность . Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца. Единообразие . Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный ?). Информативность . Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего .

Слайд 10

Пересказы с помощью картинно-графической схемы Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер . Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.

Слайд 11

Как работать с текстом по мнемотехнике ? 1 . Сначала читаете произведение. 2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста. 3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана. 4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану. 5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.

В статье представлен методический материал из опыта рботы с детьми класса Особый ребенок по формированию основ безопасности жизнедеятельности в рамках ОЭР школы...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...

Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью через личностно-ориентированный подход.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся с умеренной степенью У.О. зависит от внедрения в школе здоровье сберегающих техн...

Методическая разработка по теме:"Особенности усвоения знаний умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики"

В процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, у...