Профилактика профессионального выгорания у педагогов
материал
Цель тренинга: ознакомление педагогических работников с синдромом «профессионального выгорания», как одной из профессиональных деформаций профессионалов, задействованных в системе «человек-человек» и его влиянием на личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_treninga_prof.vygoraniya.docx | 30.82 КБ |
памятка | 651.99 КБ |
презентация к тренингу по проф.выгоранию | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ СИНДРОМА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Цель тренинга: ознакомление педагогических работников с синдромом «профессионального выгорания», как одной из профессиональных деформаций профессионалов, задействованных в системе «человек-человек» и его влиянием на личность.
Задачи:
- формирование знаний у педагогов, сотрудников психологической службы о синдроме «профессионального выгорания»;
- самоанализ личностей участников тренинга;
- изучение степени проявления синдрома;
- ознакомление с особенностями проявления синдрома;
- разработка группой профилактических мер по профилактике и преодолению синдрома «профессионального выгорания.
Материалы: флип-чарт, бумага для флип-чарта, бумага формата А4, маркеры, конверты с марками, бланки для индивидуальной работы участников тренинга.
Ход тренинга
- Определение понятия «синдром профессионального выгорания» (5 мин)
Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека;
Сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки.
- Мини-лекция с презентацией «ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОДЕЛЕЙ «СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» (10 мин)
В литературе известно несколько подходов к определению синдрома «профессионального выгорания». Первый подход рассматривает «профессиональное выгорание» как состояние физическое, психического и прежде всего эмоционального истощения, которое предопределено долговременным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. При таком подходе «профессиональное выгорание» трактуется как синдром «хронической усталости».
При втором подходе «профессиональное выгорание» - двумерная модель, которая складывается 1) из эмоционального истощения и 2) деперсонализации, то есть ухудшение отношения к другим, а иногда и к себе.
Но самым распространенным является третий подход, который предложили американские исследователи К. Маслач и С. Джексон. Они рассматривают синдром «профессионального выгорания» как трехкомпонентную систему, которая содержит эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Очень близким к подходу К. Маслач и С. Джексон является подход отечественного ученого В.В. Бойко. Его модель синдрома «профессионального выгорания» состоит из трех компонентов, которые сопровождаются двенадцатью симптомами. В. Бойко так характеризует компоненты синдрома «профессиональное выгорание»:
Первый компонент - напряжение - характеризуется ощущением эмоциональной изможденности, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. В него входят такие симптомы, как: переживание психотравмирующих обстоятельств - человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие; недовольство собой - недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом; «загнанность в угол» - ощущение безвыходности ситуации, желания сменить работу или профессиональную деятельность вообще; тревога и депрессия - развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
Второй компонент - резистенция - характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует возникновение и развитие защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На этом фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональным делам и коммуникациям вызывает у человека ощущение избыточного переутомления. Резистенциюхарактеризуют такие симптомы, как: неадекватное выборочное эмоциональное реагирование - неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения; эмоционально моральная дезориентация - развитие безразличия в профессиональных отношениях; расширение сферы экономии эмоций - эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации; редукция профессиональных обязанностей - свертывание профессиональной деятельности, стремления как можно меньше времени выполнять профессиональные обязанности.
Третий компонент - истощение - характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелировкой собственных профессиональных достижений, ухудшением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к коллегам по работе, психосоматическими расстройствами. В него входят такие симптомы, как: эмоциональный дефицит - развитие эмоциональной нечувствительности на фоне истощения, уменьшение до минимума эмоционального вклада в работу; эмоциональное отчуждение - создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях; личностное отчуждение (деперсонализация) - ухудшение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к коллегам по работе и к профессиональной деятельности вообще; психосоматические и психовегетативные расстройства - ухудшение физического самочувствия, развитие психосоматических и психовегетативных расстройств.
Следовательно, за В. Бойко, каждый компонент синдрома состоит из четырех симптомов.при этом каждый компонент и каждый симптом имеют три уровни развития: низкий, средний и высокий.
Таким образом синдром «выгорания» проявляется в депрессивном состоянии, присутствии чувств усталости и опустошенности, потере энтузиазма, способности, видеть позитивные последствия своего труда, негативной установке относительно работы и жизни в целом.
- Диагностика «синдрома профессионального выгорания» при помощи методики Диагностика синдрома «профессионального вигорания» в професияхсистеми «человек-человек» (Практикум по исихологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред.Г.С.Никифорова. М.Л.Дмитриевой, Н.М. Снеткова, СІІб.: Речь,2001. – С.276 – 282.) (15-20 мин)
№ | УТВЕРЖДЕНИЕ | никогда | очень редко | редко | иногда | часто | очень часто | всегда |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Я чувствую себя эмоционально истощенным | |||||||
2 | В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон | |||||||
3 | Я чувствую себя уставшим, когда просыпаюсь утром и должен идти на работу | |||||||
4 | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела | |||||||
5 | Я общаюсь с моими учениками полностью формально, без лишних эмоций, и пытаюсь свести общение с ними к минимуму | |||||||
6 | Я чувствую себя энергичным и эмоционально возвышенным | |||||||
7 | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях | |||||||
8 | Я чувствую подавленность и апатию | |||||||
9 | Я могу положительно влиять на производительность работы моих учеников и коллег | |||||||
1 | В последнее время я стал более черствым (нечувствительным) в отношении к тем, с кем работаю | |||||||
1 | Как правило, окружающие люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня | |||||||
1 | У меня много планов на будущее и я верю в их осуществление | |||||||
1 | У меня все более жизненных разочарований | |||||||
1 | Я чувствую безразличие и потерю интереса ко многим вещам, которые радовали меня раньше | |||||||
1 | Иногда мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми из моих учеников и коллег | |||||||
1 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | |||||||
1 | Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами | |||||||
1 | Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера | |||||||
1 | Я многое успеваю сделать | |||||||
2 | Я чувствую себя на грани возможностей | |||||||
2 | Я многое еще смогу достичь в своей жизни | |||||||
2 | Иногда ученики и коллеги переводят на меня груз своих проблем и обязанностей |
Обработка результатов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов за тремя субшкалами.
Ключ
Субшкала | Номер утверждения | Сумма баллов (максимальная) |
Эмоциональное истощение | 1,2,3,6,8,13,14,16,20 | 54 |
Деперсонализация | 5,10,11,15,22 | 30 |
Редукция личных достижений | 4, 7,9, 12, 17, 18, 19,21 | 48 |
Уровень «профессионального выгорания» определяется за таблицей уровней «выгорания».
Таблица уровней «выгорания»
Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0-16 | 17-26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0-6 | 7-12 | 13 и больше |
Редукция личных достижений | 39 и больше | 38-32 | 31-0 |
Интерпретация данных. Согласно модели синдрома «выгорания», предложенной американскими исследователями К. Маслач и С. Джексон, «профессиональное выгорание» объясняется как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений.
Эмоциональное истощениерассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и характеризуется заниженным эмоциональным фоном, безразличием или эмоциональным перенасиченям. Деперсонализацияпроявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть рост зависимости от других людей, в других - рост негативизма, циничности настроек и чувств относительно других людей (учеников, коллег, подчиненных и тому подобное). Редукция личных достиженийзаключается или в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебного достоинства и возможностей, или в нивелировке личного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей относительно других и тому подобное.
- Упражнение: «16 ассоциаций» (10мин)
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.
Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
Ключ к тесту:
1 столбец - уровень Реальности. То что на поверхности.
2 столбец - уровень Разума. Что я об этом думаю на самом деле.
3 столбец - уровень Чувств. То, что я чувствую в связи с этим на самом деле.
4 столбец - корень проблемы или самые значимые вопросы.
5 столбец - ключ Бессознательного.
Если в последующие несколько дней Вы не будете выпускать из головы ключевое слово, пытаясь прикладывать его к различным сферам своей жизни, то может появиться о много мыслей, которые помогут Вам лучше разобраться в себе и своем подсознании.
- Упражнение «Я – дома, я – на работе» (5-7 мин)
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Рефлексия:
Проанализировать:
похожие черты,противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях, отсутствие общих черт, какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
- Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо» (10мин)
Цель: Подвести итоги основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга.
Завершить тренинг на позитивной ноте.
Обеспечить базис для следующего занятия.
Ход упражнения: Каждому участнику было предложено написать себе письмо, в котором он резюмирует знания и навыки, полученные в ходе тренинга. Ведущий объяснил, что письма будут разосланы всем через месяц. Участники могли включить в письма то, о чем хотели бы себе напомнить (например, как можно по-новому реагировать на ситуацию стресса или как быстро и эффективно восстановить энергетический баланс после рабочего дня и др.).
Письма вкладываются в конверты, на которых надписывается реальный адрес, и заклеиваются. Ведущий собрал конверты у участников. Через месяц письма отправляются адресатам.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Профессиональное выгорание » - состояние физического, психического и прежде всего эмоционального истощения, которое предопределено долговременным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения, « профессиональное выгорание» трактуется как синдром «хронической усталости».
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся следующие: - чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); -ощущение эмоционального и физического истощения ; - личностная отстраненность — снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); - общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); - частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; - резкая потеря или резкое увеличение веса; - полная или частичная бессонница; - постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; - заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся следующие неприятные ощущения и реакции: - безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); - цинизм и черствость не только в работе, но и в личной жизни; - повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; - частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); - постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности, разочарования; неуверенности в себе); - чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; - чувство гиперответственности и постоянное чувство страха; - общая негативная установка на жизненные и профессиональные; - ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег; - осознание ошибочного выбора.
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: - ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); -вне зависимости от объективной необходимости постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; -руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе; -невыполнение важных, приоритетных задач и застревание на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; - злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств; - уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (в работе); формальное выполнение работы; - уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; - ограничение социальных контактов работой; - скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе.
Стадии профессионального выгорания Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (коллег, клиентов, начальство), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии — в среднем от пяти до пятнадцати лет. Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.
Фазы синдрома эмоционального выгорания Фаза «напряжения» Нервное напряжение (тревожность) служит предвестником и запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания. Симптом «переживания психотрамвмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Раздражение ими постепенно растет. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания. Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм эмоционального переноса — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Симптом «загнанности в клетку». Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. Если она не находит выхода, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».
Фаза «истощения». Характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита». Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни негативные. Он постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Плохое настроение, дурные ассоциации, бессонница, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний..
Профилактика и излечение Первый шаг к преодолению выгорания — разобраться собой : не только понять свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Самый распространенный способ справиться с ситуацией — попробовать подняться над ней , изменить свой угол зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения. Второй способ — уход в смежную область , когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение. Человек делает так называемую горизонтальную карьеру. Третий способ — не оставляя исполнения обязанностей, сделать их инструментом для достижения более глобальных целей . Четвертый способ заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой . Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой выгорания.
Профилактика «ПРОФВЫГОРАНИЯ» Полноценный сон Здоровое питание Оптимальные физические нагрузки Группа поддержки Личностное и профессиональное развитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика профессионального выгорания педагогов
В презентации в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Выступление на педсовете. Презентация....
Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя
Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...
Презентация к семинару - практикуму с педагогами "Профилактика профессионального выгорания учителя"
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Цель занятия: помочь учителям справиться с си...
Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.
Выступление педагога- психолога на методическом объединении педагогов....
Встречи по профилактике профессионального выгорания для педагогов
Считаю важным реализовать данную программу в нашей школе из-за ее специфики (школа VII вида). Место программы «Встречи по профилактике профессионального выгорания для педагогов» по отношен...
«Работа педагога-психолога по профилактике синдрома профессионального выгорания у педагогов».
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание педагого...